Сатиры смелый. «Друг свободы», «Сатиры смелый властелин» Фонвизин
"Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время."
Д.И. Фонвизин
Фонвизин Денис Иванович - великий русский писатель, один из самых известных русских литераторов екатерининской эпохи талантливый создатель первой русской бытовой комедии, драматург, публицист и переводчик.
Писатель р одился 14 апреля 1744 года в богатой дворянской московской семье. Детство свое провел в патриархальной обстановке в доме своего отца, Ивана Андреевича Фонвизина, который был чиновником московской ревизион-коллегии.
Происхождение у него было самое благородное: его родовые исторические корни уходили в древний рыцарский род, представители которого еще при Иване Грозном обосновались в России, выйдя из Ливонии. До середины X IX века фамилия этого рода писалась в два слова или через дефис Фон-Визен (или Фон-Визин, нем. von Wiesen ). Этот именитый род дал России сразу несколько поколений служилых дворян.
В 1755-1760 г.г. учился в гимназии при Московском университете, затем в течение года – на философском факультете университета. В студенческие годы начал печататься в московских журналах.
В 1762 переезжает в Петербург и занимает место переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1763 - 69 служил секретарем кабинет-министра И. Елагина, ведавшего разбором челобитных на высочайшее имя, а с 1766 - и императорскими театрами.
В эти же годы Фонвизин сближается с кружком молодых офицеров-вольнодумцев, под их влиянием создает сатирическое произведение "Послание к слугам моим..." (1769). Интерес к театру выразился в работе над оригинальной русской сатирической комедией (до этого перекладывал иностранные комедии "на русские нравы"). "Бригадир", написанный в 1766 - 69 и поставленный в 1770, был опубликован только в 1792 - 95. Н.Новиков сказал об этой комедии: "сочинена она точно в наших нравах".
В 1777 - 78 годах совершил поездку за границу, во Францию и Германию, о чем позже написал в "Записках первого путешественника", сыгравших важнейшую роль в становлении русской прозы.
Свое самое значительное произведение, комедию "Недоросль" (1781), Фонвизин создал в обстановке реакции, наступившей после подавления Пугачевского бунта. В ней прямо указан корень всех бед России - крепостное право и общественное невежество, которые, по мнению Фонвизина, могут быть преодолены реформами в духе Просвещения.
В марте 1782 года подал в отставку, решив полностью отдаться литературному творчеству. В 1783 публикует ряд сатирических сочинений: "Опыт российского сословника", "Челобитная российской Миневре от российских писателей", "Повествование мнимого глухого и немого".
В 1784 – 85 годах Фонвизин побывал в Германии и Италии, анонимно издал на французском языке "Жизнь графа Никиты Ивановича Панина", нарисовав образ идеального просвещенного вельможи.
В дальнейшем Фонвизину не позволено было выступать в печати; пятитомное собрание его сочинений не было издано. Его статьи распространялись только в списках.
Последние годы жизни писатель был тяжело болен, но литературных занятий не оставил: начал автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (не была закончена, но и в незаконченном виде являет собой замечательный образец русской прозы).
Д.И. Фонфизин скончался в Петербурге 12 декабря 1872 года. Похоронен в Александро-Невской лавре.
О жизни и творчестве Д.И. Фонвизина можно почитать:
С. Рассадин. Умри, Денис или Неугодный собеседник императрицы.
История жизни и творчества Дениса Ивановича Фонвизиина. В книге даны яркие портреты императрицы Екатерины II, поэта Г.Р. Державина, графа Н.И. Панина и многих других виднейших личностей той эпохи.
С. Рассадин. Сатиры смелый властелин.
Эта книга о Д.И. Фонвизине – незаурядном писателе, мыслителе, человеке, отразившем в себе странность и сложность российского 18 века. Она и о характере того удивительного столетия, о людях, в нем живших: о Г.Державине, Н. Панине и других. Книга - портрет писателя, но портрет групповой – на фоне эпохи и в окружении ее достопримечательных личностей.
«Фонвизин - друг свободы, сатиры смелый властелин». Д. И. Фонвизин первый из русских писателей поднял протестующий голос против дикостей крепостного права. Он смело обличал самодержавно-крепостнический строй Екатерины II.
Фонвизин принадлежал к прогрессивному и образованному кругу дворянской интеллигенции. Он был сторонником умеренных либеральных реформ. Фонвизин не ставил вопрос об отмене крепостного права и надеялся справиться с дворянским «злонравием» путём установления правительственного контроля над помещиками.
Однако в комедии «Недоросль» сказалось больше того, что желал поведать автор. Демократически настроенные зритель и читатель шли дальше Д. И. Фонвизина. Они увидели, что крепостное право враждебно всему подлинно человеческому. Комедия имела исключительный успех. Один из современников так вспоминает о первом представлении «Недоросля»: «Несравненно театр был переполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
Фонвизин подчинил композицию пьесы правилу трёх единств, основному правилу классицизма. События в пьесе происходят в течение одних суток и в одном месте - в усадьбе помещицы Про- стаковой. Все события объединены около одного главного мотива - борьба за Софью. Согласно правилам классицизма персонажи отрицательные противопоставлены положительным героям. Автор наделяет действующие лица именами, указывающими на их основные черты: Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин, Цифиркин.
Следуя традициям русского классицизма, Фонвизин развивает патриотическую идею служения родине, пропагандирует высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям, создаёт образы положительных героев, которые не могут примириться с социальной несправедливостью. Таковыми являются Стародум, Правдин, Милон, Софья. В комедии Стародум больше говорит, чем действует. Его характер, взгляды и деятельность раскрываются в его речах. Он настоящий патриот. Его высказывания отражают взгляды наиболее просвещённых и передовых людей того времени. Главное для дворянина’- честное служение родине. Человека можно оценить по службе его отечеству: «Степень знатности (то есть ценности) рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества». Стародум в разговоре с Правдиным резко выступает против «двора» - высших сановников государства и самой царицы. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», - говорит он. Из его высказываний мы узнаём о нравах придворного круга, где «по прямой дороге почти никто не ездит», где «один другого сваливает», где «водятся премелкие души». К сожалению, исправить нравы двора Екатерины невозможно, по мнению Стародума: «Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится». Стародума, просвещённого человека, болеющего душой за судьбу своей родины, естественно волнует, кто придёт на смену им. Участвуя в экзамене Митрофанушки, он с болью говорит о принципах воспитания дворянских детей: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят ещё и деньги невеждам-учителям? Лет через пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». Фонвизин устами Стародума отвечает на один из важнейших вопросов эпохи - воспитание молодого поколения. Только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: «Имея сердце, имей душу ~ и будешь человеком во всякое время».
Правдин, Милон и Софья обрисованы слабее, они своим поведением как бы подтверждают правоту взглядов Стародума. Милон подхватывает мысль Стародума о честном выполнении дворянином своего долга перед родиной: «Истинно неустрашимый военачальник славу свою предпочитает жизни, но что всего более - он для пользы отечества не устрашается забыть свою собственную славу». Резко осуждая высших сановников государства, чиновник Правдин по своей инициативе, «из собственного подвига сердца», берёт «в опеку… дом и деревни» Простаковой. Поступком Прав- дина Фонвизин показал правительству, как надо поступать с жестокими помещиками.
В финале пьесы, как и полагалось в классических комедиях, зло наказывается, а добродетель торжествует. Для русского классицизма характерен интерес к народной поэзии, народному языку. Язык комедии настолько ярок и меток, что некоторые выражения превратились в пословицы и поговорки: «Не хочу учиться - хочу жениться», «Глупому сынку не в помощь богатство», «Вот злонравия достойные плоды».
Но в художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма. Главным образом это проявляется в изображении отрицательных действующих лиц. Это живые люди, а не олицетворение какого-либо одного качества. Простаковы, Скотинин, Митрофанушка настолько жизненны, типичны, что их имена превратились в нарицательные.
Правдин называет Простакову «презренной фурией», «госпожой бесчеловечной, коей злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может». Простакова - порождение той среды, в которой она выросла. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил. Но ещё сильнее воздействовали на неё условия крепостного права. Её не сдерживают никакие нравственные устои. Она чувствует свою безграничную власть и безнаказанность. Ограбив дочиста своих крепостных, она жалуется брату: «С тех пор как всё, что у крестьян было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Единственным способом управления домом и дворовыми крестьянами она считает ругань и побои: «С утра до вечера… то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится!» В своём доме Простакова - дикий, властный деспот. Всё в её необузданной власти. Робкого, безвольного мужа она называет «рохлей», «уродом» и всячески им помыкает. Учителям по году не платит жалованья. Верная ей и Митрофану Еремеевна получает «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день». Брату своему Скотинину она готова «вцепиться» в харю, «раздернуть рыло по уши». Она враждебно относится к просвещению. «Без наук люди живут и жили», - говорит она. Но дикая и невежественная Простакова поняла, что после петровских реформ дворянину без образования поступить на государственную службу невозможно. Вот почему она нанимает учителей, заставляет хоть немного поучиться. Но что это за учителя! Один - бывший солдат, второй - семинарист, покинувший семинарию, «убоясь бездны премудрости», третий - проходимец, бывший кучер. Рисуя отрицательных персонажей. Фонвизин избегает односторонности, схематизма. Простакова не только невежественная и беспощадно жестокая помещица, но и властная жена, и любящая мать.
Воспитание недоросля Митрофана - ещё более убедительный пример того, что среда, условия жизни определяют человека в обществе и его взгляды на жизнь. Образом Митрофана Фонвизин осуждает уродливое воспитание дворянских недорослей, тлетворное влияние права одного человека угнетать себе подобного. Фонвизин убедительно показывает умственное убожество и лень недоросля. Митрофан в течение трёх лет изучает «зады». Не может отличить имя существительное от прилагательного. По словам Вральмана, «голова его гораздо слабее брюха». Ему шестнадцать лет, но его всё ещё считают ребёнком, опекается няней Ере- меевной, гоняет голубей. Пример матери воспитывает в нём задатки грубого деспота, крепостника. С учителями он не разговаривает, а «лается», Еремеевну называет «старой хрычовкой». После неудачи с похищением Софьи он кричит: «За людей приниматься!» Пользуясь положением маменькиного сынка, избалованный барчук грозит всем, что пожалуется матери.
Царящие в доме порядки с детских лет приучили Митрофана раболепствовать перед влиятельными людьми. Нежный сынок льстиво говорит, что ему стало жаль матушку, которая «так устала, колотя батюшку», а знакомясь со Стародумом, называет себя «матушкиным сынком». Митрофан груслив. Эта черта раскрывается не только в его речи, но и в поступках, постыдных для человека. Просит Еремеевну заслонить его от дяди. Ему ничего не стоит грохнуться на колени перед Стародумом после неудавшегося похищения Софьи: «Виноват, дядюшка!»
Показывая, как Митрофан изменяет свое отношение к людям в зависимости от занимаемого ими положения, Д. И. Фонвизин раскрывает черствость его души. Любимый сын сразу же утратил интерес к матери, как только у неё отобрали власть: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Имя Митрофана стало символом лени, невежества, грубости.
«Недоросль» - первая русская комедия с ярко выраженным общественно-политическим содержанием. Это первая комедия, в которой положительные черты русского классицизма тесно переплелись с новым литературным направлением - реализмом. Фонвизин явился предшественником Грибоедова и Гоголя. Анализируя «Недоросля», «Горе от ума» и «Ревизора», Белинский отметил, что эти произведения «сделались народными драматическими пьесами».
Волшебный край! там в стары годы,Сатиры смелой властелин,Блистал Фонвизин, друг свободы...А. ПушкинВосемнадцатый век в истории русской литературы оставил немало замечательных имен. Но если бы требовалось назвать писателя, в произведениях которого глубина постижения нравов своей эпохи была бы соразмерна смелости и мастерству в обличении пороков господствующего сословия, то прежде всего следовало бы упомянуть Дениса Ивановича Фонвизина.Фонвизин вошел в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии "Недоросль".
Но он был и талантливый прозаик. Дар сатирика сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста. Бичующего сарказма фонвизинской сатиры страшилась императрица Екатерина II. Непревзойденное художественное мастерство Фонвизина отмечал в свое время Пушкин. Поражает оно нас и поныне.Будучи одним из наиболее ярких деятелей просветительского гуманизма в России XVIII века, Фонвизин воплощал в своем творчестве тот подъем национального самосознания, каким была отмечена эта эпоха. В разбуженной петровскими реформами огромной стране выразителями этого обновленного самосознания выступили лучшие представители русского дворянства. Фонвизин воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, с болью сердца наблюдал он нравственное опустошение части своего сословия.
Сам Фонвизин жил во власти представлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. В забвении дворянами своего долга перед обществом он видел причину всех общественных зол: "Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для того только, что ездят на паре. Я видел множество других, которые пошли тотчас в отставку, как скоро добились права впрягать четверню. Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих.
Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце". Так писал Фонвизин в 1783 году в письме к сочинителю "Былей и небылиц", то есть к самой императрице Екатерине И.Фонвизин включился в литературную жизнь России в тот момент, когда Екатерина II поощряла интерес к идеям европейского Просвещения: на первых порах она заигрывала с французскими просветителями - Вольтером, Дидро, Д"Аламбером. Но очень скоро от либерализма Екатерины не осталось и следа.Волей обстоятельств Фонвизин оказался в самой гуще внутриполитической борьбы, разгоревшейся при дворе. В этой борьбе одаренный блестящими творческими способностями и острой наблюдательностью Фонвизин занимал место писателя-сатирика, обличавшего продажность и беззаконие в судах, низменность нравственного облика приближенных к престолу вельмож и поощряемый высшими властями фаворитизм.Н. И. Новиков со своими сатирическими журналами "Трутень" и "Живописец", Фонвизин со своими публицистическими выступлениями и бессмертным "Недорослем" и, наконец, А. Н. Радищев со знаменитым "Путешествием из Петербурга в Москву" - таковы вехи формирования традиции наиболее радикальной линии русского дворянского Просвещения, и не случайно каждый из трех выдающихся писателей эпохи подвергся преследованиям со стороны правительства.
В деятельности этих писателей зрели предпосылки той первой волны антисамодержавного освободительного движения, которое позже назвали этапом развития дворянской революционной мысли.
Возможно это вас заинтересует:
- Загрузка... (по творчеству Д. И. Фонвизина)Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы.А. С. ПушкинСмелый властелин сатиры, писатель большого дарования,...
- Загрузка... Денис Иванович Фонвизин - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Его любовь к театру зародилась в юности, и талант будущего драматурга заметили...
- Загрузка... Смелым властелином сатиры и другом свободы называл Пушкин одного из самых замечательных деятелей русской культуры, драматурга XVIII века, автора бессмертной комедии “Недоросль” Дениса Ивановича...
- Загрузка... В литературе жанр комедии обладает рядом особенностей, которые выделяют его из всех других жанров. Прежде всего, особенности комедии заключается в сюжете, который, как правило,...
Отчего происходят... злоупотребления, как
не от гибельного неравенства между людьми?
Ж. Ж. Руссо
Так оценил талантливого драматурга XVIII века А. С. Пушкин, добавив к этой характеристике еще одну — «...друг свободы». Смелая и блистательная сатира Фонвизина определила на многие годы развитие в русской литературе сатирического направления. Главные объекты сатиры Фонвизина в блистательной комедии «Недоросль» — «злоправия достойные плоды», изуродованность всех человеческих чувств и отношений.
На примере одной семьи крепостников драматург сумел показать все пагубные последствия крепостного права — фактического рабства. Темой комедии «Недоросль» стал главный конфликт социально-политической жизни России второй половины XVIII века — безудержный произвол помещиков и полное бесправие крепостных. Деспотический образ правления поддерживался высшей властью — эту мысль Фонвизин неоднократно подчеркивал в речах Стародума.
Драматург показывает ужасные следствия рабства. Крестьяне вконец разорены. Госпожа Простакова не знает, что делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!» Рабство морально уродует всех: и рабов, и рабовладельцев. Раба Еремеевна, нянька Митрофанушки, — образ огромной силы. Она живет жизнью не человека, а собаки: оскорбления, побои, ругань, унижения сделали из этой старой уже женщины холопа, который, как цепной пес, униженно лижет руку бьющей ее хозяйки. Помещики-рабовладельцы развращены так, что превратились в Скотининых. Люди скотининской породы, хоть и называют себя «благородным сословием», по своей сути стали презренными и гнусными скотами. Они не стыдятся своей невежественности и необразованности, даже гордятся ими: «Без наук люди живут и жили». Под это они подводят житейскую базу: говорят, что «ученье — вздор», что и без него на должность посадить могут, и без ученья можно достичь богатства. Правдин с сожалением констатирует, что, действительно, «деньги нередко ведут к чинам, чины — к знатности». Материал с сайта
Сатира Фонвизина задела высший свет и даже царский двор. Хотя Правдин глубоко убежден в просвещенном характере самодержавия в лице Екатерины II, но Стародум, повидавший двор и его порядки, разъясняет ему, что высшая власть в России поощряет рабство, поддерживает Простаковых и Скотининых. Стародум не верит, что эту власть можно излечить, он говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится».
Смелая сатира Фонвизина показала, что рабовладение и паразитическая жизнь извращают человеческую личность. Деспотичные и в то же время трусливые, жадные и подлые, у которых изуродованы даже родственные чувства, — вот какими предстают помещики в изображении смелого сатирика. Отсюда открылся путь (к гениальным обобщениям Гоголя и других русских классиков.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Сатиры смелой властелин…
Фонвизин - крупнейший русский драматург XVIII века, создатель русской социальной комедии. С именем Фонвизина связано также формирование русской художественной прозы. Велико было воздействие самой личности Фонвизина на его современников, деятелей передовой культуры XIX века. А.С.Пушкин, видевший в Фонвизине поборника просвещения борца с крепостничеством, назвал его «другом свободы».
Родился в богатой дворянской семье. С 1755 по 1760 год учился в гимназии при Московском университете, а в 1761-1762 году - на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами. В 1762 году Фонвизин определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург. Фамилия Фон Визен (нем. von Wiesen) писалась в XVIII веке в два слова или через дефис.
Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы XVIII в. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени. Фонвизин видел, что вокруг трона Екатерины II собрались казнокрады, взяточники, карьеристы, что волны крестьянских восстаний - это грозные признаки надвигающейся народной бури. В результате общения с кружком молодых офицеров-вольнодумцев создал «Послание к слугам моим...» (1769 г.) - сатирическое произведение, опиравшееся на традиции русской басни и сатиры. В это же время писатель проявляет интерес к драме, у него возникает замысел оригинальной русской сатирической комедии. Первым образцом в этом роде явился его «Бригадир» (1766-1769 гг.).
Д.И. Фонвизин читает "Бригадира" в салоне цесаревича Павла Петровича. С гравюры П. Бореля
В своем самом значительном произведении - комедии «Недоросль» (1781 г.)- Фонвизин указывает на корень всех бед России - крепостное право. Автор оценивает и судит не людские пороки сами по себе, а прежде всего общественные отношения. Положительные герои - просвещенные дворяне - не просто осуждают крепостное право, но борются с ним. Комедия строится на остром социальном конфликте. Жизнь в доме Простаковых представлена не как суммарная картина нелепых обычаев, а как система отношений, основанных на крепостничестве.
Обложка первого издания комедии «Недоросль».
Автор создает многоплановые характеры, обнажая внутреннюю драму таких отрицательных персонажей, как Еремеевна и Простакова. По словам Н.В.Гоголя, «Недоросль» - «... истинно общественная комедия».В 1782 году Фонвизин подает в отставку и занимается только литературной деятельностью. В 1783 году он публикует ряд сатирических произведений. На них с раздражением отвечала сама императрица.
Фонвизин был человеком живым, светским; образованный, смелый, он стоял выше многих предрассудков своего времени, считал, что дворянину не зазорно заниматься торговлей. Дружил с актером Иваном Дмитриевским, хотя актеры были, по понятиям того времени, чем-то вроде слуг. Общаясь с вельможами в придворном мире, женился на дочери купца, несмотря на явное неодобрение родных.
Последние годы жизни Фонвизин был тяжело болен (паралич), но писать продолжал до самой смерти. В 1789 году он начал работу над автобиографической повестью «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», но не закончил эту работу. Повесть является замечательным произведением русской прозы. Здесь в образе автора воссоздан характер человека и писателя - русского по складу ума, юмору, иронии, показано духовное богатство личности, умеющей подняться над своими слабостями и бесстрашно рассказать о них своим соотечественникам.
Всей душой Фонвизин любил родину и свой народ. Девизом его жизни были слова: Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек.
Адреса в Санкт-Петербурге Лето 1773 - 11.1774 года - Большая Садовая улица, 26. Его могила в чугунной ограде находится на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре рядом с могилами архитектора И.Е Старова, математика Л. Эйлера и художника В.Л. Боровиковского.
Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Сатирик превосходный Невежество казнил в комедии народной А.С.Пушкин «Послание к цензору» Интересные факты Фонвизин упоминается: - ... Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, - продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, - предмет, достойный остроумного пера вашего! - Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена! - отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Самостоятельная работа со статьей учебника Какими были учебные успехи Д.И.Фонвизина? Что навсегда сохранила память юного Фонвизина от поездки в Петербург? Какова направленность творчества Д.И.Фонвизина. Укажите его первое произведение. Когда была создана и где и когда поставлена комедия «Недоросль»? Какие творческие планы имел, но не сумел реализовать Д.И.Фонвизин?
Популярное
- Значение татуировки чайка
- Анализ эффективности использования основных средств
- Анализ состояния, движения и эффективности использования основных средств организации
- Презентация к уроку "появление неравенства и знати"
- Презентация к родительскому собранию по подготовке к огэ Особенности ГИА по отдельным учебным предметам
- Показатели качества продукции, их значение и классификация Показатели качества продукции по характеризуемым свойствам
- Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка Аккредитация на электронной торговой площадке
- А и куприн гранатовый браслет презентация
- Презентация к уроку "виды сварки" презентация к уроку на тему Презентация на тему классификация сварки металлов
- Анализ мотивации персонала Методы оценки мотивации персонала в организации