Презентация на тему «Электроскоп электрическое поле. Электрическое поле: деление электрического заряда и электроскоп Презентация электроскоп проводники и диэлектрики электрическое поле

Электроскоп (от греческих слов «электрон» и skopeo – наблюдать, обнаруживать) – прибор для обнаружения электрических зарядов. Электроскоп состоит из металлического стержня, к которому подвешены две полоски бумаги или алюминиевой фольги. Стержень укреплен при помощи эбонитовой пробки внутри металлического корпуса цилиндрической формы, закрытого стеклянными крышками.

Устройство электроскопа основано на явлении электрического отталкивания заряженных тел. При соприкосновении заряженного тела, например натертой стеклянной палочки, со стержнем электроскопа электрические заряды распределяются по стержню и листочкам. Так как одноименно заряженные тела отталкиваются, то под действием силы отталкивания листочки электроскопа разойдутся на некоторый угол. Причем чем больше величина заряда электроскопа, тем больше сила отталкивания листочков и тем на больший угол они разойдутся. Следовательно, по углу расхождения листочков электроскопа можно судить о величине заряда, находящегося на электроскопе.

Если к заряженному электроскопу поднести тело, заряженное противоположным знаком, например отрицательно, то угол между его листочками начнет уменьшаться. Следовательно, электроскоп позволяет определить знак заряда наэлектризованного тела.

Для обнаружения и измерения электрических зарядов применяется также электрометр . Его принцип действия существенно не отличается от электроскопа. Основной частью электрометра является легкая алюминиевая стрелка, которая может вращаться вокруг вертикальной оси. По углу отклонения стрелки электрометра можно судить о величине заряда, переданного стержню электрометра.

Конспект урока «Электрическое поле. Электроскоп»

Цель урока: познакомить учащихся с устройством электроскопа. Сформировать представления об электрическом поле и его свойствах.

Оборудование: электроскоп, гильза на нити на подставке, эбонитовая, стеклянная палочка, воздушные шарики , кусок нейлоновой ткани, ножницы, скотч, шерстяная ткань, пластиковые стаканчики, скрепки, фольга.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний, учащихся

Для некоторых из вас сегодняшний урок начнётся с тестовых заданий. (5 человек), те, у кого лежат тесты, могут приступить к работе, время ограниченно, по истечению 3 минут, мы проверим правильность выполнения.

На демонстрационном столе находятся воздушные шарики. Двое учащихся вызываются к демонстрационному столу. Задача учащихся привести эксперимент и сделать вывод о взаимодействии наэлектризованных тел.

Пока два ученика читают инструкцию по выполнению эксперимента, вниманию остальных я предлагаю следующие вопросы:

1. Как передать электрический заряд от одного тела к другому?

2. Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют?

3. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды?

4. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды?

5. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел?

6. Правильно ли выражение: «При трении создаются заряды?» Почему?

7. Можно ли наэлектризовать латунный стержень, держа его в руке?

8. Можно ли на концах стеклянной палочки получить одновременно разноименные заряды?

9. Назовите вещества, которые являются проводниками.

10. Назовите вещества, которые являются диэлектриками.

Проверка выполнения тестовых заданий. Ключом к тесту является слово «Верно».

Демонстрируются учащимися опыты и делаются выводы. И результат сразу оценивается.

3. Изучение нового материала.

–Скажите, как определить наэлектризовано ли тело?

Есть ещё способ определить заряжено ли тело:с помощью такого прибора, как электроскоп?

Два воздушных шарика висят не касаясь друг друга, но однако же видно,

что они взаимодействуют, отталкиваются друг от друга. При буксировки

одного автомобиля другим взаимодействие автомобилей производится через трос. А взаимодействие между заряженными телами осуществляется с помощью электрического поля.

Название « электроскоп» произошло от греческих слов « электрон»- электричество и «скопео»- наблюдать, обнаруживать.(запись в тетрадь)

Из чего же он состоит? Через пластмассовую пробку в металлической оправе проходит металлический стержень, на конце которого закреплены два листочка из тонкой бумаги. Оправа с двух сторон закрыта стеклом.

Посмотрите, какие изменения произойдут, когда я поднесу заряженную

Палочку. (Листочки отклонятся). Т. е. по отклонению листочков можно судить о том, заряжено ли тело. Для опытов используют и другой прибор

Электрометр. Здесь легкая металлическая стрелка заряжается от металлического стержня, отталкиваясь от него не тем больший угол, чем больше они заряжены.

Согласно учению английский физиков Фарадея и Максвеля, вокруг заряженных тел. Посредником в этом взаимодействии и является электрическое поле. Электрическое поле-форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел, оно окружает любое заряженное тело и проявляет себя по действию на заряженное тело.

Опыт: Зарядить гильзу « отрицательно», палочку «положительно» и подносить палочки к гильзе. И наблюдать за тем, как гильза притягивается к палочке, по мере её приближения.

Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрический заряд с некоторой силой.

Силу, с которой электрическое поле действует на внесённый в него заряд, называется электрической силой.

Вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а при удалении от них поле ослабевает.

Изготовление детьми электроскопа из подручных средств: пластиковый стаканчик, скрепка, фольга, пластилин.

4 Подведение итогов урока.

Для чего нужен электроскоп и из каких частей он состоит?

С каким понятием вы познакомились на уроке?

Какое свойство электрического поля вы узнали?

На любом ли расстоянии от заряженного тела электрическое поле одинаково действует?

5 Д/з §27,28.

Инструкция 1

1. Возьмите два шарика

2. Каждый шарик завяжи ниткой длиной 30 см.

3. с помощью скотча прикрепи один из шариков к штативу.

4. потри висящий шарик куском шерсти. Необходимо сделать по крайней мере 20 движений кусочком ткани туда и обратно. Отпусти шарик и он будет свободно висеть

5. потри второй шарик куском шерсти. Возьми его за конец нитки и поднеси к первому шарику. Что произойдет с шариками?

6. прикрепи второй шарик достаточно близко к первому так, чтобы казалось, будто они разлетаются друг от друга

ИНСТРУКЦИЯ2

1.Возьми кусок нейлоновой ткани

2.Сложи полиэтиленовый пакет пополам и возьми в руку

3.помести между этими половинками кусок нейлоновой ткани и несколько раз проведи пакетом по нейлону

4.Что будет, когда ты уберешь пакет?

Т Е С Т

по теме « Взаимодействие заряженных тел »

1. Стекло при трении о шёлк заряжается

В – положительно Г – отрицательно

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, натёртой о мех, то оно заряжено…

А – положительно Е – отрицательно

3. Три пары лёгких шаров подвешены на нитях (см. рис.).

Какая пара шариков не заряжена?

С – первая У – вторая Р – третья

4. Три пары лёгких шариков подвешены на нитях (см. рис.).

Какая пара шариков имеет одноимённые заряды?

Н – первая П – вторая Р – третья

5. Три пары лёгких шариков подвешены на нитях (см. рис.).

Какая пара шариков имеет различные заряды?

К – первая О – вторая Л – третья

Если вы походили в одежде из синтетической ткани, то очень вероятно, что вскоре вы ощутите не очень приятные последствия от такого занятия. Ваше тело наэлектризуется и, здороваясь с другом или дотрагиваясь до дверной ручки, вы ощутите острый укол тока.

Это не смертельно и не опасно, но не очень-то приятно. Каждый хотя бы раз в жизни сталкивался с подобным явлением. Но частенько мы узнаем, что наэлектризовались, уже по последствиям. Можно ли узнать, что тело наэлектризовано каким-нибудь более приятным способом, чем укол тока? Можно.

Для чего нужны электроскоп и электрометр?

Самый простой прибор для определения наэлектризованности – электроскоп. Принцип действия его очень прост. Если дотронуться до электроскопа телом, обладающим каким-либо зарядом, то этот заряд передастся металлическому стержню с лепестками внутри электроскопа. Лепестки приобретут заряд одного знака и разойдутся, отталкиваемые одноименным зарядом друг от друга. По шкале можно будет увидеть размер заряда в кулонах. Есть еще разновидность электроскопа – электрометр. Вместо лепестков на металлическом стержне в нем укреплена стрелка. Но принцип действия тот же – стержень и стрелка заряжаются и отталкиваются друг от друга. Величина отклонения стрелки показывает на шкале уровень заряда.

Деление электрического заряда

Возникает вопрос – если заряд может быть разным, значит, существует какая-то величина наименьшего заряда, который нельзя разделить? Ведь можно же уменьшать заряд. Например, соединив заряженный и незаряженный электроскопы проволокой, мы разделим заряд поровну, что и увидим на обоих шкалах. Разрядив один электроскоп рукой, вновь разделим заряд. И так до тех пор, пока величина заряда не станет меньше минимального деления шкалы электроскопа. Применив приборы для более тонкого измерения, удалось установить, что деление электрического заряда не бесконечно. Величину наименьшего заряда обозначают буквой е и называют элементарным зарядом. e=0,00000000000000000016 Кл=1,6*(10)^(-19) Кл (Кулона). Эта величина в миллиарды раз меньше величины заряда, который мы получаем, наэлектризовав волосы расческой.

Сущность электрического поля

Еще один вопрос, который возникает при изучении явления электризации, заключается в следующем. Чтобы передать заряд, нам надо прикоснуться непосредственно наэлектризованным телом к другому телу, но чтобы заряд подействовал на другое тело, непосредственный контакт не нужен. Так, наэлектризованная стеклянная палочка притягивает к себе кусочки бумаги на расстоянии, не дотрагиваясь до них. Может, это притяжение передается по воздуху? Но опыты показывают, что в безвоздушном пространстве эффект притяжения остается. Что же это тогда?

Это явление объясняют существованием вокруг заряженных тел определенного вида материи – электрического поля. Электрическому полю в курсе физики 8 класса дают следующее определение: электрическое поле – это особый вид материи, отличающейся от вещества, существующий вокруг каждого электрического заряда и способный действовать на другие заряды. Честно говоря, до сих пор нет однозначного ответа, что это такое, и каковы его причины. Все, что мы знаем об электрическом поле и его воздействии, установлено опытным путем. Но наука движется вперед, и хочется верить, что и данный вопрос когда-нибудь разрешится до полной ясности. Тем более, что хотя мы и не до конца понимаем природу существования электрического поля, тем не менее, мы уже довольно неплохо научились использовать это явление на благо человечества.

Слайд 2

Электроскоп

  • Слайд 3

    материя вещество поле твердое состояние жидкое состояние газообразное состояние плазма электрическое магнитное гравитационное ядерное

    Слайд 4

    Сравнение свойств поля и вещества

    вещество 1. Непроницаемо 2. Имеет объём и форму 3. Ощущается визуально и тактильно поле 1. Взаимопроницаемо 2. Не ограничено в пространстве 3. Не воспринимается органами чувств

    Слайд 5

    Свойства электрического поля

    1. Существует вокруг заряженных тел 2. Невидимо, определяется по действию и с помощью приборов 3. Изображается с помощью силовых линий 4. Линии указывают направление действия силы, действующей со стороны поля на помещенную в него положительно заряженную частицу.

    Слайд 6

    Каким зарядом обладают шарики?

  • Слайд 7

    Подсчитай…

    Сколько избыточных электронов содержится в теле с зарядом 4,8·10-16 Кл? Одинаковые металлические шарики с зарядами -7q и 11q привели в соприкосновение и раздвинули на прежнее расстояние. Каковы стали заряды шариков? 3.Если в теле не достает пяти электронов то чему равен знак и модуль заряда на нем?

    Слайд 8

    Проверь себя:

    1. Одинаковые металлические шарики с зарядом 7еи 15е привели в соприкосновение, затем раздвинули на прежнее расстояние. Каким стал заряд шариков? 2. Можно ли сказать, что заряд системы складывается из зарядов тел, входящих в эту систему? 3.Как называется процесс, приводящий к появлению зарядов на теле? 4. Каково строение атома Резерфорда?

    Слайд 9

    5.Если тело электрически нейтрально, означает ли это, что оно не содержит электрических зарядов? 6.Если в замкнутой системе число зарядов уменьшилось, означает ли это, что заряд всей системы уменьшился? 7.Как взаимодействуют разноимённые заряды? 8.Сколько видов зарядов содержит атом золота? 9.Каково строение атома Томсона?

    Посмотреть все слайды

    Цели урока: Познакомиться с устройством электроскопа. Познакомиться с устройством электроскопа. Ввести понятия – проводники и диэлектрики. Ввести понятия – проводники и диэлектрики. Сформировать представление об электрическом поле и его свойствах. Сформировать представление об электрическом поле и его свойствах. Убедиться в реальности существования электрического поля на основе опытов, раскрывающих основные свойства электрического поля. Убедиться в реальности существования электрического поля на основе опытов, раскрывающих основные свойства электрического поля.


    Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают? Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды? Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды? Может ли одно и то же тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.




    Нам известно, что натиранием о шерсть заряжаются палочки из резины, серы, эбонита, пластмассы, картона. Заряжается ли при этом шерсть? а) Да, т.к. в электризации трением всегда участвуют два тела, при котором оба электризуются. б) Нет, заряжаются только палочки.





















    Домашнее задание Читать и отвечать на вопросы п Творческое задание: сделать самодельный электроскоп.


    Зачем стержень электроскопа всегда делают металлическим? Почему разряжается электрометр, если коснуться его шарика (стержня) пальцами? Будут ли взаимодействовать близко расположенные электрические заряды в безвоздушном пространстве (например на Луне, где нет атмосферы)? Почему нижний конец молниеотвода нужно закапывать в землю, работающие электроприборы заземлять?


    В электрическом поле равномерно заряженного шара в т. А находится заряженная пылинка. Как направлена сила, действующая на пылинку со стороны поля? А действует ли поле пылинки на шар? В электрическом поле равномерно заряженного шара в т. А находится заряженная пылинка. Как направлена сила, действующая на пылинку со стороны поля? А действует ли поле пылинки на шар? Чем отличается пространство, окружающее наэлектризованное тело, от пространства, окружающего ненаэлектризованное тело? Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде? Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?