Постановление правительства по подключению электроэнергии. Правила доступа к услугам по передаче электроэнергии — Российская газета

В этом разделе размещены основные законы электроэнергетики, которые касаются взаимоотношений потребителей и поставщиков электроэнергии. Для удобства поиска нужного документа все размещенные законы и постановления электроэнергетики содержат краткое и понятное описание того, какие вопросы они призваны регламентировать. В разделе цветом выделены те документы, которые имеют наиболее важное значение для потребителей электроэнергии. Например, такие документы как "Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии", "Правила технологического присоединения", утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, а также "Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (так называемые "Новые правила электроэнергетики").

Федеральные законы

Определены общие принципы заключения и продления договора энергоснабжения, обязательства по определению количества потребленной электроэнергии, соответствия ее качества регламентированному и т.д.

Комментарий от Энерго-Консультант : Базовый нормативный документ, определяющий общие вопросы функционирования электроэнергетики.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом нормативном документе электроэнергетики определены вопросы:

  • Необходимость обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, а также в жилищном фонде (многоквартирных домах) и в садоводческих товариществах;
  • Определено что такое энергетическое обследования и порядок его проведения;
  • Определено что такое энергосервисный договор и порядок его заключения.

Комментарий от Энерго-Консультант: Определены общие принципы поставки коммунальных ресурсов в жилые помещения.

Комментарий от Энерго-Консультант: Определена ответственность на повреждение электросетей, ответственность за нарушение правил охраны электросетей свыше 1000 В, ответственность за ввод в эксплуатация энергопотребляющих устройств без разрешения, ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии, ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (261 - ФЗ).

Постановления Правительства РФ

Комментарий от Энерго-Консультант: Данное постановление электроэнергетики - о дин из основных нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия потребителей электроэнергии и поставщиков электроэнергии. В частности, в этом документе определены следующие вопросы:

  • правила деятельности гарантирующих поставщиков;
  • правила заключения договоров энергоснабжения;
  • порядок расчетов за электроэнергию (в т.ч. по нерегулируемым ценам);
  • требования к учету электроэнергии (в т.ч. к приборам учета), порядок проведения съема показаний приборов учета, ввод их в эксплуатацию, обязательства потребителей с максимальной мощностью свыше 670 кВт установить почасовые приборы учета, ответственность потребителя за непредоставление показаний приборов учета или не принятию мер по замене прибора учета в случае его неисправности;
  • в приложении 3 указаны расчетные способы определения величины потребленной электроэнергии в случае безучетного или бездоговорного потребления электроэнергии, а также в случае несвоевременного предоставления потребителем показаний приборов учета;
  • определен порядок проведения ограничения поставок электроэнергии (отключения электроэнергии в т.ч. и за неуплату) в отношении потребителей электроэнергии.

Комментарий от Энерго-Консультант: Этот документ электроэнергетики необходимо знать тем, кто только планирует присоединиться к электросетям и потреблять электроэнергию (определяет правила технологического присоединения к электросетям). Также этот документ определяет порядок взаимодействия сетевой организации и потребителя в процессе исполнения договора оказания услуг по передаче электроэнергии (для случаев когда потребитель заключает не договор энергоснабжения, в котором гарантирующий поставщик сам в интересах потребителя урегулирует услуги по передаче электроэнергии, а договор купли-продажи). Также определен порядок взаимодействия с системным оператором (для крупных потребителей) и с ОАО "АТС" (для крупных потребителей, которые самостоятельно работают на оптовом рынке электроэнергии).

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом постановлении электроэнергетики определен список информации, которую субъекты естественных монополий обязаны раскрывать путем публикации на своем официальном сайте или других источниках. В частности, для гарантирующих поставщиков прописаны требования к публикации цен на электроэнергию и ее составляющих, основных условий договоров энергоснабжения и т.д. Для сетевых компаний прописано требованию к публикации информации о свободных источниках питания для осуществления технологического присоединения и т.д.

Комментарий от Энерго-Консультант: нормативный акт предназначен для крупных потребителей, имеющих на балансе объекты производства электроэнергии и использующие выработанную электроэнергию для собственных нужд.

Комментарий от Энерго-Консультант: регламентирует отношения между субъектами оптового рынка на оптовом рынке электроэнергии и мощности. В основном субъектами оптового рынка электроэнергии являются производители электроэнергии, гарантирующие поставщики, энергосбытовые компании, а также очень крупные потребители электроэнергии, которые получили статус субъекта оптового рынка электроэнергии и мощности.

Комментарий от Энерго-Консультант: в этом постоновлении электроэнергетики прописан порядок расчета нерегулируемых цен на электроэнергию, которые гарантирующие поставщики поставляют потребителям юридическим лицам и предпринимателям.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом нормативном документе определен порядок расчета и установления тарифов регулирующими органами (Федеральной службой по тарифам, Региональными энергетическими комиссиями и Региональными Службами по тарифам) для субъектов естественных монополий

Комментарий от Энерго-Консультант: Практически все взаимоотношения граждан-потребителей электроэнергии и поставщиков определяются в этом Постановлении, а именно: порядок расчетов и оплаты электроэнергии, предоставления показаний приборов учета электроэнергии, замены приборов учета, соответствие качества поставляемой электроэнергии ГОСТам, допустимое время отключения электроэнергиии многое другое.

Комментарий от Энерго-Консультант: Данные правила электроэнергетики предназначены для местных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В них регламентирован порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом нормативном акте определено, что при установлении тарифов на электроэнергию для жителей жилых домов в которых установлены электроплиты, а также для жителей сельской местности применяется понижающий коэффициент 0,7.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом нормативном акте определены требования, предъявляемые к жилым помещениям, также регламентирован основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.

Приказы Министерства Энергетики РФ (ранее - Минпромэнерго РФ)

Комментарий от Энерго-Консультант: документ предназначен для очень крупных потребителей (плавка металла, химическое производство), характер электропотребления которых может оказывать на потребление реактивной мощности в энергосистеме.

Комментарий от Энерго-Консультант: данные правила электроэнергетики предназначены для сетевых организаций. Для потребителей может представлять интерес только раздел о порядке формирования актов аварийной и технологической брони.

Комментарий от Энерго-Консультант: документ определяет порядок расчета, защиты и утверждения планового процента потерь для сетевых организаций.

Приказы Федеральной службы по тарифам России

Комментарий от Энерго-Консультант: этот документ электроэнергетики предназначен для регулирующих органов. Определяет порядок расчета регулируемых тарифов.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом документе ФСТ РФ утверждаются плановые величины отпуска электроэнергии на предстоящий год. После этого эти плановые значения используются для установления тарифов субъектов естественных монополий.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом нормативном документе определены интервалы (часы), для определения объема потребления электроэнергии по зонам суток для потребителей - юридических лиц, выбравших при расчетах с поставщиком электрической энергии 2 ценовую категорию.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом нормативном документе определены интервалы (часы), для определения объема потребления электроэнергии по зонам суток (день-ночь) для населения на территории России. Приказом установлено, что ночная зона установлена с 23 до 7 ежедневно в течение года. Остальные часы - дневная зона.

Иные нормативные документы

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом Положении прописан порядок выдачи разрешений объектам по производству электроэнергии о торговоле электроэнергией на розничном рынке электроэнергии. Может быть полезно крупным потребителям, имеющим на своем балансе объекты производства электроэнерги (потребители с блок-станциями)

Комментарий от Энерго-Консультант: в этом письме РСТ Ростовской области указывает свое видение критериев и наличия необходимых подтверждающих документов для жителей Ростовской области, проживающих в домах, оборудованных электроплитами или электрокотлами для целей применения увеличенной социальной нормы. Также можно предположить, что данное информационное письмо можно также использовать при взаимодействии с поставщикаим электоэнергии на территории Ростовской области при изменении тарифа на электроэнергию с обычного "городского" на "льготный тариф с электроплитами".

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ
ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ
УСЛУГ, ПРАВИЛ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ
ПО ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ
В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ, ПРАВИЛ
НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ АДМИНИСТРАТОРА
ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ ОПТОВОГО РЫНКА И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ
И ПРАВИЛ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ
УСТРОЙСТВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ОБЪЕКТОВ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ
ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ
СЕТЕВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНЫМ ЛИЦАМ,
К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ


(в ред. постановлений Правительства РФ от 31.08.2006 N 530,
от 21.03.2007 N 168, от 26.07.2007 N 484, от 14.02.2009 N 114,
от 14.02.2009 N 118, от 21.04.2009 N 334, от 15.06.2009 N 492,
от 02.10.2009 N 785, от 03.03.2010 N 117, от 15.05.2010 N 341,
от 09.06.2010 N 416, от 24.09.2010 N 759, от 01.03.2011 N 129,
от 29.12.2011 N 1178, от 04.05.2012 N 442)


В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;

Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг;

Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг;

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

(в ред. постановления Правительства РФ от 21.04.2009 N 334)

2. Определить Федеральную антимонопольную службу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.
Определить Федеральную антимонопольную службу и Федеральную службу по тарифам в рамках своих полномочий уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
(абзац введен постановлением Правительства РФ от 21.04.2009 N 334)

3. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и утвердить методику определения нормативных и фактических потерь электрической энергии в электрических сетях.
__________
Примечание:
Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2008 N 326 утверждена Методика расчета технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям в базовом периоде.
__________
4. Утвержденные настоящим Постановлением Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям применяются на территории муниципального образования город-курорт Сочи в период организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года с учетом особенностей, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 341 "Об утверждении Положения об особенностях предоставления технических условий, определения платы за технологическое присоединение и особенностях технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии на территории муниципального образования город-курорт Сочи в период организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
(п. 4 введен постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 341)

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 22.06.2019) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"

  • Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг
    • III. Порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями
    • IV. Порядок доступа к электрическим сетям в условиях их ограниченной пропускной способности. - Утратил силу
    • V. Порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусматривающий учет степени использования мощности электрической сети
    • VI. Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь
    • VII. Порядок предоставления и раскрытия сетевыми организациями информации о пропускной способности электрических сетей, об их технических характеристиках и о стоимости услуг по передаче электрической энергии
    • VIII. Порядок рассмотрения заявлений (жалоб) по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятия по этим заявлениям (жалобам) решений, обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами
    • IX. Порядок предоставления энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками и потребителями электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии
  • Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг
  • Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг
    • III. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту
    • V. Особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства
    • VI. Особенности взаимодействия сетевых организаций и заявителей при возврате денежных средств за объемы невостребованной присоединенной мощности. - Утратил силу
    • VII. Особенности временного технологического присоединения
    • VIII. Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении
    • IX. Порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий
    • Приложение N 1. Акт об осуществлении технологического присоединения
    • Приложение N 2. Акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон. - Утратило силу
    • Приложение N 3. Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. - Утратило силу
    • Приложение N 5. Заявка юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на временное присоединение энергопринимающих устройств
    • Приложение N 7. Заявка юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на присоединение энергопринимающих устройств
    • Приложение N 8. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности)
      • Приложение. Технические условия для присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности)
    • Приложение N 9. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
      • III. Плата за технологическое присоединение и порядок расчетов
      • IV. Разграничение балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности Сторон
      • V. Условия изменения, расторжения договора и ответственность Сторон
      • Приложение. Технические условия для присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств)
    • Приложение N 10. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 15 до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств)
      • III. Плата за технологическое присоединение и порядок расчетов
      • IV. Разграничение балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности Сторон
      • V. Условия изменения, расторжения договора и ответственность Сторон
      • Приложение. Технические условия для присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 15 до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств)
    • Приложение N 11. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев, указанных в приложениях N 9 и 10, а также осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту)
      • III. Плата за технологическое присоединение и порядок расчетов
      • IV. Разграничение балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности Сторон
      • V. Условия изменения, расторжения договора и ответственность Сторон
      • Приложение. Технические условия для присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев, указанных в приложениях N 9 и 10, а также осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту)
    • Приложение N 12. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям посредством перераспределения максимальной мощности (для заявителей, заключивших соглашение о перераспределении максимальной мощности с владельцами энергопринимающих устройств (за исключением лиц, указанных в пункте 12(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, лиц, указанных в пунктах 13 и 14 указанных Правил, лиц, присоединенных к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, а также лиц, не внесших плату за технологическое присоединение либо внесших плату за технологическое присоединение не в полном объеме), имеющими на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых до 1 января 2009 г. в установленном порядке было осуществлено фактическое технологическое присоединение к электрическим сетям)
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг
I. Общие положения
II. Порядок заключения и исполнения договора
III. Порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями
IV. Порядок доступа к электрическим сетям в условиях их ограниченной пропускной способности
V. Порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусматривающий учет степени использования мощности электрической сети
VI. Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь
VII. Порядок предоставления и раскрытия сетевыми организациями информации о пропускной способности электрических сетей, об их технических характеристиках и о стоимости услуг по передаче электрической энергии
VIII. Порядок рассмотрения заявлений (жалоб) по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятия по этим заявлениям (жалобам) решений, обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами
Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг
Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям
I. Общие положения
II. Порядок заключения и выполнения договора
III. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту
IV. Особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии посредством перераспределения максимальной мощности, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации
V. Особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства
VI. Особенности взаимодействия сетевых организаций и заявителей при возврате денежных средств за объемы невостребованной присоединенной мощности
VII. Особенности временного технологического присоединения
Приложение № 1. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
Приложение № 2. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
Приложение. Технические условия для присоединения к электрическим сетям
Приложение № 3. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
Приложение. Технические условия для присоединения к электрическим сетям
Приложение № 4. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
Приложение. Технические условия для присоединения к электрическим сетям
Приложение № 5. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям посредством перераспределения максимальной мощности
Приложение. Технические условия для присоединения к электрическим сетям посредством перераспределения максимальной мощности

Российская Федерация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ, ПРАВИЛ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ ПО ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ, ПРАВИЛ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ АДМИНИСТРАТОРА ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ ОПТОВОГО РЫНКА И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ И ПРАВИЛ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ УСТРОЙСТВ (ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК) ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ"


В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями , , и Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;

Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг;

Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг;

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

2. Определить Федеральную антимонопольную службу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.

3. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и утвердить методику определения нормативных и фактических потерь электрической энергии в электрических сетях.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2004 г.
N 861

1. Настоящие Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов электроэнергетики (далее - потребители услуг) к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - услуги), оказываемым системным оператором и другими субъектами оперативно-диспетчерского управления (далее - системный оператор), а также порядок оказания этих услуг.

2. Настоящие Правила не распространяются на отношения, связанные с оказанием услуг нижестоящими субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике вышестоящим субъектам оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

3. Недискриминационный доступ к услугам предусматривает обеспечение равных условий предоставления услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

4. Системный оператор обязан раскрывать информацию, касающуюся доступа к услугам и оказания услуг, в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

5. Системный оператор оказывает следующие услуги:

а) управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики;

б) среднесрочное и долгосрочное прогнозирование объема производства и потребления электрической энергии;

в) участие в формировании резерва производственных энергетических мощностей;

г) согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и энергетических объектов по производству электрической и тепловой энергии, а также ввода их в эксплуатацию после ремонта;

д) разработка суточных графиков работы электростанций и электрических сетей Единой энергетической системы России;

е) регулирование частоты электрического тока, обеспечение функционирования системы автоматического регулирования частоты электрического тока и мощности, обеспечение функционирования системной и противоаварийной автоматики;

ж) организация и управление режимами параллельной работы Единой энергетической системы России и электроэнергетических систем иностранных государств;

з) участие в формировании и выдаче при технологическом присоединении субъектов электроэнергетики к единой национальной (общероссийской) электрической сети и территориальным распределительным сетям технологических требований, обеспечивающих их работу в составе Единой энергетической системы России.

6. Услуги оказываются на основании двустороннего договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - договор), а также на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии.

7. Потребитель услуг может одновременно являться участником указанных в пункте 6 настоящих Правил договоров только при следующих условиях:

положения указанных договоров, касающиеся оказания услуг, полностью совпадают;

совокупная стоимость услуг, оказываемых на основании указанных договоров, определяется тарифами, установленными федеральным органом исполнительной власти по тарифам.

8. Заключение договора между потребителем услуг и системным оператором является обязательным для обеих сторон.

9. Субъекты оптового рынка заключают договор с системным оператором до заключения ими с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью договора об оказании услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети.

10. Цена услуг определяется тарифами, установленными федеральным органом исполнительной власти по тарифам.

11. Потребитель услуг, который намерен заключить договор (далее - заявитель), направляет системному оператору заявку в письменной форме о предоставлении доступа к услугам, которая должна содержать следующие сведения:

реквизиты потребителя услуг;

точки присоединения к сетям сетевой организации;

сроки начала оказания услуг.

Заявитель одновременно с заявкой вправе направить системному оператору проект договора.

12. Системный оператор в течение 30 дней с даты получения заявки о предоставлении доступа к услугам обязан ее рассмотреть и принять решение о предоставлении доступа к услугам либо отказе в нем.

13. При отсутствии сведений, указанных в пункте 11 настоящих Правил, системный оператор в течение 3 дней уведомляет об этом заявителя и в 30-дневный срок с даты получения недостающих сведений рассматривает заявку о предоставлении доступа к услугам в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

14. В случае принятия решения о предоставлении доступа к услугам системный оператор обязан направить заявителю подписанный со своей стороны проект договора.

15. Заявитель, получивший от системного оператора подписанный проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к сведениям о заявителе, и направляет 1 подписанный экземпляр договора системному оператору.

16. Если заявитель представил проект договора, а системный оператор не имеет возражений по его условиям, последний обязан подписать его и направить 1 подписанный экземпляр договора заявителю.

Договор считается заключенным с даты его подписания обеими сторонами, если иное не установлено этим договором или решением суда.

17. В случае принятия решения об отказе в предоставлении доступа к услугам системный оператор обязан направить заявителю уведомление в письменной форме и обосновывающие отказ документы не позднее 10 дней с даты получения заявки, указанной в пункте 11 настоящих Правил.

Отказ в предоставлении доступа к услугам может быть обжалован в антимонопольном органе и (или) оспорен в суде.

18. Системный оператор вправе отказать в предоставлении доступа к услугам в следующих случаях:

а) заявитель не представил сведения, предусмотренные в пункте 11 настоящих Правил;

б) заявитель представил недостоверные сведения;

в) энергетические объекты заявителя расположены вне зоны его диспетчерской ответственности.

При этом заявитель вправе повторно обратиться к системному оператору с заявкой о предоставлении доступа к услугам. При устранении оснований для отказа системный оператор не вправе отказать заявителю в предоставлении доступа к услугам.

19. Оказание услуг осуществляется в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, и принятия мер для обеспечения исполнения обязательств субъектов электроэнергетики по договорам, заключаемым на оптовом и розничных рынках электрической энергии.

В рамках оказания услуг системный оператор обязан выбирать экономически наиболее эффективное решение, которое обеспечивает безопасное и безаварийное функционирование технологической инфраструктуры электроэнергетики и качество электрической энергии, соответствующие требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.

20. Потребители услуг вправе не исполнять оперативные диспетчерские команды и распоряжения, если их исполнение создает угрозу жизни людей, сохранности оборудования или приводит к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации атомных электростанций.

21. При возникновении аварийных электроэнергетических режимов оказание услуг осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2004 г.
N 861

1. Настоящие Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - субъекты оптового рынка) к услугам по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), организации оптовой торговли электрической энергией и проведению сверки и зачета взаимных встречных обязательств участников торговли (далее - услуги) администратора торговой системы оптового рынка (далее - администратор), а также порядок оказания этих услуг.

2. Недискриминационный доступ к услугам администратора предусматривает обеспечение равных условий предоставления субъектам оптового рынка услуг независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

3. Администратор обязан раскрывать информацию, касающуюся доступа к услугам и их оказания, в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

4. Администратор не вправе отказаться от оказания услуг субъектам оптового рынка, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами и правилами оптового рынка электрической энергии.

5. Услуги администратора могут быть оказаны лицам:

включенным в перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию для которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по тарифам, до вступления в силу правил оптового рынка электрической энергии;

получившим статус субъекта оптового рынка в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии путем предоставления администратору документов и информации, указанных в настоящих Правилах, и подписания субъектами оптового рынка договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии (мощности).

6. Юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора (далее - заявитель), обязано подать заявление об этом и представить администратору следующие документы:

информация о типе субъекта оптового рынка (генерирующая компания, энергосбытовая организация, энергоснабжающая организация, гарантирующий поставщик, потребитель электрической энергии и т. д.), которому соответствует заявитель, в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода;

подписанные уполномоченным лицом заявителя 5 экземпляров проекта договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии (мощности) по форме, утвержденной администратором;

анкета заявителя по установленной форме;

нотариально заверенные копии учредительных документов;

нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

нотариально заверенная копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговых органах Российской Федерации;

документы, подтверждающие полномочия лиц, представляющих интересы заявителя;

документ, подтверждающий присвоение организации статуса гарантирующего поставщика в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

однолинейная схема присоединения к внешней электрической сети, согласованная с собственником или иным законным владельцем сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, с указанием названий и уровней напряжения шин внешних подстанций, предполагаемых групп точек поставки, мест подключения приборов коммерческого учета, измерительных трансформаторов напряжения и границ балансовой принадлежности, заверенной представителями смежных владельцев электрических сетей;

акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, согласованные с собственниками или иными законными владельцами сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых заявитель намерен представлять.

Заявитель, имеющий право на куплю-продажу электрической энергии (мощности) в регулируемом секторе, обязан представить администратору документ, подтверждающий включение юридического лица в перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию для которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по тарифам.

В целях подтверждения соответствия генерирующего и энергопринимающего оборудования количественным характеристикам, предъявленным к объектам, участвующим в оптовом рынке электрической энергии, заявитель представляет администратору паспортные технологические характеристики указанного оборудования.

7. Заявитель, представляющий интересы третьих лиц на оптовом рынке электрической энергии (мощности), представляет администратору сведения о технологических характеристиках генерирующего оборудования поставщиков, интересы которых он представляет, и (или) технологические характеристики энергопринимающего оборудования потребителей, интересы которых он представляет.

Заявитель, осуществляющий деятельность по передаче электрической энергии и покупающий электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии (мощности), в целях компенсации потерь в электрических сетях представляет администратору характеристики электрической сети и объектов сетевого хозяйства по каждой группе точек поставки (сетевому объекту).

В целях получения данных о фактическом производстве и потреблении энергии, а также проведения расчетов на оптовом рынке электрической энергии (мощности) заявитель представляет документы, свидетельствующие о соответствии системы коммерческого учета обязательным техническим требованиям и условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии (мощности), в порядке, определяемом администратором.

Все документы должны быть представлены заявителем в соответствии с требованиями, определяемыми администратором.

Администратор не вправе требовать представления сведений, не предусмотренных настоящими Правилами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения равного доступа к услугам администратора собственник или иной законный владелец сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, обязан обеспечить согласование однолинейной схемы присоединения к внешней электрической сети и оформить акты разграничения балансовой принадлежности ответственности.

8. Администратор вправе отказать в доступе к услугам администратора, если заявитель:

а) не представил документы и информацию, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил;

б) представил недостоверные сведения;

в) не соответствует какому-либо из установленных законодательством Российской Федерации требований, предъявляемых к субъектам оптового рынка.

Заявитель вправе повторно обратиться к администратору с заявлением о предоставлении доступа к услугам администратора при устранении оснований для отказа заявителю в доступе к услугам администратора.

9. Решение об отказе в доступе к услугам администратора может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Администратор оказывает услуги субъектам оптового рынка на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии.

Подписанный экземпляр договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии (мощности) направляется администратором субъекту оптового рынка.

11. Услуги администратора оплачиваются субъектом оптового рынка по тарифам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти по тарифам.

12. В случае неоплаты услуг администратора субъектом оптового рынка администратор вправе приостановить прием заявок субъекта оптового рынка для участия в процедуре конкурентного отбора ценовых заявок в секторе свободной торговли оптового рынка до полного погашения задолженности.

13. Администратор вправе прекратить оказание услуг субъекту оптового рынка в случае:

несоответствия юридического лица требованиям, предъявляемым к субъекту оптового рынка;

утраты юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка;

неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом оптового рынка обязательств по оплате услуг администратора;

прекращения действия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка;

прекращения деятельности субъекта оптового рынка по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

14. Принятие администратором в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии решения о признании продажи (покупки) электрической энергии в секторе свободной торговли в целом или на какой-либо ограниченной территории не состоявшейся не может рассматриваться как неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг администратора.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2004 г.
N 861

---