Пути снижения себестоимости смр. Важнейшие пути снижения затрат на производство Пути снижения себестоимости смр

Себестоимость строительно-монтажных работ складывается под воздействием про­изводственно-технологических, экономических и других факторов. Выявление и си­стематизация воздействующих факторов (внутрипроизводственных и внешних) является основой выявления и реализации резервов снижения себестоимости СМР. В экономической литературе и на практике различают два понятия резервов:

Резервные запасы (например, строительных материалов, деталей, конструкций), наличие которых необходимо для обеспечения производства СМР строительной организации;

Резервы как еще не использованные возможности снижения себестоимости строительно-монтажных работ при данном уровне использования распола­гаемыми ресурсами (материальных, трудовых, финансовых) в деятельнос­ти строительной организации.

Резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым уров­нем использования ресурсов, необходимых для выполнения строительно-мон­тажных работ, и возможным уровнем исходя из накопленного производствен­но-экономического потенциала строительной организации. Следовательно, под резервами снижения себестоимости СМР можно понимать неиспользованные возможности в деятельности предприятия по снижению текущих и прогнозируе­мых затрат на производство строительной продукции за счет белее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, более рацио­нальной организации производства и труда работников.

Классификация резервов возможна по разным признакам, облегчающим поиск резервов. Основной признак классификации резервов - по источникам повыше­ния эффективности строительного производства, которые сводятся к трем основ­ным группам ресурсов: трудовые ресурсы, предметы труда и средства труда.

С позиций строительной организации и в зависимости от источников образо­вания различают внешние (общие народнохозяйственные, отраслевые и регио­нальные) и внутрипроизводственные резервы использования ресурсов (экстен­сивное и интенсивное их использование).

Для практики поиска резервов важное значение имеет классификация их по факторам и условиям интенсификации и повышения эффективности хозяйствен­ной деятельности строительной организации. В соответствии с данной класси­фикацией резервов планируют пути поиска и мобилизации резервов, составляя планы организационно-технических мероприятий по использованию резервов.

Возможны и другие принципы классификации резервов снижения себестои­мости строительно-монтажных работ. Необходимость их применения вытекает из конкретных условий и задач каждой организации. В табл. 15.2 представлена классификация факторов и резервов снижения себестоимости. Их перечень мо­жет быть детализирован и дополнен с учетом особенностей производства строи­тельно-монтажных работ.


Резервы снижения себестоимости строительно-монтажных работ должны быть экономически обоснованными и количественно оцениваемыми.

Например, по группе интенсивных факторов строительная организация, при­держивающаяся в конкурентной борьбе стратегии низких издержек, может обес­печить снижение себестоимости строительно-монтажных работ за счет снижения материальных затрат (Э мз), по формуле:

Эмз = У мз * { х [(100 - С ц) : 100]},

где У мз - удельный вес материальных затрат в сметной себестоимости строительно-монтажных работ, %; С н - снижение нормы расхода материалов, деталей, кон­струкций (по группе в целом или конкретному виду) за счет технико-технологи­ческих решений, %; Cц - снижение цены на материалы, детали, конструкции (по группе или конкретному виду) по сравнению с предусмотренной проектно-сметной документацией, %.

Планируемый рост выработки строительных машин и механизмов на основе совершенствования организации производства позволяет достичь снижения се­бестоимости строительно-монтажных работ (Э всм) как по конкретному объекту производственной программы строительной организации, так и в целом по всей производственной программе:

Э всм = У эм * (У пост з * Р всм) : [(100 + Р всм) х 100],

где У эм - удельный вес расходов по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов в сметной себестоимости строительно-монтажных работ, %; У пост з - удельный вес постоянных затрат в расходах по содержанию и эксплуата­ции строительных машин и механизмов, %; Р всм - планируемый рост выработки строительных машин и механизмов, %.

Таблица 15.2. Классификация факторов по их воздействию на изменение себестоимости строительно-монтажных работ

Для решения проблем снижения себестоимости на предприятии должна
быть разработана программа, которая должна ежегодно корректироваться с
учетом изменившихся обстоятельств. Она должна учитывать все факторы, ко-
торые влияют на снижение затрат на производство и реализацию продукции.


11 общем, в ней должны быть отражены следующие моменты:

комплекс мероприятий по более рациональному использованию ма-
териальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной тех-
нологии, позволяющей более экономно расходовать сырье, материа-
лы, энергию, внедрение и использование более прогрессивных мате-
риалов, улучшение качества продукции и др.);

Мероприятия по улучшению использования основных фондов (улуч-
шение качества ремонта и обслуживания машин и оборудования, по-
вышение уровня квалификации персонала, обслуживающего маши-
ны и оборудование, внедрение более прогрессивных машин и обору-
дования и др.);

Мероприятия по улучшению использования рабочей силы (определе-
ние и поддержание оптимальной численности персонала, повышение
уровня его квалификации, применение прогрессивных систем и
форм оплаты труда, улучшение условий труда, механизация и авто-
матизация всех производственных процессов и др.);

Мероприятия, связанные со снижением накладных расходов, совер-
шенствование организации производства и труда, совершенствова-
ние организационно структуры управления фирмой и др.


Тема 5. Прибыль и рентабельность в строительстве

На различных этапах строительного процесса определяют сметную
плановую и фактическую прибыль.

Сметная прибыль - это прибыль, предусмотренная в процессе со-
ставления проектно-сметной документации.

Плановая прибыль - это прибыль, определяемая в процессе разработ
ки бизнес-планов строительных организаций.

Фактическая прибыль - это финансовый результат подрядчика за оп-
ределенный период его деятельности или прибыль от сдачи заказчику по-
строенных объектов, их комплексов или отдельно выполненных работ.

Фактическая прибыль, получаемая организацией в результате финансо
во-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и op
ганизацией. Государству прибыль поступает в соответствующие бюджеты в
виде налогов и сборов. Прибыль, которая остается в распоряжении органи-
зации после налогообложения, называется чистой прибылью.

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирмен-
ного планирования.

На первом этапе в соответствии с законодательством РФ и учредитель-
ными документами строительная организация формирует резервный фонд.
За счет средств этого фонда покрываются убытки и другие непредвиденные
расходы.

На втором этапе предприятие формирует из оставшейся прибыли фонды
потребления
и накопления.

Средства фонда накопления направляются на:

Модернизацию оборудования, приобретение строительных машин;

Научно-исследовательские, проектные и технологические работы;

Приобретение ценных бумаг других предприятий и др.

Средства фонда потребления расходуются на различные социально на-
правленные выплаты:

Расходы на материальное поощрение, премирование работников;

Расходы на обучение, повышение квалификации сотрудников пред-
приятия;

Расходы на содержание находящихся на балансе строительной орга-
низации учреждений здравоохранения, культуры, спорта и др.

Рентабельность - это показатель, определяющий доходность, при-
быльность и эффективность производства. Рассчитывается уровень рента-
бельности как отношение прибыли к затратам.

На уровень рентабельности влияют следующие факторы:

Экстенсивные - увеличение прибыли за счет увеличения объема ра-
бот и влияния инфляции на уровень цен;

Интенсивные - совершенствование организации труда и производ-
ства, НТП, снижение сроков строительства, повышение качества
СМР, снижение себестоимости продукции и др.


Тема 6. Трудовые ресурсы предприятия.
Системы и формы оплаты труда в строительстве

Различают следующие системы оплаты труда: тарифная и бестарифная

Системы.

Тарифная система оплаты труда позволяет установить размер опла-
тытруда в соответствии с профессией, квалификацией, длительностью ра-

боты, условиями труда и местонахождением предприятия.

Тарифная система включает следующие элементы:
1. Тарифная ставка - размер оплаты труда работников за час или день.
2. Тарифная ставка первого разряда определяет абсолютный размер
оплаты труда и является исходной для определения уровня оплаты
труда работников более высоких разрядов.

3. Тарифная сетка - шкала, определяющая отношение тарифных ста-
вок работников второго, третьего и последующих разрядов к ставке
первого разряда в зависимости от уровня квалификации. Тарифная
сетка устанавливает различия в оплате труда в зависимости от раз-
ряда работы и отраслевой принадлежности предприятия. Если из-
вестны размеры ставки первого разряда и соответствующие тариф-
ные коэффициенты, можно определить ставку работника любого
разряда.

4. Тарифно-квалификационные справочники (ЕТКС) - нормативные
документы тарификации работ и присвоения работникам квалифи-
кационных разрядов. ЕТКС подразделяют различные виды работ на
группы в зависимости от их сложности.

5. Районные коэффициенты к заработной плате, компенсирующие разли-
чия в природно-климатических условиях (районы Крайнего Севера).

Доплаты к тарифным ставкам и надбавки за совмещение профессий,
сверхурочные работы, работу в выходные и праздничные дни.

6. Минимальная оплата труда устанавливается государством.

В рамках тарифной системы оплаты труда действуют различные формы
оплаты труда, основные их которых - сдельная и повременная.

Сдельная оплата труда

При сдельной оплате труда заработок рабочих определяется объемом
выполненных работ и сдельной расценкой на единицу его измерения.

Работник получает зарплату в зависимости от количества выполненной
работы по установленным сдельным расценкам.

При использовании сдельной оплаты труда применяются следующие
параметры:

Нормы времени - время, необходимое для выполнения единицы ра-
боты в нормальных условиях труда;

Нормы выработки - количество (объем) работы, которое должен
выполнить один рабочий в течении определенного времени при
нормальных условиях труда;


Сдельная расценка - установленная ставка заработной платы за еди|
ницу выполненной работы.
Сдельная форма оплаты труда имеет несколько разновидностей: прямая
сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная.

При прямой сдельной оплате труда зарплата начисляется в зависимости
от объема выполненных работ, исходя из сдельных расценок на единицу.

Задача 6.1.

Согласно нормам на СМР норма времени на выполнение работы столяра -
180 час. Работнику присвоен 4-й тарифный разряд, которому соответствует
тарифная ставка 2200 руб. в месяц. Работы отнесены к 4-му разряду. Норма
рабочего времени за текущий месяц - 160 часов. Определить сумму зара
ботной платы за месяц.

Сумма заработной платы за месяц составит: (2200: 160) 180 = 2475 руб.

При сдельно-премиальной оплате труда работнику дополнительно на
числяется премия за выполнение условий премирования. Премия может
быть установлена в процентах от тарифной ставки или в абсолютном раз
мере.

Задача 6.2.

Зарплата столяра в месяц составляет 2475 руб. По приказу по организа
ции ему начислена премия 800 руб. Определить зарплату столяра за теку
щий месяц.

Зарплата столяра за текущий месяц составит: 2475 + 800 = 3275 руб.

При сдельно-прогрессивной оплате выработка в пределах нормы опла
чивается по основным расценкам, а выработка сверх нормы - по повы
шенным, причем дополняется премированием.

Задача 6.3.

Токарю мастерских СМО присвоен 3-й тарифный разряд. Он выполняет
работы, которые также отнесены к 3-му разряду. Сдельная расценка за еди
ницу продукции - 60 руб. Норма за месяц - 60 штук. При изготовлении
сверх плана расценка увеличивается до 68 руб. за единицу. Токарь изгото-
вил 65 единиц продукции за месяц. Определить его зарплату за месяц.

Всего за месяц токарь получит: (60 60) + (5 68) = 3940 руб.

COST REDUCTION IN THE BUSINESS OF ROAD CONSTRUCTION INDUSTRY

Babkov Sergey Romanovich

master"s degree student of don state technical University

Russia, Rostov-on-don

Osadchaya Natalia Alekseevna

scientific adviser Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Marketing and Engineering Economics degree student of don state technical University

Russia, Rostov-on-don

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам оптимизации затрат на предприятиях дорожно-строительной отрасли, приведены основные методы снижения затрат с помощью внедрения инновационных материалов и использования оптимальных логистических цепей поставок.

ABSTRACT

The article is devoted to the optimization of costs in the road construction industry, the main methods of cost reduction through the introduction of innovative materials and the use of optimal logistics supply chains.

Ключевые слова: затраты, оптимизация, инновации, себестоимость, строительство.

Keywords: costs, optimization, innovation, cost, construction.

Анализируя деятельность строительных предприятий можно сделать вывод, что основными направлениями оптимизации затрат является снижение объема материальных затрат, уменьшение суммы затрат, связанных с персоналом, снижение себестоимости за счет внедрения инновационных технологий.

Уменьшение материальных затрат возможно реализовать при помощи снижения объема затрат на транспортировку и заготовку, использования более доступных или эффективных дешевых материалов, ограничение затрат в области хранения материалов на складах, а также изменение структуры работ в направлении меньшей материалоемкости.

В процессе определения перечня используемых материалов важно принимать в расчет конъюнктуру рынка. То есть приоритетом предприятия должна быть долгосрочность контрактов с поставщиками, которые предоставляют материалы по выгодным ценам и организуют своевременные поставки.

Обеспечение своевременности в области поставок позволяет снизить затраты, так как стабильность поставок исключает возможность простоя, внепланового продления срока производства работ и других видов дополнительных затрат.

Из-за высокой конкуренции на рынке Ростовской области и города Ростова-на-Дону в частности цены на аналогичные сырье и материалы могут отличаться в пределах 20-30 %, поэтому поставщики применяют различные программы скидок.

Наибольшее распространение получила скидка, связанное с объемом партии товара. Также часто используются скидки, связанные с использованием определенной логистической компании, скидки постоянным клиентам и сезонные скидки.

Значительное влияние на себестоимость строительных работ имеет качество материалов, от него зависят свойства продукции, важные для потребителей, а также экономические характеристики деятельности предприятия.

Инновационные материалы, применяемые в строительстве магистралей наряду со своей высокой стоимостью, способствуют уменьшению затрат на труд. Это дает общую экономию совокупных затрат.

Это позволяет сократить время использования машин и механизмов, снизить арендную плату и сократить объем транспортных затрат, поскольку большинство новых материалов имеют меньший вес.

Эффективным методом снижения материальных затрат является концентрация деятельности предприятия в области менее материалоемких работ. Из анализа статистических данных анализа видно, что более половины работ всех строительных компаний составляют строительные работы, которые являются наиболее материалоемкими. Сокращению объема затрат способствует увеличение объемов производства по направлению реконструкции и капитального ремонта.

Снижение доли строительных работ до 30% и наладка сети поставщиков, исходя из анализа, дают следующие возможности снижения объема материальных затрат, указанные в таблице 1. При внедрении данных мероприятий имеется возможность сократить объем материальных затрат на 788941,78 тыс. руб. или 17 % при сохранении объемов работ на уровне 2017 года.

Еще одним путем снижения себестоимости строительно-монтажных работ является внедрение новых технологий.

Например. в дорожном строительстве перспективным направлением снижения затрат является строительство дорог из асфальто-бетонных смесей. Данная технология выигрывает в том, что значительно увеличиваются периоды между капитальными ремонтами дорог, что позволяет практически вдвое увеличить срок службы дорожных покрытий, при одновременном сокращении энергии (почти в два раза) и затрат материальных ресурсов в 1,5 раза.

Как показывает зарубежный опыт наиболее перспективным и предпочтительным направлением политики в области дорожного строительства является его ориентир на создание дорог как цельного актива. Для дорожного строительства выделяют следующие виды инновационных технологий (рисунок 1).

Конечно в настоящее время не все предприятия готовы и используют инновационные материалы в силу их дороговизны относительно используемых материалов.

Таблица 1

Прогнозируемый расчет эффективности материальных затрат (на примере предприятия дорожного строительства)

Виды работ

Фактический объем (2017г.)

Планируемый объем

Отклонение (+;-)

абсолютное значение, тыс. руб.

абсолютное значение, тыс. руб.

Строительство автомобильных дорог

Реконструкция улично-дорожной сети

Капитальный ремонт автомобильных дорог

Итого материальных затрат

Рисунок 1. Виды инновационных технологий

Еще одним резервом снижения себестоимости является внедрение инновационных технологий на стадии проектирования, которая составляет 5% от стоимости всего контракта.

Управление затратами на предприятиях дорожного строительства тесно связано с оптимизацией в логистических цепях при строительстве объектов. Оптимизация затрат за счет улучшения логистики может стать эффективным направлением в снижении себестоимости строительства.

Еще одним резервом снижения затрат на строительство является использование местных строительных материалов. Данное обстоятельство позволяет снизить затраты на закупку, транспортировку, а далее в перспективе снизит затраты на проведение капитального ремонта объектов инфраструктуры.

Список литературы:

  1. Волков А.А., Силка Д.Н., Лебедев К.А. Совершенствование подходов к управлению затратами в строительстве. Экономика и предпринимательство 2017 № 4-2 (81). С 500-503
  2. Ложкина А.Ю. Управление качеством на основе управления затратами в строительстве. Фотинские чтения. 2014 №1 (1). С.145-151
  3. Нуркашева Н.С. Управление затратами в организациях автодорожного строительства Интернаука. 2018. № 6 (40). С. 52-53.
  4. Хамкалова И.Г. Управление затратами с учетом интересов собственника как инструмент повышения инвестиционной привлекательности сферы жилищного строительства. Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) 2011. №1 С.25

Уровень себестоимости строительной продукции в значительной мере определяется самим предприятием-производителем. В основе стоимости издержек производства лежат объективные факторы: потребность в сырье, механизмах, рабочей силе, сложившийся уровень цен на эти ресурсы. В то же время на себестоимость продукции существенно влияет рациональное и эффективное использование этих ресурсов.

Снижения себестоимости строительно-монтажных работ можно достичь за счет:

применения производительной техники (снизить расходы топлива и электроэнергии, затраты на ремонт и техобслуживание строительных машин и механизмов);

повышения сменности с изменением режима работы строительных организаций, транспорта, занятого на перевозках

в пределах стройплощадки, внедрения экономичной технологии;

реорганизации управления строительным производством;

экономии материалов за счет рационального снабжения, хранения и расходования.

Существуют и более тонкие и скрытые факторы, которые требуют привлечения научных методик, обширной информационной базы, экономически высококвалифицированных управленческих кадров:

выбор рациональных темпов, сроков строительства;

оптимизация номенклатуры выпуска продукции, типов работ;

определение рациональной степени использования производственной мощности;

политика обновления строительных машин;

выбор эффективного портфеля заказов;

оптимальное управление запасами сырья, материалов, конструкций;

профессиональный маркетинг.

Традиционные факторы оцениваются следующим образом.

А. Снижение себестоимости за счет снижения затрат на строительные материалы, детали, конструкции (См) можно определить по формуле (1.4).

где Ум.р -- удельный вес затрат на материальные ресурсы (или отдельного вида материала, конструктивного элемента и т.д.) к сметной стоимости всех строительно-монтажных работ, %; Ун.р -- процент снижения нормы расхода материалов, конструкций, деталей (или отдельного их вида); Уц -- процент снижения цены материалов, деталей, конструкций (или отдельного их вида).

Б. Снижение себестоимости за счет увеличения выработки при улучшении использования строительных машин и механизмов (Св) можно рассчитать по формуле (1.5).

где Д -- уровень расходов на эксплуатацию машин в сметной (базовой) себестоимости, %; б -- доля условно-постоянной части в расходах на эксплуатацию строительных машин, %; Вч -- планируемое увеличение выработки машин, %.

Формулу можно использовать для оценки затрат как в целом по производственной программе работ, так и, например, при оценке изменения себестоимости в случае замены отдельной машины.

В. Снижение себестоимости от повышения производительности труда за счет увеличения сборности строительства (Ссб) определяется по формуле (1.6).

где Qпл -- объем строительно-монтажных работ по сметной стоимости на плановый период, тыс. руб.; Qпов -- объем строительно-монтажных работ по объемам с повышенной степенью сборности по сметной стоимости, тыс. руб.; У6 -- удельный вес затрат по статье «Основная заработная плата» в себестоимости работ в базисном периоде, %; n -- количество мероприятий по повышению сборности; Тпл -- удельное сокращение трудовых затрат за счет повышения сборности на единицу измерения, %.

Особое внимание необходимо уделить элементу «Сокращение накладных расходов». В этих целях составляется реальная смета накладных расходов и делается сопоставление ее с размером накладных расходов, предусмотренных в сметной стоимости строительно-монтажных работ. При разработке накладных расходов учитывается их сокращение по отдельным статьям сметы с учетом экономии от организационно-производственных и хозяйственных мероприятий. При этом дополнительная заработная плата определяется на основе данных плана по труду, а расходы на социальное страхование -- исходя из фонда заработной платы и установленных ставок отчислений на социальное страхование; расходы по медицинскому обслуживанию рабочих определяются на основе специальных расчетов; износ временных (нетитульных) приспособлений и устройств, сооружений рассчитывается исходя из установленных норм износа. Для дополнительного обоснования расчетов по составлению сметы накладных расходов проводится расчет экономии накладных расходов за счет относительного уменьшения их условно-постоянной части в связи с ростом объема строительно-монтажных работ и сокращением продолжительности строительства в планируемом периоде по сравнению с базовым годом.

Сокращение продолжительности строительства вызовет уменьшение накладных расходов на величину, определяемую по формуле (1.7).

где Кп -- доля условно-переменной (зависящей от продолжительности строительства) составляющей накладных расходов; Н -- величина накладных расходов в процентах к себестоимости работ; Тпл, Тн -- соответственно плановая и нормативная продолжительность строительства.

Рост выработки в сравнении со сметой снизит накладные расходы на величину, определяемую по формуле (1.8).

где Кв -- коэффициент определения доли накладных расходов, зависящих от выработки; Впл -- средняя выработка одного рабочего по плану; Всм средняя выработка одного рабочего по смете.

Снижение уровня накладных расходов от уменьшения удельного веса основной заработной платы рабочих можно определить по формуле (1.9).

где Кз -- коэффициент определения доли накладных расходов, зависящих от удельного веса основной заработной платы; Нн.р -- величина накладных расходов к себестоимости работ, %; Зпл -- удельный вес заработной платы по плану; Зсм -- удельный вес основной заработной платы по смете.

Коэффициенты Кп, Кв, Кз, входящие в состав трех последних формул, определяются для каждой строительной организации исходя из ее особенностей.

В строительном производстве возможно применение других мер по снижению себестоимости строительно-монтажных работ, обоснованных как практически, так и теоретически.

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Снижение себестоимости строительно-монтажных работ означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства и роста прибыли.

При планировании себестоимости на выполнение строительно-монтажных работ организацией разрабатываются мероприятия, направленные на повышение технического и организационного уровня строительства по сравнению с предусмотренным проектно-сметной документацией, намечаются факторы снижения затрат на производство строительных работ по статьям затрат.

По статье стоимость материалов, деталей, конструкций экономия достигается за счет рационального и бережного использования и хранения материалов; снижения потерь материальных ресурсов при перевозке, складировании, погрузо-разгрузочных работах; применения и соблюдения жестких норм расхода и запасов материалов; проведения маркетингового исследования рынка поставщиков строительных материалов, деталей, конструкций; организации своевременного и комплектного обеспечения строек материальными ресурсами; организации сбора и переработки отходов строительного производства; внедрения ресурсосберегающих технологий и др.

Снижение затрат по оплате труда рабочих может быть достигнуто, главным образом, за счет уменьшения трудоемкости строительных работ, роста производительности труда, совершенствования организации строительства и труда. С этой целью осуществляются мероприятия, направленные на повышения уровня механизации, внедряются средства малой механизации; прогрессивные технологии строительного производства; используются новые прогрессивные материалы; модернизируется устаревшее строительное оборудование. Важное значение для повышения производительности труда имеет улучшение его организации (повышение ритмичности строительства), внедрение передовых методов и мероприятий по научной организации труда, сокращение непроизводительных затрат рабочего времени и др.

Особое внимание следует уделять подготовке и закреплению на местах высококвалифицированных рабочих кадров, владеющих смежными специальностями, рациональному определению численности работающих, разработке и применению наиболее рациональных и эффективных систем оплаты труда и др.

В связи с повышением уровня механизации строительства, ростом оснащенности строительных организаций строительной техникой и оборудованием в себестоимости строительных работ возрастает доля затрат на расходы на эксплуатацию машин и механизмов. Снижение расходов на эксплуатацию и содержание строительных машин и механизмов может быть достигнуто за счет сокращения внутрисменных потерь машинного времени, увеличения коэффициента сменности работы машин в результате повышения уровня ритмичности строительства; наиболее рационального использования техники по времени и по мощности; улучшения системы технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов машин; сокращения времени на перебазирование машин на объекты; экономии энергии и горюче-смазочных материалов; улучшения обеспеченности приспособлениями и запасными частями для работы машин и механизмов и др.

Больше внимания необходимо уделять сокращению затрат по накладным расходам. Для сопоставления сметной величины накладных расходов в подрядных организациях составляется смета накладных расходов. Это позволяет соизмерить общественно-необходимые и индивидуальные размеры затрат на организацию, управление и обслуживание строительного производства. При разработке сметы накладных расходов учитывается их сокращение по отдельным направлениям с учетом экономии от организационно-производственных и хозяйственных мероприятий. На величину накладных расходов влияют такие факторы, как объем строительных работ, продолжительность строительства; наличие и качество инвентаря, инструмента и передвижных временных зданий и сооружений, финансовое состояние организации и т.п. В связи с ростом объема строительных работ наблюдается относительное уменьшение условно-постоянной части накладных расходов по сравнению с базисным (например, расходы на содержание и оплату труда административно-управленческого персонала и др.). При сокращении продолжительности строительства происходит экономия (условно-постоянной части) накладных расходов. Уменьшаются административно-хозяйственные расходы, затраты на содержание бытовых помещений, снижаются расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны, содержание строительной площадки и т.п.