Профессия машинист. Должностная инструкция машиниста тепловоза Профессия машинист электровоза для детей

На современной железной дороге представлено множество самого разнообразного транспорта, который отличается своими техническими характеристиками, назначением или другими параметрами. Например, электровоз. Данный вид техники относится к локомотивам, при этом он имеет электрический двигатель. А используется электровоз чаще всего при грузовых перевозках. Управляет этой техникой машинист электровоза.

Описание профессии

Машинист электровоза – это квалифицированный рабочий. Он имеет все необходимые знания и навыки для проведения технического обслуживания, ремонтных работ, а также эксплуатации электровоза. В его обязанности входит весьма процесс подготовки машины к выходу на маршрут. Для того, чтобы убедиться в работоспособности вверенной ему техники, машинист проверяет исправность аппаратуры, ходовой части, сигнальной системы.

Для получения допуска к самостоятельной работе машинисту электровоза необходимо пройти медицинскую комиссию, которая должна выявить отсутствие противопоказаний к работе. Впоследствии осмотры рабочий будет проходить перед каждой сменой. У него будут проверять зрение, рефлексы, мелкую моторику. Также будут брать анализ крови, если в нем будут обнаружены следы алкогольных или наркотических веществ, машинист не может быть допущен к работе. Более того, специалиста будут ожидать взыскания за нарушения трудовой дисциплины.

Перед началом работы машинист должен пройти серию инструктажей по охране труда, технике безопасности и способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Подобное обучение специалист проходить регулярно, согласно графику. Однако, если возникнет внештатная ситуация или будет приобретено новое оборудование, будут проведены внеплановые инструктажи. По их итогам машинист сдает аттестацию. В случае неудовлетворительных результатов, он не может быть допущен к работе.

В паре с машинистом электровоза работает помощник машиниста. Чаще всего эту функцию исполняет молодой специалист без опыта работы. Таким образом он проходит стажировку, перенимая у более опытного коллеги знания и практические навыки. Обычно стажеров прикрепляют к сотрудникам, которые имеют опыт работы в качестве машиниста более трех лет. А сама стажировка в среднем длится около трех месяцев. Кроме того, неопытные специалисты также отрабатывают свои практические навыки на специальных тренажерах под руководством машиниста-инструктора.

Машинист электровоза может допустить присутствие в кабине только следующих лиц: машиниста-инструктора, помощника машиниста, который перенимает опыт по вождению поезда. Этот же принцип действует и при передаче управления. Доверить управление локомотива можно либо машинисту-инструктору, либо помощнику машиниста.

Машинист электровоза не имеет права во время своей смены покидать локомотив. Если же подобная необходимость возникает, ее следует согласовать с поездным диспетчером или дежурным по станции.

Где можно выучиться профессии машинист электровоза?

Для того, чтобы работать в качестве машиниста электровоза, следует получить профильное образование. Машинистов готовят в средних специальных образовательных учреждениях. Абитуриенты сдают экзамены и проходят медицинскую комиссию. Если показания по здоровью не соответствуют заявленным нормативам профессии, абитуриент не может быть допущен к обучению. По завершению обучения выдается свидетельство на право управления электровозом.

После получения диплома об образовании молодой специалист устраивается на работы, где проходит стажировку в качестве помощника машиниста. В среднем подобная стажировка может занимать от трех месяцев.

Кроме того, машинист должен регулярно подтверждать уровень своей квалификации. Если у него первый квалификационный уровень, то аттестация на профессиональную пригодность будет проходить один раз в 5 лет, если второй класс – один раз в 4 года, а при третьем разряде – раз в три года.

Периодически подтверждать квалификацию в комиссии локомотивного депо: машинисты с первым классом квалификации - не реже одного раза в 5 лет, со вторым классом квалификации - не реже одного раза в 4 года, с третьим классом квалификации - не реже одного раза в 3 года.

Разряды профессии машинист электровоза

У специальности машинист электровоза существуют три квалификационных разряда: первый, второй, третий. Машинист должен вести весь процесс технологического обслуживания локомотива, управлять им, а во время движения отслеживать ситуацию на железной дороге, читать знаки. Кроме того, в обязанности машиниста входит обучение помощника машиниста, контроль его действий.

Личностные качества профессии машинист электровоза

Электровоз – это вид транспорта, который перемещается на достаточно большой скорости, поэтому для управления подобной техникой у машиниста должны быть острое зрение, хороший слух, быстрые рефлексы и развития моторика.

Садиться за управление электровоза при плохом самочувствии, а также при наличии проблем со зрением, моторикой, сердечно-сосудистой системой запрещено, это нарушение правил безопасности.

В представителях данной профессии высоко ценятся следующие качества: ответственность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Кроме того, машинист работает в паре с помощником, которого чаще всего необходимо обучать практическим навыкам профессии, поэтому рабочему необходим и педагогический талант. Необходимо грамотно и четко излагать свои мысли, конкретно ставить задачу, отслеживать ее выполнение.

Заработная плата профессии машинист электровоза

Ежемесячно машинист электровоза зарабатывает от 60 000 рублей. Во многом величина оклада зависит от квалификационного уровня рабочего, а также маршрутам, которые он выполняет.

Плюсы и минусы профессии машинист электровоза

К положительным сторонам специальности необходимо отнести следующее:

    востребованность на рынке труда;

    высокий уровень заработной платы;

    возможность прохождения стажировки на рабочем месте.

К отрицательным сторонам профессии следует отнести:

    тяжелые условия труда;

    чаще всего работодатели отдают предпочтение машинистам-мужчинам.

Мечта водить поезда была у меня ещё с детства. У нас город железнодорожников и поэтому выбор будущей профессии был определён. После окончания школы поступил в железнодорожный техникум. В период обучения нужно было пройти практику в качестве слесаря по ремонту подвижного состава, в ходе которой более наглядно знакомишься с устройством локомотива. На следующем курсе более интересная поездная практика в качестве помощника машиниста. После его окончания техникума сразу машинистом не поедешь. Нужно как минимум 2 года отработать помощником машиниста, что бы изучить серии локомотивов, знать профиль пути и ТРА станций (количество путей, их длину, расположения сигналов). Потом сдать экзамен на права машиниста и только тогда тебе доверят перевозить пассажиров и грузы. Причём нужно сначала водить грузовые поезда, а только потом пассажирские.

Работа тяжёлая, ответственная и поэтому хорошо оплачивается (по крайней мере для нашей местности).

Машинист должен иметь хорошие технические знания, знать действующие инструкции Основные из них: Правила технической эксплуатации, Инструкция по движению поездов, Инструкция по сигнализации, Инструкция по тормозам.

У будущего машиниста должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психологическое. Ведь в пути случается различные ситуации на которые нужно своевременно и правильно реагировать. Режим работы не более 12 часов, причём в любое время суток. В пассажирском движении есть график работы на месяц, в грузовом в поездку вызывают по мере наличия поездов и в зависимости от истечения времени домашнего отдыха. Перед поездкой нужно пройти предрейсовый медосмотр.

После приёмки локомотива выезжаем на станцию к составу поезда или принимаем локомотив прямо на станции (в зависимости от ситуации). Команду на отправление дает дежурный по станции. На светофоре должен загореться зелёный сигнал. На локомотиве тоже имеется небольшой светофор, который дублирует показания напольных светофоров. Только после этого можно отправляться. При следовании по участку движением поездов управляет поездной диспетчер. Машинист должен следовать по участку по показаниям светофоров с установленной скоростью. Сначала трудно было запомнить, какая скорость на определённом участке. Теперь помню наизусть. Сейчас на локомотивах установлены современные системы безопасности, которые не позволяют машинисту уснуть или проехать красный сигнал светофора. Некоторые системы позволяют вести поезд в автоматическом режиме. Но роль машиниста остаётся важной, т.к. ни одна система не увидит препятствие на пути и не сможет остановить поезд при отказе оборудования.

Раз был один такой случай. Выезжаем из кривого участка пути, а впереди переезд, через который переходит стадо коров. Сразу начали тормозить и сигналить. Пастух начал отгонять животных хлыстом и пинками. Бедные коровы разбежались по сторонам. По счастливой случайности обошлось без жертв.

Несмотря на свою трудность, работа наполнена романтикой. Интересно наблюдать из кабины как дорога уходит за горизонт, красивую природу в разные времена года. Ощущаешь ответственность, что тебе доверили груз и жизни пассажиров.


Профессия машиниста связана с управлением пассажирским и грузовым транспортом на различных видах железных дорог. Такой сотрудник управляет локомотивом, к которому прикреплен паровоз, тепловоз или электровоз. На фоне расширения наземной и подземной транспортной сети востребованность машинистов электропоездов начала стремительно расти. Существует несколько способов получения интересующей должности. У каждого из подходов свои плюсы и минусы. Перед стартом карьеры соискателям стоит оценить собственные возможности. Машинисты поездов – это выносливые, здоровые, сильные люди с хорошо развитым техническим мышлением. Работа по направлению не каждому будет под силу.

В России профессия «машинист поезда» возникла почти 200 лет назад. Уже тогда к ее представителям предъявлялись особые требования. Для управления локомотивом надо было обладать узкоспециализированными знаниями, высокой скоростью реакции, ответственностью, устойчивостью к стрессам.

Технический прогресс привел к появлению составов разного типа, работа на каждом из них подразумевает наличие определенных навыков.

Также машинист локомотива должен привыкнуть к специфике рабочего процесса:

  • соблюдение графика – одно из базовых требований к сотруднику. В некоторых сферах отклонение от расписания на несколько секунд может привести к серьезным проблемам;
  • быстрое реагирование на нестандартные ситуации. Поезда едут по рельсам, машинисты регулярно ходят по одним маршрутам, но расслабляться им нельзя. Надо следить за соблюдением дорожных правил, техническими показателями, сигналами семафоров, помехами на путях. Все осложняется тем, что составы идут на огромных скоростях, иногда время на принятие решения исчисляется секундами;
  • четкое понимание особенностей своего участка. Для повышения эффективности работы машинистам обычно отводят определенный маршрут или отрезок дороги. Малейшая заминка водителя поезда грозит нарушением графика, созданием чрезвычайной ситуации;
  • умение быстро восстанавливаться, правильно распределять свои силы. Нахождение в закрытой кабине в течение нескольких часов сопряжено со значительными физическими и психоэмоциональными нагрузками. Отведенные перерывы надо использовать по максимуму, чтобы качество работы не снижалось;
  • внимательное отношение к здоровью. Перед выходом на смену сотрудник проходит базовое медицинское обследование. Ему измеряют пульс, АД, температуру, проверяют на отсутствие алкоголя в крови. Дополнительно каждые несколько месяцев работник проходит полное обследование для подтверждения профпригодности.

Машинист электровоза – основное лицо, на которое ложится ответственность за перевозимых пассажиров или груз. В зависимости от направления они ежедневно и многократно водят свой состав по короткому маршруту или за один раз покрывают путь в сотни километров. При этом работа каждого типа состава нуждается в контроле, который требует особой технической подготовки.

Плюсы и минусы направления

Востребованность и доступность – основные положительные моменты этого варианта карьеры. С каждым годом количество профильных вакансий увеличивается. Даже молодые специалисты без опыта работы могут рассчитывать на хорошее место. Разнообразие вариантов обучения также считается существенным плюсом.

Многих в направлении привлекает то, сколько зарабатывают машинисты. Сотрудники могут рассчитывать на высокий базовый оклад, внушительные премии за выслугу лет и безаварийную службу. Водители составов имеют возможность раньше выходить на пенсию в силу сложности условий. В зависимости от условий, предоставленных работодателем, социальный пакет может содержать расширенную медицинскую страховку, оплаченные поездки в санаторий.

Существенный минус профессии – значительные нагрузки на здоровье. Работника ожидает многочасовой рабочий день. При этом сотрудник практически все время находится в одном положении и даже не имеет возможности размяться. Это негативно сказывается на общем состоянии человека. Современные составы доведены до максимума в плане технических характеристик, но все равно сохраняется риск развития «вибрационной болезни».

Многих напрягает необходимость постоянно находиться в замкнутом пространстве. Отсутствие общения у машинистов, работающих в одиночку, иногда негативно сказывается на психике. Эта карьера не подойдет человеку, который плохо ладит с техникой – сотрудник должен уметь справляться с незначительными неполадками, оценивать качество работы устройств.

Рабочее место

Обладатель профильного образования может получить должность машиниста электропоезда в метрополитене, на железных дорогах ближнего и дальнего следования. Такие сотрудники востребованы на крупных промышленных предприятиях, шахтах, больших стройках, на геолого-разведывательных объектах. Управлением трамваев также занимаются машинисты особой специализации.

Важные качества

Прохождения профильного обучения на машиниста электропоезда не всегда достаточно для успешной работы по направлению. К соискателям выдвигается ряд требований в физическом и психоэмоциональном плане. Отсутствие определенных черт характера способно осложнить рабочий процесс, повысить уровень его опасности.

Чтобы работать по профессии машинист локомотива, надо обладать такими качествами:

  • умение концентрировать внимание на важных моментах и удерживать его в течение продолжительного времени;
  • высокая скорость реакции на меняющиеся условия, чрезвычайные ситуации, отклонения от привычной нормы;
  • уверенность в собственных силах, отсутствие страха перед принятием решений;
  • развитое чувство ответственности;
  • технический склад ума, любовь к технике, стремление к саморазвитию в плане изучения устройств.

Особые требования выдвигаются к показателям здоровья будущего машиниста. У сотрудника должны отсутствовать проблемы со зрением и слухом. Дальтонизм – прямой запрет к такой работе. Медицинскую комиссию могут не пройти соискатели с бронхиальной астмой, болезнями сердца и сосудов, проблемами с вестибулярным аппаратом или опорно-двигательной системой. К ответственной службе не допускаются лица с психическими отклонениями.

Знания и навыки

Вопреки распространенному мнению, работа в локомотиве поезда – сложный процесс, требующий постоянного напряжения. Даже обладателям технических профессий необходимо учиться на машиниста, получать первый практический опыт под контролем профессионала.

Машинисты электропоездов должны обладать такими знаниями:

  • управление локомотивом в стандартной ситуации;
  • реагирование на чрезвычайные положения по инструкции или особенностям ситуации;
  • проведение базовых инженерных и слесарных работ, устранение простых неполадок;
  • владение правилами поведения на железной дороге, соблюдение правил движения;
  • понимание принципов работы радиосвязи, умение ею пользоваться;
  • способность общаться с пассажирами в нестандартных ситуациях, умение контролировать действия толпы.

Учеба в профильном учреждение позволяет получить только базовое понимание специфики направления. Основной объем умений и навыков накапливается в процессе практической работы. Для машинистов регулярно проводят семинары, которые наделяют их новыми знаниями, закрепляют старые. Дополнительные самостоятельные занятия по профилю обеспечивают возможность дальнейшего карьерного роста.

Где учиться на машиниста электропоезда

Для желающих учеба на машиниста может начаться и в 8 лет. Ребятам, которые заинтересованы в этом направлении, стоит посетить детскую железную дорогу. Такие филиалы открыты во многих российских городах. Малыши получают возможность поуправлять самым настоящим составом, приобрести базовые технические и инженерные знания, оценить свои врожденные таланты. Профессии машиниста обучают различные учреждения, в которые можно поступить уже после 9 класса. Абитуриентам стоит подготовиться к тому, что в любом случае упор будет делаться на точные дисциплины.

Сколько учиться на машиниста

На то, чтобы получить профессию машинист поезда можно потратить от полугода до 5 лет. Показатель зависит от целей и формы обучения, уровня базового образования, выбранного пути развития. В любом случае, какое-то время после получения диплома придется от нескольких месяцев до 2 лет поработать помощником машиниста. За этим следует специальное тестирование, которое позволяет установить, готов ли сотрудник самостоятельно управлять составом.

Начальное профессиональное образование

После 9-го класса можно поступить в железнодорожный колледж и получить там профессию помощника машиниста локомотива, тепловоза, электровоза. Она поможет начать карьеру в выбранной области, но чтобы продвинуться по карьерной лестнице придется учиться дальше. Зарплата помощника машиниста электропоезда не так высока, нагрузки при этом значительны. Зато такое место позволяет познать все тонкости направления на практике, выбрать свою специализацию. Еще один плюс такого подхода в том, что далее уже можно выучиться на машиниста поезда по упрощенной схеме.

Среднее профессиональное образование

После 9-го или 11-го класса можно поступить в техникум или колледж, выбрав направление «Техническая эксплуатация подвижного состава». Такой подход займет больше времени, на выходе студент получает квалификацию «Техник». Уже на последних курсах или в качестве дополнительного образования студентов учат на машинистов поездов, инженеров, слесарей, составителей вагонов и по другим направлениям. Далее при желании можно получить высшее техническое образование для вертикального развития карьеры.

Обучение по месту работы

Многих представителей современной молодежи и взрослых без профильного образования интересует, как быстро стать машинистом поезда с дальнейшей гарантией трудоустройства. В этом случае лучше всего обратиться напрямую в депо по интересующему направлению. Сами железные дороги и метрополитен нередко набирают учеников, которым предлагают узконаправленное обучение по управлению конкретным типом состава. Учеба включает теоретические и практически занятия по слесарному делу, оборудованию локомотива, правилам движения и остальным дисциплинам. Для облегчения процесса усвоения материала нередко используются тренажеры.

Сколько зарабатывает машинист

По статистике, уровень зарплат машинистов находится выше среднего. Помощники в среднем получают от 20 до 30 тыс. рублей. После перехода на самостоятельную работу оклад сотрудников составляет от 40 до 60 тыс. рублей. Зарплата машиниста поезда, прошедшего определенное количество рейсов без аварийный ситуаций, может находиться в пределах 100 тыс. рублей. Многие работодатели предусматривают дополнительные премии за квартал, год, выслугу лет.

Нередко зарплата машинистам в метро выплачивается уже в процессе обучения. Такая «стипендия» в среднем составляет от 17 до 25 тыс. рублей. На частных предприятиях промышленного или добывающего типа уровень доходов может достигать 150 тыс. рублей в месяц. Также на зарплату машиниста электровоза может влиять тип его занятости, место работы, наличие дополнительных обязанностей. В перечень последних нередко входит обучение новых сотрудников.

Вопреки распространенному мнению, машинист электропоезда – это уже не сугубо мужская профессия. Сегодня все чаще ВУЗы, техникумы и колледжи принимают на обучение девушек, которые хорошо разбираются в технических дисциплинах. С каждым годом работа локомотивов и составов совершенствуется, расширяется спектр применения электроники. Теперь в работниках ценится не столько физическая сила, сколько выносливость, скорость реакции, знание основ инженерного дела.

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция машиниста тепловоза [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Общероссийского классификатора занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298) и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Машинист тепловоза [наименование организации] относится к категории рабочих, принимается на работу и увольняется приказом руководителя [наименование организации].

1.2. На должность машиниста тепловоза назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, с опытом работы по специальности не менее [вписать нужное], прошедшее предварительный медицинский осмотр и не имеющее противопоказаний к выполнению работы.

1.3. Машинист тепловоза непосредственно подчиняется [вписать нужное].

1.4. Машинист тепловоза должен знать:

Назначение тепловоза, его устройство, основные виды неисправностей и повреждений;

Правила подготовки тепловоза к поездке;

Правила приемки, обслуживания тепловоза;

Порядок осмотра и сдачи тепловоза;

Классификацию видов осмотра и ремонта тепловоза и их характеристики;

Виды и объем ремонта тепловоза;

Правила ТБ и ПБ;

Правила и нормы охраны труда.

1.5. До допуска к самостоятельной работе машинист тепловоза должен пройти:

Первичный инструктаж на рабочем месте;

Проверку знаний инструкции по охране труда;

Проверку знаний инструкции по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в связи с несчастными случаями при обслуживании энергетического оборудования;

Проверку знаний инструкции по применению средств защиты, необходимых для безопасного выполнения работ;

Проверку знаний ПТБ для рабочих, имеющих право подготавливать рабочее место, осуществлять допуск, быть производителем работ, наблюдающим и членом бригады в объеме, соответствующем обязанности ответственных лиц ПТБ;

Обучение по программам подготовки по профессии.

1.6. Машинист тепловоза в процессе работы обязан проходить:

Повторные инструктажи - не реже [вписать нужное];

Проверку знаний инструкции по охране труда и действующей инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим в связи с несчастными случаями при обслуживании энергетического оборудования [указать срок];

Медицинский осмотр - [указать срок];

Проверку знаний по ПТБ для рабочих, имеющих право подготавливать рабочее место, осуществлять допуск, быть производителем работ, наблюдающим или членом бригады - [указать срок].

2. Должностные обязанности

2.1. На машиниста тепловоза возлагаются следующие обязанности:

2.1.1. Управление тепловозом, регулирование скорости движения в зависимости от профиля пути и веса состава, наблюдение за сигналами, состоянием состава и путей, контактной сети, положением стрелочных переводов, показаниями контрольно-измерительных приборов и др., организация и выполнение маневровых работ;

2.1.2. Управление тяговым агрегатом, состоящим из электровоза управления и двух обмоторенных думпкаров или электровоза управления, дизельной секции и обмоторенного думпкара, проверка правильности и надежности сцепления тягового агрегата с первым вагоном (думпкаром, платформой) или другим транспортным средством, устранение неисправностей в работе тягового агрегата.

2.1.3. Подготовка тепловоза к поездке.

2.1.4. Обслуживание его во время следования, на стоянках.

2.1.5. Наблюдение за работой тепловоза.

2.1.6. Произведение необходимого служебного ремонта.

2.1.7. Подготовка для сдачи в депо.

2.1.8. Определение рационального режима движения поезда.

2.1.9. Выполнять оперативные распоряжения дежурных по эксплуатационным локомотивным депо, пунктам явки и смены локомотивных бригад, машинистов-инструкторов эксплуатационных локомотивных депо, обслуживающих данный участок.

2.1.10. При выполнении должностных обязанностей иметь при себе: служебное удостоверение с заверенной работником отдела кадров записью о сдаче свидетельства на право управления тепловозом и свидетельства о присвоении класса квалификации в отдел кадров локомотивного депо, удостоверение о допуске к работам на электроустановках, маршрут машиниста, служебный и технический формуляры машиниста, талон предупреждения, расписание движения поездов, выписки из ТРА станций обслуживаемого участка, выписки об установленных скоростях движений поездов, режимные карты.

2.1.11. В случае возникновения пожара или обнаружения его признаков немедленно сообщить в пожарную охрану и принять меры к ликвидации пожара и эвакуации пассажиров, и действовать в соответствии с инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в подвижном составе железнодорожного транспорта.

2.1.12. Обо всех неисправностях тепловоза, выявленных при эксплуатации, производить запись в журнале формы ТУ-152.

2.1.13. Проходить медицинский осмотр в пунктах оборота и после поездки, если такой порядок установлен железной дорогой.

2.1.14. Повышать свою квалификацию и технические знания, профессиональное мастерство по вопросам вождения тепловозов, выполнения маневровой работы, технического обслуживания тепловозов.

2.1.15. Подтверждать квалификацию в комиссии локомотивного депо - не реже [вписать нужное].

2.1.16. Выполнение других родственных по содержанию обязанностей.

3. Права

3.1. Машинист тепловоза имеет право:

3.1.1. Отказаться от выезда из депо, если в соответствии с правилами текущего ремонта и технического обслуживания локомотивов тепловоз имеет неисправности, которые влекут за собой невозможность его эксплуатации.

3.1.2. Прекратить движение в случаях, предусмотренных правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

3.1.3. Пользоваться нормативной и технической документацией, имеющейся в локомотивном депо, по вопросам, входящим в круг его обязанностей.

3.1.4. Пользоваться служебной телефонной, телеграфной и электронной связью для информирования причастных руководителей о выявленных недостатках по обеспечению графика и безопасности движения поездов.

3.1.5. Делать запись в формуляре помощника машиниста тепловоза, работающего в его локомотивной бригаде, о выявленных нарушениях и замечаниях при выполнении им должностных обязанностей.

3.1.6. В случае неисправности тепловоза и вынужденной остановки поезда на перегоне или станции привлекать работников других служб для быстрейшего восстановления движения.

3.1.7. Обращаться к должностным лицам [указать наименование организации] с предложениями по совершенствованию работы.

3.1.8. Не выполнять указания руководителей эксплуатационного локомотивного депо, других причастных к организации поездной и маневровой работе руководителей и должностных лиц, если они противоречат нормативным документам по безопасности движения, с последующей обязательной записью в книге замечаний машиниста и письменного рапорта начальнику эксплуатационного локомотивного депо.

3.1.9. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

3.1.10. Докладывать руководителю предприятия или его заместителям обо всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции.

3.1.11. Принимать решения в рамках своей компетенции.

3.1.12. Требовать от руководителя организации содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.1.13. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.1.14. Своевременно получать информацию в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Машинист тепловоза несет ответственность за:

Техническое состояние паровоза и выполнение правил его эксплуатации, сохранность инвентаря, инструмента и оборудования паровоза;

Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации;

Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

Причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Машинист поезда - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) - маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар - он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни - большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Оплата труда

Зарплата на 04.12.2019

Россия 40000—120000 ₽

Москва 80000—100000 ₽

Важные качества

Уверенность в себе, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое зрение), острый слух. Болезни сердца, сосудов, центральной нервной системы, бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата, проблемы опорно-двигательного аппарата, ограничивающие движение, противопоказаны при такой работе.

Знания и навыки

Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге.

Где учиться на Машиниста поезда (образование)

Начальное профессиональное образование (НПО)

В одном из железнодорожных колледжах можно получить профессии:

  • «Помощник машиниста локомотива»;
  • «Помощник машиниста тепловоза»;
  • «Помощник машиниста электровоза».

Среднее профессиональное образование (СПО)

В колледжах и техникумах можно получить специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Квалификация «Техник».

Обучение по месту работы

Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста. Сначала проводится слесарная практика, затем будущий машинист изучает оборудование электропоезда и учится управлять поездом. В московском метрополитене для ускорения процесса используют тренажёры.