Особенности профессиональной этики. Профессиональная этика и профессиональная мораль Что принято называть профессиональной этикой

Данное учебное пособие представляет собой краткое справочное издание по основным проблемам профессиональной этики и этикета. Пособие рассчитано на учащихся специальных учебных заведений. Оно может также использоваться действующими специалистами.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессиональная этика и этикет (Н. Г. Шредер, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 2. Особенности профессиональной этики

2.1. Сущность профессиональной этики

В системе этического знания важное место занимают различные виды прикладной этики, определяющие и разрабатывающие нравственные нормы общения людей применительно к различным сферам деятельности. В процессе исторического развития общества, особенно в XX в., возникли многие специальные виды морали, в числе которых видное место занимает профессиональная этика.

Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей, и от того, какими по своим нравственным целям и содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса, во многом зависит благополучие субъектов труда и общества.

Профессиональная этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности.

♦ нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые являются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности;

♦ обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.

Профессиональная этика как составная часть морали основывается на ее общих принципах и установках, но рассматривает их с позиций специфических проблем в различных видах трудовой деятельности.

Структура профессиональной этики определяется наличием следующих элементов:

♦ отношение людей к труду, а через его характеристики к другим людям (трудолюбие, добросовестность, бережливость, аккуратность, самоотверженность и др.; антиподы – леность, недобросовестность, халатность и др.);

♦ мотивация трудовой деятельности (общественное благо, заработок, устройство личной жизни и др.; антиподы – карьеризм, тщеславие, корыстолюбие и др.);

♦ управленческо-производственная регламентация трудовых обязанностей (постановка цели производственной деятельности, организация труда в коллективе, поощрение добросовестных работников и др.);

♦ средства реализации целей (обучение, воспитание, пример, авторитет руководителя и др.);

♦ оценка результатов деятельности (экономическая, хозяйственная, управленческая, моральная и др.), их общественной значимости;

♦ теоретическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с развитием общественного производства, углублением разделения труда, возникновением новых видов деятельности.

Профессиональная этика изучает:

♦ качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

♦ нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности (педагог – ученик, врач – больной, продавец – покупатель);

♦ взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

♦ цели и методы профессионального обучения и воспитания.

Профессиональная этика:

♦ является ответственной, обязательной, но вместе с тем добровольной, т. е. свободной, деятельностью людей, которые подчиняются правилам, но лично независимы, сообразуются с законом, но выполняют долг;

♦ существует в обществе со сложившейся моралью и отражает отличия моральных требований к специалистам от общечеловеческих или общепринятых в обществе норм и традиций поведения. В этой связи профессиональную этику подчас называют профессиональной моралью;

♦ затрагивает область человеческих отношений, развивается в особенности в тех профессиях, где работа требует непосредственных контактов с людьми. Особое внимание уделяется моральным качествам тех работников, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей (это представители управления, транспорта, сферы услуг, здравоохранения, воспитания). Безответственное отношение работников этих сфер к своим обязанностям опасно для окружающих, наносит вред коллективу и приводит к деградации личности;

♦ устанавливает стандарты поведения специалистов, понимая под качеством их работы наилучший результат для людей, надежность и эффективность товаров и услуг;

♦ конкретизирует требования общества к моральным аспектам деятельности специалистов. Принципы профессиональной этики высвечивают нравственные ценности лучшей, наиболее образованной и компетентной части общества, которая берет на себя ответственность за положение дел на предприятиях.

Профессиональную этику в некоторых случаях именуют профессиональной деонтологией, или учением о долге. Термин «деонтология» первоначально отождествлялся с учением о нравственности, затем стал пониматься как одна из концепций морали и наконец как один из разделов этики. Но профессиональная этика – более широкое понятие, поскольку наряду с деонтологическими аспектами предполагает также определенные обязательства и нормы как внутри профессиональной среды, так и вне работы.

Основная функция норм профессиональной этики состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепринятость поведения. Нормы формируют ожидаемое поведение, понятное окружающим.

Профессиональная мораль не может рассматриваться вне единства с общепринятой системой морали. Только на основе принципов и норм общей морали возможны обобщение нового морального опыта в сфере труда, определение новых норм и запретов профессиональной морали, преодоление отживших правил и оценок. В свою очередь нарушение трудовой этики сопровождается нарушением и общих моральных установок. При наличии несоответствия между системой морали и содержанием профессиональных кодексов, возникновении коллизии между ними предпочтение должно быть отдано общим принципам нравственности, поскольку они глубже и основательнее определяют перемены в условиях жизнедеятельности людей, в том числе в сфере профессиональной деятельности.

2.2. Происхождение профессиональной этики

Разделение труда привело к появлению множества профессий. Некоторые из них возникли уже в глубокой древности. Вопросы профессионального разделения труда рассматривались такими мыслителями древности, как Платон, Аристотель и др. Именно к этому периоду относятся нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, клятва Гиппократа в медицинской практике и другие профессионально-этические кодексы, регулирующие отношения работников к своим профессиональным обязанностям.

Первые профессионально-моральные кодексы как уставы целевого назначения появились в XII в., когда происходило становление средневековой цеховой организации труда. Их возникновение отразило интересы определенных социальных групп, объединенных социальным статусом и характером трудовой деятельности. Профессиональные нравственные нормы и требования, зафиксированные в цеховых уставах ремесленников Средневековья, изменялись и уточнялись в зависимости от уровня разделения труда в обществе и изменения содержания деятельности представителей самих профессий. Многочисленные уставы определяли жизнь цехов и мануфактур в городах (распределение заказов, сбыт товаров, закупка сырья, подготовка мастеров и др.).

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию соответствующих научных этических теорий. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Возникнув как проявление повседневного, обыденного морального сознания, профессиональная этика в дальнейшем развивалась на основе обобщения практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в письменно оформленных, так и в неписаных кодексах поведения профессиональных различных групп, а также в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

В новейшее время эти вопросы рассматривали О. Конт, Э. Дюркгейм и другие представители позитивизма. Научное объяснение их с материалистических позиций впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Ныне за рубежом широко представлены специализированные моральные кодексы, которые до мелочей регламентируют процесс трудовой деятельности – поведение людей различного ранга на производстве, общение руководителей с подчиненными, манера одеваться, жесты и т. д.

Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. При взаимодействии людей общественное мнение переходит в нравственную норму, которая в свою очередь может быть предметом критики со стороны общественного мнения. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции. Это, прежде всего, те общечеловеческие моральные нормы в сфере труда, которые человечество пронесло через различные общественные эпохи и сохранило, хотя часто в измененном виде.

Становление современного информационного общества сопряжено с возрастанием значимости профессионализма, компетентности, появлением новых профессий, происходят изменения в традиционных сферах труда. Формирующиеся профессии рождают соответствующие моральные кодексы трудовых отношений, усложняются и дополняются профессиональные кодексы, составляя системное образование на основе общих норм и принципов морали, в совокупности охватывают все виды профессиональных отношений.

2.3. Виды профессиональной этики

Развитие общества, сопровождаясь постоянным углублением специализации производства, его усложнением, дифференциацией условий труда, требует непрерывного совершенствования профессиональной деятельности. Это влечет за собой соответствующую конкретизацию

профессиональных обязанностей, определяет необходимость разработки новых систем моральных требований в различных сферах труда. Типологический анализ сферы трудовой деятельности позволяет не только определить объективные основания норм профессиональной этики, но и выделить ее основные виды.

В зависимости от сферы трудовой деятельности (производственно-экономической, научной, педагогической, художественной, экологической и т. д.) профессиональная этика подразделяется на соответствующие виды: этика врача, педагога, журналиста, ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера, строителя и др. Внутри видов профессиональной деятельности выделяется множество подвидов. Например, этика инженера подразделяется в зависимости от специфики деятельности на такие ее подвиды, как этика инженера-программиста, инженера средств связи и др. В педагогической этике выделяются этика педагогов общеобразовательных учебных заведений, преподавателей высшей школы, педагогов дошкольного воспитания и т. д.

Выделение видов и подвидов профессиональной этики свидетельствует о многообразии нормативных требований к специалистам, необходимости учитывать специфику моральных отношений в каждой конкретной сфере профессионального труда. При этом существуют общие профессиональные моральные нормы, которые выступают как руководящие начала, правила, образцы, требования к профессиональной деятельности человека на основе гуманистических идеалов.

В зависимости от специфики моральных требований в различных видах профессиональной деятельности определяется значимость нравственных норм, регулирующих отношения специалистов. Но некоторые профессии характеризуются повышенными моральными требованиями. Это профессии, объектами которых выступают человек, его жизнь, здоровье, формирование его профессиональных и духовных качеств (медицина, воспитание, обучение и др.). Данные сферы труда не поддаются запрограммированной технологической упорядоченности, для них невозможна жесткая регламентация, требуются творческая активность, максимум гуманизма и самоотдачи профессионала. Повышенные моральные требования определяют для них первостепенное значение чувства долга и высокую меру ответственности. Они с необходимостью включают дополнительные моральные нормы поведения – порядочность в общественной и личной жизни, бескорыстность, самоотверженность и др.

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали, что и составляет содержание профессионального морального кодекса. Так, этика ученого предполагает такие моральные качества, как научная добросовестность, честность, ответственность за окружающую природу. Профессионально-нравственную позицию журналиста определяют такие категории, как профессиональный долг, профессиональная совесть, достоинство, честь.

На современном этапе в России возрождается этика бизнеса и деловых отношений. Этикет предпринимательской деятельности предполагает, прежде всего:

♦ уважение власти, законов, партнеров по бизнесу;

♦ целеустремленность. Моральные ценности делового человека не должны идти вразрез с целями и ценностями организации;

♦ верность слову;

♦ доброжелательность в отношениях с членами коллектива;

♦ честность и правдивость, позитивный имидж;

♦ уважение права частной собственности;

♦ внимательность к людям, потребителям товаров и услуг;

♦ постоянное совершенствование (например, стать лучшим в мире предпринимателем).

Многие черты профессиональной этики распространились в другие профессии из медицины. Это связано с тем, что именно в медицине впервые были сформулированы заповеди профессионального поведения по отношению к больному. Согласно врачебной этике, медицинский работник должен все знания и силы посвящать охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь; внимательно и заботливо относиться к больному; хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; во всех действиях руководствоваться принципами морали и т. д.

Достаточно разработана также педагогическая этика, изучающая особенности педагогической морали, ее принципы и функции. На базе педагогической этики разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения: педагог должен любить свою профессию, должен знать психологию учащихся, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности.

Ныне существует более тысячи профессий, и их количество постоянно увеличивается. Гуманизация отношений между людьми актуализирует значимость представителей гуманитарных профессий – журналистов, психологов, библиотекарей, музейных работников, педагогов, деятелей искусства. В гуманитарной области профессиональная этика связана, прежде всего, с приращением гуманитарных ценностей. Но долг гуманитариев не ограничен узкими рамками конкретной ответственности по месту работы – это также участие в формировании общественного мнения. Гуманитарий как профессионал создает и пропагандирует социально значимые идеи. Гуманитарии призваны удовлетворять потребность общества в обнародовании знаний, сведений, в пропаганде нового, прогрессивного в культуре. Профессиональный долг гуманитария – иметь навыки общения, умение правильно и доходчиво говорить, легко выражать свои мысли в устной и письменной формах.

Требования к поведению представителя разных профессий не всегда выражены в четкой, упорядоченной системе. Многие правила деятельности просто общеприняты. Часть новых профессий не имеет пока устоявшихся традиций и длительной истории (программисты, робототехники и т. и.). Но есть сферы деятельности, где отступление от правил исключается, например, дипломатический протокол предполагает строгое выполнение этикетных правил.

2.4. Принципы и нормы профессиональной этики

«Золотым правилом» нравственности считается правило, согласно которому не следует делать другим того, чего не желаешь себе. Существует и положительная обратная формулировка данного правила «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. В сложных ситуациях, когда человек затрудняется в выборе линии поведения, он может мысленно поставить себя на место собеседника и представить, что хотел бы увидеть и услышать в данной ситуации.

В повседневной жизни и в деловом общении можно использовать и такой принцип-подсказку «Если не знаешь, как поступить, поступай по закону».

Фактически все этические принципы и предписанные нормы поведения формулируются с учетом данных положений.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии. К числу частных принципов можно отнести следующие:

принцип здравого смысла : нормы профессиональной этики не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что профессиональный этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели;

принцип удобства: этические нормы не должны сковывать деловых отношений. Удобным в профессиональной деятельности должно быть все – от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил поведения на работе. Причем удобства должны быть обеспечены всем участникам деловых процессов;

принцип целесообразности. Суть этого принципа в том, что каждое предписание деловой этики должно служить определенным целям;

принцип консерватизма. Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях невольно вызывает ассоциации с чем-то незыблемым, прочным, надежным, а надежный партнер в делах – желание для каждого делового человека. Надежность, фундаментальность, стабильность – привлекательные в деловом мире черты. Они имеют содержательную связь с консерватизмом;

принцип непринужденности. Важно, чтобы профессиональная этика не превращалась в искусственно навязываемое явление. Нормы этики должны быть естественны, легко и без напряжения исполняться;

принцип «Не навреди». Следствием этого принципа является отсутствие права на ошибку. В законодательствах практически всех цивилизованных государств предусмотрены санкции за ошибочные действия профессионалов. Профессионализм предполагает полное сознание ответственности, сосредоточенности, максимальной концентрации на работе. Конечно, люди остаются людьми, а значит, могут ошибиться, но недопустимы халатность, ошибка по недосмотру, по лености или равнодушию;

принцип максимально высокого качества работы является общим для всех профессий в пределах оговоренных возможностей. Способность профессионала творчески развиваться, совершенствовать свое мастерство не только прибавляет ему опыта, но и упрочивает его авторитет;

принцип сохранения профессиональной тайны , конфиденциальности (от лат. confidentia – «доверие») сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях, рецептах. Если в личных отношениях от человека ожидают искренности и открытости, то профессиональная мораль диктует, что специалист всегда должен помнить о необходимости сохранения в тайне специальной информации, связанной с его работой. Профессиональная тайна ведет отсчет еще с клятвы Гиппократа. Профессиональная тайна является принципиальной в государственной, военной службе, банковском деле и т. п. Профессиональная тайна может иметь статус государственной, военной, коммерческой, врачебной, предусматривать различные степени ответственности – от служебной до уголовно наказуемой;

конфликт интересов. Во всех профессиях требуется отказ от использования служебного положения в личных целях. Профессиональная этика утверждает первичность служебных обязанностей и вторичность личного долга. Профессионал не имеет права получать иных доходов за труд, кроме оговоренной заработной платы. Коротко этот принцип может быть понят как отсутствие привилегий в связи с профессией. Конфликт интересов преодолевается выполнением профессионального долга;

принцип коллегиальности. Этот принцип выступает прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя последнего на подчинение своих личных интересов общественным. Человек, руководствующийся принципом коллегиальности, испытывает чувство сопричастности к делам коллектива, его целям, задачам.

Принятие коллективных решений, касающихся стратегии развития корпорации, организации, объединение усилий для оперативного реагирования в сложных ситуациях не утрачивает актуальности и на современном этапе, когда степень индивидуальной ответственности повышается. Во многих профессиях и ныне не являются исключением коллективные поиски решения трудных профессиональных задач, регулярно проводятся производственные совещания – планерки, пятиминутки, кафедры и проч., в которых обязаны принимать деятельное участие все работники.

В производственных коллективах отмечают юбилеи, дни рождения, свадьбы сотрудников, поздравляют с особыми успехами. Не остаются без внимания и горестные события, когда тот или иной человек особенно нуждается в поддержке и сострадании;

право на критику. Профессионал обязан уметь критиковать работу коллег, не ущемляя достоинства других работников, а также правильно принимать критику в свой адрес. Понимание необходимости критического анализа деятельности, конструктивных поисков лучшего результата является условием движения вперед. Но в этом вопросе наиболее важно проявлять заботу об этике взаимоотношений сотрудников, не допускать критику личности, а не идеи, сведения счетов, психологической конфронтации;

гедонистический принцип. Гедонизм – принцип этики, согласно которому стремление к наслаждению и избежанию страданий является естественным правом человека. Гедонизм в профессиональной

деятельности приветствует все, что продлевает удовольствие от жизни, смягчает неудобства и сглаживает неприятности. Гедонизм сообщает товарам и услугам наряду с полезностью и эффективностью комфортность и приятность. Внешняя приветливость, доброжелательность работников оставляют не только приятное впечатление у клиента, но сообщают ему хорошее настроение.

Гедонизм обязывает профессионала к оптимизму, энергичности, умению вдохновлять. Особую роль играет улыбка. Она открывает дорогу к сердцам других людей. В торговле, например, улыбка увеличивает количество продаж.

Следовательно, этикетная культура должна быть проявлением общей нравственной культуры, воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим.

Профессиональная этика также базируется на общенравственных нормах. Одной из самых необходимых норм выступает вежливость, проявляющаяся во многих конкретных правилах поведения: в приветствии, обращении к человеку, в умении помнить его имя и отчество, важнейшие даты его жизни. Истинная вежливость непременно доброжелательна, так как она – одно из проявлений искренней благожелательности по отношению к людям. Благожелательность – обязательная база вежливости. Непременным условием вежливости является искренность.

Другими важнейшими нормами выступают тактичность и чуткость. Содержанием этих качеств являются внимание, глубокое уважение к тем, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать раздражение, досаду, обиду.

Тактичность, чуткость проявляются в чувстве меры, которую следует соблюдать в разговоре, в деловых контактах, в умении чувствовать границу, за которой слова и поступки могут вызвать у человека незаслуженную обиду, огорчение, боль.

Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. В основе тактичного поведения лежит также умение владеть собой.

Обязательное условие тактичности – это уважение к другому, проявляющееся, в частности, в умении выслушать его, в способности быстро и безошибочно определить реакцию собеседника на то или иное высказывание.

Важной этикетной нормой выступает скромность, проявляющаяся в том, что человек не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает своего превосходства, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем скромность не должна проявляться в робости и застенчивости.

Неизменным спутником и советчиком должна быть деликатность. Это слово наиболее емко выражает то, что, мы имеем в виду, когда говорим о чутком, тонком отношении к окружающим, к их чувствам. Но деликатность не должна превращаться в льстивость, приводить к восхвалению всего увиденного и услышанного.

Наряду с данными общепринятыми нормами важными в профессиональной этике моральными нормами выступают также честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний и договоров.

Данные принципы и нормы не всегда учитываются в реальной практике деловых отношений. Порой сам язык этики рассматривается как помеха в деловых отношениях. Часто в деловом мире вообще стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге, социальных обязанностях, ответственности. Эти проблемы воспринимаются как «не относящиеся к делу». Но соблюдение этических принципов и норм является важным, это необходимо и для повышения эффективности производства, и для укрепления деловых связей, деловых отношений в целом.

Принципы и нормы этически грамотного поведения конкретизируются в правилах этикета в конкретных ситуациях.

2.5. Классификация этических кодексов

Вопрос кодексов (от codex – «книга, свод законов») заслуживает особого внимания. Кодексы профессиональных объединений создаются как дополнение к законодательству, регулирующему деятельность профессионалов, как правило, по их собственной инициативе, в результате самоопределения, при участии юристов, специалистов по этике, для повышения ответственности специалистов за свои действия. Они напоминают о нравственных целях профессии, являются итогом осмысления конкретных этических проблем. В кодексах формулируются стандарты профессионального поведения, отмечаются наиболее важные правила деятельности.

Возникнув как способ конкретизации должностных обязанностей в историческом прошлом, этические кодексы берут начало со знаменитой клятвы Гиппократа. Постепенно они становятся сводами законов внутри корпоративного пользования, эффективной формой контроля деятельности специалистов.

В профессионально однородных организациях таких, как банки и консалтинговые компании, часто разрабатываются кодексы, которые описывают в первую очередь профессиональные проблемы. Содержание этических кодексов регламентирует поведение работников в сложных профессиональных этических ситуациях. Например, в банковской деятельности кодекс описывает способы обращения со сведениями об устойчивости банка, с конфиденциальной информацией о клиенте; запрещает использовать эти сведения для личных целей.

Развитию корпоративной культуры способствует включение в кодекс идеологической части о миссии и ценностях компании. При этом кодекс может быть значительного объема, иметь сложное специфическое содержание и адресоваться всем работникам компании.

Структурно кодекс может содержать такие разделы:

♦ введение;

♦ послание руководителя организации;

♦ основная миссия организации, ее цели;

♦ каким должен быть работник организации;

♦ трудовые династии;

♦ традиции и ритуалы организации;

♦ конкурсы профессионального мастерства;

♦ взаимоотношения с другими организациями;

♦ общественная жизнь организации;

♦ отношения между руководителями и подчиненными;

♦ отношения между руководителями;

♦ отношение к женщинам – работницам организации;

♦ отношение к молодежи, работающей в организации;

♦ отношение организации к пенсионерам;

♦ требования к деловому костюму работников организации.

Создание кодекса не ограничивается написанием текста документа. Существует специфика исполнения подобных документов: нельзя заставить исполнять этический кодекс. Чтобы кодекс действительно работал, еще на этапе его создания предусматривают включение в процесс разработки документа по возможности всех работников компании. Только при том условии, что каждый работник примет кодекс корпоративной этики, он будет реально исполняться.

Профессиональные кодексы выполняют следующие функции:

репутационная – формирование доверия к компании со стороны внешних групп (описание политик, традиционно закрепляемых в международной практике по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т. д.) с целью повышения инвестиционной привлекательности компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса;

управленческая – регламентация поведения в сложных этических ситуациях;

развития корпоративной культуры.

В кодексе предусматриваются пути повышения эффективности деятельности работников:

♦ регламентация приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами;

♦ определение порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, а также неприемлемых форм поведения.

Классификация кодексов. В настоящее время сложились три типа этических кодексов:

1) регулятивный документ с конкретно разработанными правилами, включая санкции по отношению к нарушителям. Такие кодексы разрабатываются авторитетными специалистами и принимаются на специальных симпозиумах;

2) относительно краткие хартии, декларации, создаются в процессе формирования профессионального сообщества. Это своего рода декларации о намерениях;

3) подробные кодексы отдельных фирм, организаций, включающие конкретные обязательства работников перед клиентами и партнерами, сотрудниками и обществом.

Многие крупные корпорации, стремясь поддержать свой имидж в глазах широкой публики и найти свою линию поведения, разрабатывают этические кодексы. Характерной их особенностью является то, что разделы, содержащие рекомендации по решению этических проблем, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. Большинство кодексов базируется на внутреннем корпоративном контроле за их соблюдением. Публичный (внешний) со стороны общественных организаций и государственный контроль над соблюдением кодекса требует создания соответствующей государственной структуры, довольно дорогой, что обременительно для бюджета любой страны. Весьма сложной проблемой остается разработка единой системы мотивации работников к соблюдению этического кодекса. Безусловно, невозможно охарактеризовать и рассмотреть в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться работники. Вместе с тем наличие служебных инструкций позволяет решать этические вопросы, встречающиеся наиболее часто.

Кодексы представляют собой своеобразные справочники по правильному поведению. Само существование этического кодекса как коллективного этического стандарта помогает работникам проникнуться пониманием этичности своих деловых решений. Письменная форма придает кодексам еще большую значимость. Кодексы могут обеспечить определенный уровень юридической защиты как компании в целом, так и каждому работнику в отдельности.

Многие компании формируют специальные подразделения или нанимают специально работников для создания этических кодексов. При этом работников компании знакомят с положениями этих кодексов. Создается также система поощрения работников, учитывающих вопросы этики при принятии решений и при условии соответствия их служебного поведения этическим нормам, зафиксированным в кодексах.

2.6. Культура одежды делового человека

Основой этикетной культуры в одежде является вкус. Одеваться со вкусом – это значит проявлять внимание к окружающим. Безусловно, мнения о том, что такое «хороший вкус», могут расходиться, но в них имеется много общего. Именно хороший вкус всегда подскажет человеку его собственный стиль – в одежде, прическе и т. п. Хороший вкус позволяет, следуя моде, применять и приспосабливать ее к собственной внешности, характеру. Безвкусным является слепое следование моде, ее утрированное восприятие. Внешний облик делового человека во многом определяет эффективность профессиональных связей и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы.

Одежда должна быть опрятной, вычищенной и выглаженной, так как аккуратность и подтянутость в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, с умением ценить свое и чужое время. Неопрятность – синоним суетливости, забывчивости.

Каждая профессиональная группа людей имеет свой стиль одежды, внешнего вида. Но можно выделить и общую характеристику стиля делового человека – консерватизм (так как деловая сфера почти не подвержена случайным влияниям); умеренность, (не должно быть слишком резких цветовых контрастов, излишне вычурных фасонов одежды или обуви и т. п.) Деловой человек должен выглядеть уверенным в себе, солидным, элегантным, внушающим доверие, не лишенным вкуса, надежным, порядочным, аккуратным.

Деловой этикет более снисходителен к женщине, позволяя ей отходить от жестких стандартов. Отклонения касаются, прежде всего, цвета. Хотя основной вид деловой повседневной одежды у женщины, как и у мужчины, – костюм, гамма цветов женского костюма весьма обширна в отличие от мужского, которому предписан крайне скупой выбор – серый и синий цвета, для торжественных случаев – черный.

Умение найти свой стиль в одежде, выглядеть привлекательно и свежо является особенно важным в работе с людьми. Работники, не жалеющие усилий для достижения этого, воспринимаются часто и как более компетентные, они легче продвигаются по служебной лестнице.

2.7. Поведение в общественных местах

Профессионалы, безусловно, большую часть времени проводят на работе. Но им приходится ежедневно добираться на службу в общественном транспорте, они посещают магазины, выставки, конференции, ходят в театр, в кино, ездят в командировки. От того, как они ведут себя в общественных местах, зависят настроение и душевное состояние не только их, но и окружающих. Поэтому и на улице, и в общественных местах недопустимо нарушение правил хорошего тона.

Правила поведения на улице не какие-то особые. В нашей стране правостороннее движение, поэтому на улице принято держаться правой стороны. При движении по улице важно не задевать окружающих локтями, зонтом, сумкой. Если тротуар достаточно широк, не стоит идти посередине, а тем более против движения. Но если другого пути нет, то обязательно нужно извиниться в том случае, если вы мешаете кому-нибудь, идущему навстречу. Нельзя при большом потоке людей резко пересекать пешеходную зону и протискиваться сквозь толпу. Идущего спереди обходят слева, а идущих навстречу – справа. Если тротуар узок, то мужчина должен уступить дорогу женщине, пожилому человеку и при необходимости даже сойти с тротуара (конечно, младший должен уступить дорогу старшему). Разговаривать с собеседником следует, отойдя от идущей массы пешеходов.

Сумку, портфель, различные вещи лучше держать в правой руке. Не следует размахивать руками, особенно если в руках – зонт, трость, портфель.

Громкий смех и разговор, восклицания и жесты, привлекающие внимание окружающих, на улице не приняты. Не следует оглядываться вслед проходящим пешеходам. Нужно быть приветливым и доброжелательным при обращении кого-либо с тем или иным вопросом. Если на улице появилась потребность обратиться к прохожему с вопросом, то вопрос необходимо заранее сформулировать кратко и точно. Остановив прохожего или обратившись к постовому милиционеру (полицейскому), обязательно необходимо извиниться за причиненное беспокойство. За разъяснение следует обязательно поблагодарить. В этом случае не следует забывать об улыбке. Задавая вопросы, вы произведете благоприятное впечатление и больше вероятность того, что получите необходимые сведения.

На улице категорически не рекомендуется есть. Если вы проголодались, зайдите в кафе, в крайнем случае, можно остановиться у киоска-бистро, чтобы перекусить. Не следует на улице пользоваться жевательными резинками, так как жующий человек выглядит не эстетично и его вид может быть неприятен другим.

На улице нельзя плевать. Если с вами что-нибудь случилось, и появилась необходимость выплюнуть, лучше воспользоваться носовым платком или бумажной салфеткой.

Обычно мужчины на улице курят (в ряде стран это запрещено). Женщина на улице может закурить только в самых исключительных случаях. Если у мужчины попросили прикурить, вежливее будет протянуть зажигалку или спички, чем дымящую сигарету.

Правила поведения в общественном транспорте также основаны на общепринятых правилах. Именно нарушение «кодекса поведения пассажира», что пока еще не редкость, становится причиной плохого самочувствия и низкой работоспособности. Правила для пассажиров достаточно просты, их легко запомнить: в метро, трамвае, троллейбусе, автобусе сначала дается возможность выйти. Преимущества имеют выходящие, и только потом наступает черед входящих.

Мужчина должен пропустить вперед женщину, пожилого мужчину, инвалида, а при необходимости помочь им при посадке. Если транспорт переполнен, необходимо постараться встать так, чтобы как можно меньше мешать окружающим.

Молодые люди должны уступать место пожилым людям, беременным женщинам, женщинам с маленькими детьми. Принять предложение занять уступленное место следует со словами благодарности.

В транспорте неприлично громко разговаривать и жестикулировать, совсем не обязательно окружающим принимать участие в решении семейных или служебных дел.

Если вы читаете в транспорте газету или книгу, старайтесь ее держать так, чтобы не мешать соседям. Неприлично заглядывать через плечо в книгу, газету или журнал, который читает другой пассажир.

В транспорте не принято причесываться и приводить себя в порядок. Совершенно недопустимо находиться в салоне с мороженым, хот-догом или открытой булочкой. Нельзя в транспорте ездить в грязной, пачкающей одежде.

Не следует в транспорте отвечать на грубые замечания других пассажиров, вступать с ними в полемику. Не вступив в пререкания, не ответив грубостью на грубость, вы будете выглядеть более привлекательно.

Правила поведения в предприятии торговли. Деловой человек часто исполняет роль покупателя. Находясь в магазине, нужно придерживаться в целом таких же правил, как и в любом другом общественном месте.

При входе в магазин следует пропустить выходящих. В маленьком магазине принято приветствовать продавца. В таком магазине покупателю может быть предложена помощь в подборе нужного товара. При выходе следует не забыть попрощаться.

С выбираемыми товарами следует обращаться осторожно, стараться не помять, не испачкать. Продукты нельзя трогать руками (для этого есть специальные вилки, лопатки).

Подходя к кассе, нужно иметь наготове приблизительную сумму, необходимую для покупки. Обращаться к продавцу следует только на «вы» независимо от его возраста. Отказываясь от покупки, следует поблагодарить продавца за проявленное внимание.

В магазине, как и в любом другом общественном месте, нужно стараться не обращать на себя особого внимания, не обсуждать громко своих проблем.

В крупных супермаркетах в каждом отделе есть дежурный продавец, к которому можно обратиться за консультацией и помощью. Но обычно в таких магазинах покупатель самостоятельно отбирает нужный товар в специальную корзину.

Большое распространение во многих странах, а в последнее время и в России получила практика заказа товаров по телефону с доставкой специальным посыльным на дом или на работу. Для заказа бытовых товаров по телефону существует и такая услуга, как «товары почтой», когда интересующий товар можно заказать, выбрав его по каталогу. Сейчас все шире распространяется практика заказа товаров через Интернет.

В любом торговом учреждении покупатель обычно имеет дело с продавцом и кассиром. По тому, как они выглядят, судят об уровне магазина в целом. Не зря говорят, что продавец – лицо магазина.

Продавец должен вести себя приветливо, быть опрятно и чисто одетым, независимо от того, чем торгует. Продавец должен быть всегда готовым прийти на помощь покупателю.

Правила посещения заведений культуры. К посещению театра, кино – готовятся заранее: покупают билеты и так планируют свое время, чтобы не опоздать на представление. В театр обычно надевают нарядное платье, выходной костюм. Приходить в театр принято заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб. Войдя в вестибюль театра, мужчины снимают головные уборы. В зрительный зал первым входит мужчина. Проходить по ряду к своему месту следует лицом к сидящим.

Знакомых в зрительном зале приветствуют легким кивком головы, улыбкой, руку подают только тем, кто оказался рядом.

В театре принято соблюдать тишину, за исключением тех случаев, когда действие прерывается аплодисментами.

Правила посещения выставок, музеев. Посещение музея, выставки, картинной галереи и т. п. требует большого количества свободного времени, и к визиту в музей готовятся заранее. Это означает, что надо узнать по возможности об экспозиции данного музея, картинной галерее, а если музей достаточно велик, лучше заранее решить, что именно следует смотреть. Для этого можно воспользоваться каталогом музея или путеводителем по выставке. Поскольку известно, что человек в состоянии полноценно воспринимать информацию, сохраняя внимание, в течение примерно трех часов стоит выбрать либо интересующие вас произведения, либо творчество одного художника или скульптора, либо какой-то один отдел, посвященный определенному периоду.

В музеях и на многих выставках принято снимать верхнюю одежду, сдавать в гардероб или камеру хранения сумки и портфели, в ряде музеев нужно надевать специальную обувь.

При просмотре не следует слишком близко подходить к экспонатам и тем более трогать их руками. Воспитанный человек не будет в музейных залах бурно реагировать на увиденное, выражая свой восторг или негодование.

Во время экскурсии воспитанные люди молча слушают рассказ гида. С экскурсоводами не принято вести дискуссии. Нельзя переговариваться громко с другими членами группы, а вопросы можно задавать только во время пауз, которые специально делает экскурсовод, или по окончании осмотра. Следует быть сдержанным как в словах, так и жестах.

Правила поведения в командировке. Собираясь в дорогу, следует не забывать основных правил поведения в поезде, самолете, при проживании в гостинице.

К поезду желательно прийти немного раньше, чтобы было достаточно времени спокойно войти в вагон, разложить багаж. Если вы едете не один, а со спутницей или спутником старше вас, следует войти в вагон первым, разложить багаж, а уж затем помочь спутнице или пожилому человеку войти в вагон. Войдя в купе, следует поздороваться, но представляться и представлять своих спутников соседям по купе не обязательно. Обычно места в поезде занимают согласно купленным билетам, однако вежливый человек предложит свое нижнее (более удобное) место пожилому человеку, женщине, матери с ребенком. Принято помочь разложить им багаж.

Если поездка короткая и время в пути приходится на день, то переодеваться в поезде не обязательно. Важно только предусмотреть, чтобы одежда не сильно измялась, не потеряла вид, не стала неопрятной. Если поездка длительная, лучше переодеться в дорожный (можно в спортивный) костюм. Неприлично выглядят женщина в домашнем халате и мужчина в пижаме. На ногах должна быть удобная обувь, но не домашние тапочки. Знакомиться с попутчиками не обязательно. Вы можете не вести долгих разговоров со случайными людьми. Болтливость – признак плохого воспитания. Однако если находится общая тема для разговора с попутчиками, то его следует поддержать. Длительная поездка вместе не знакомых до этого людей не будет утомительной, если все попутчики будут предупредительны друг к другу, тактичны и вежливы.

Еда, которую берет с собой пассажир в поезд, не должна иметь резкого запаха, не должна быть скоропортящейся. Следует запастись салфетками. Есть нужно (как, впрочем, и везде), аккуратно. Бумагу, банки, пакеты следует аккуратно собрать и выбросить. Остатки еды лучше сложить в сумку, не оставляя ничего на столе.

Не совсем тактично, когда люди, занимающие нижние места в купе, как бы присваивают себе преимущественное право пользования столиком.

В купе и коридорах вагона не принято курить. Обычно для этой цели используют тамбур. Курить можно также в вагоне-ресторане. Но в ресторане поезда, в отличие от обычных ресторанов, не принято долго засиживаться, чтобы не задерживать других пассажиров, желающих поесть.

Подъезжая к месту назначения, нужно вовремя привести себя в порядок, переодеться и собрать багаж. Выходя из купе, нужно вежливо попрощаться со своими соседями и пожелать им счастливого пути. Если мужчина едет с женщиной, должен выйти первым, вынести багаж и помочь выйти своей спутнице.

Конец ознакомительного фрагмента.

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью.

Наиболее часто с необходимостью в соблюдении норм профессиональной этики сталкиваются люди, занятые в сфере обслуживания, медицины, образования – словом, везде, где ежедневная работа связана с непосрественным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.

Профессиональная этика зародилась на основе сходных интересов и требований к культуре людей, объединенных одной профессией. Традиции профессиональной этики развиваются вместе с развитием самой профессии и в настоящее время принципы и нормы профессиональной этики могут быть закреплены на законодательном уровне или же выражаться через общепринятые нормы морали.

Понятие профессиональной этики связано, прежде всего, с особенностями той или иной профессии, в отношении которой употребляется данный термин. Так, к примеру, «клятва Гиппократа» и врачебная тайна – это одни из элементов профессиональной этики врачей, а беспристрастная подача правдивых фактов – элемент профессиональной этики журналистов.

Особенности профессиональной этики

В любой профессии честное и отвественное исполнение своих обязанностей – одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом – тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.

Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной этики:

свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;

в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;

при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;

в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;

следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;

нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;

недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к природе и окружающим людям – главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Любая профессия базируется на стереотипных действиях, определенных технологиях, наполненная типичным содержанием, что и отличает ее от других. Именно поэтому надлежащее выполнение профессиональных обязанностей от ее носителя полностью определенных способностей, навыков, умений, всегда оставляет отпечаток на личных качествах, моральных качествах и мировоззрении человека.

Моральная значимость разных профессий не может быть одинаковой. Общественная оценка той или иной профессии обусловлено ее значением для надлежащего функционирования общества, тем, насколько удовлетворяет жизненные интересы, личные потребности человека, которая выполняет профессиональные функции. Чем выше социальный статус профессиональной группы, тем больше требований, особенно морального характера, ставит общество к представителям профессии и тем сложнее процесс вхождения молодых специалистов в профессиональную сферу деятельности. Некоторые профессии, связанные с необходимостью постоянного взаимодействия с людьми, требуют целого ряда детализированных норм, которые могли бы обеспечить моральные требования к профессиональной поведения и деятельности. Такие специалисты обязаны больше, чем другие, опираться на общепринятые нормы морали, иметь не только комплекс специальных навыков, умений, творческих способностей конкретной разновидности трудовой деятельности, но и особые морально-волевые качества, и становится предпосылкой становления их как полноценных специалистов.

В условиях формирования развития рыночных отношений, строительство гражданского общества и правового государства, рост свободного саморегулирующегося начала в труде, усиление моральных факторов в системе ее стимулов, гуманизации различных сфер труда идет процесс постоянного расширения круга профессий, которые претендуют на формирование собственных моральных кодексов. Кроме традиционно известных, - медицинской, педагогической, юридической, дипломатической и военной этики, решительно заявляют о себе административная и депутатская, милицейская и спортивная, этика ученого и журналиста, инженера и работника сферы обслуживания. Все более очевидным становится то, что прогрессивное развитие современного общества, всех сфер общественной жизни зависит от уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей культуры, нравственных качеств работников. Безусловно, каждая трудовая деятельность (независимо от профессии) базируется на моральной системе общества. В трудовой деятельности могут обосновываться особые моральные нормы, отражающие специфику профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность, объектом которой выступают живые люди, образует сложную систему взаемоперехидних, взаимообусловлены нравственных отношений. К такой системе относятся прежде всего: а) отношение специалистов к объекту труда (следователь - обвиняемый, врач - больной, учитель - ученик), б) отношения специалиста с коллегами в) взаимодействие специалиста с обществом. Эти отношения и взаимодействия изучаются профессиональной этикой. Конкретизация же общих нравственных принципов и норм таких отношений и взаимодействия в соответствии с особенностями того или иного вида профессиональной деятельности является основой создания морально-профессиональных кодексов.

Общественное разделение труда положил начало отделению социально-профессиональных общностей. С их образованием возникла потребность в регулировании отношений между профессионалами и профессионалов с клиентами. Сначала это было небольшой круг профессий, в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые и новые профессии. Зависимости от конкретных исторических условий преобладала та или иная сфера профессиональной деятельности. Отношение к ней общества определяет ее ценность. Нравственная оценка профессии обществом обусловливается двумя факторами: во-первых, тем, что профессия дает объективно для общественного развития, во-вторых, тем, что профессия дает человеку субъективно, а именно с позиции морального воздействия на нее. Любая профессия, поскольку существует, выполняет определенную социальную функцию. Представители такой профессии имеют свое общественное предназначение, свою цель. Та или иная профессия определяет выбор специфической среды общения, накладывает отпечаток на людей независимо от того, хотят они общаться или нет. Внутри каждой профессиональной общности складываются определенные специфические связи и отношения людей. Морально-профессиональные нормы исторически развивались от конкретного к абстрактному. Сначала их значение слишком конкретное и связывалось с определенными действиями или предметами. И только в процессе длительного исторического развития их разумный творческий смысл приобретает общий, собственно нравственного значения.

В зависимости от объекта, орудий труда, способов, используемых и задач, решаемых возникает неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасности, которые требуют от человека определенного типа действий, психологических реакций. В каждой профессии свои моральные искушения, моральные доблести и потери, возникают определенные противоречия,

конфликты, формируются своеобразные способы, средства их решения. К профессиональной деятельности человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, образом, моральных оценок. Среди разнообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться типичные, что и характеризуют относительную самостоятельность профессий, ее специфическую нравственную атмосферу. А это, обуславливает специфику поступков людей, своеобразие моральных норм их поведения. Итак, как только профессиональные отношения, взаимодействия получили качественной устойчивости, это и привело к формированию особых моральных установок, соответствующих характеру и содержанию труда, отражают практическую целесообразность определенных форм взаимоотношений и взаимодействия между членами профессиональной общности и самой общности с обществом.

Каждая эпоха имеет свой комплекс сложившихся морально-профессиональных норм, которые становятся определенной духовной реальностью, а их усвоение становится силой, направляющей поведение представителя той или иной профессии. Морально-профессиональные нормы могут жить своей собственной жизнью и превращаться в объект осмысления, изучения, анализа этической науки. Истоки профессиональной этики прослеживаются еще в рабовладельческом обществе. Стародавньогрецький философ Аристотель считал ее особой отраслью этического знания. Допускают также, что стародавньогрецький врач, отец медицины Гиппократ разработал впервые в истории профессиональный кодекс в форме клятвы врача как исходный пункт развития профессиональной этики. Каждая последующая эпоха привнесла свои представления морального регулирования профессиональной деятельности.

Морально-профессиональные нормы являются неотъемлемой частью общечеловеческой морали и конкретно-исторической моральной системы. Морально-профессиональные нормы, профессионально-этические кодексы, как и нравственная система общества в целом, исторически и социально тесно связана с конкретной эпохой, является детищем своего времени, отражением конкретно-исторических общественных отношений. Поскольку морально-профессиональные нормы не изолированы, а является составной частью общей морали общества, и одновременно отражают специфичность профессиональной деятельности, то и профессиональная этика является частью общей этической теории.

Профессиональная этика, это прикладная социально-философская область знаний, изучающая происхождение, сущность, специфику, общественные функции морально-профессиональных норм и отношений, закономерностей их развития на разных исторических этапах. Из определения понятия профессиональная этика следует, что объектом профессиональной этики являются специфические, морально-профессиональные нормы, отношения, взаимодействия, а также нормы, принципы, заповеди господствующей в обществе морали, трансформированные с особенностями того или иного вида профессиональной деятельности, регулирует поведение профессионалов при исполнении ими функциональных обязанностей, санкционированных общественным мнением и личными убеждениями профессионалов. Морально-профессиональные кодексы, стали частичным эквивалентом общественной морали осуществляют социальные функции: а) познавательную, которая реализуется в отражении объективных процессов общественно-профессионального разделения труда в конкретных исторических условиях, б) регулятивную (обеспечивается взаимосвязь специалистов с обществом; набор специфических способов, методов труда) в) ценностно-ориентационную (даются представления о нравственный идеал профессионала, профессиональные долг, честь, совесть, справедливость и др..).

Профессиональная этика призвана дать теоретическое обоснование сути трансформации общих норм и принципов морали к специфическим условиям профессиональной деятельности людей согласно представлениям о профессиональном долге, благо, добро и зло, справедливость, совесть, честь и другие нравственные ценности. Следует подчеркнуть, что профессиональная этика развивается на пересечении теоретического, нормативного и прикладного составляющих (компонентов) этики. ее содержание определяется специфическими задачами конкретного вида профессиональной деятельности. На теоретическом уровне рассматривается суть, специфика морально-профессиональных отношений, их место и роль в жизни общества, современное состояние и тенденции развития. Задача профессиональной этики в том, чтобы изучить сложный процесс отражения профессиональных отношений в моральном сознании, в морально-профессиональных нормах, провести четкую границу между морально-профессиональным явлениями и явлениями профессионального мастерства, изучить общественные задачи, цель профессии и их значимость в социальном прогрессе, именно этим содействуя их успешному выполнению. Нормативный уровень концентрирует в себя изучение и обоснование практических рекомендаций, конкретных нравственных норм. Важно подчеркнуть, что профессиональная этика не создает норм, особых нормативов для специалистов той или иной профессии. Самая профессиональная общность призвана их обосновывать и пропагандировать для защиты профессиональной чести.

Задача профессиональной этики воспитания и соблюдение - морально-профессиональных отношений - на прикладном уровне восприятия реализации гуманистических императивов в специфических условиях профессиональной деятельности, установлении границ желаемого, дозволенного и недопустимого обоснование, морально-профессионального идеала и определенного образца, эталона, образца поведения, нормативного идеала в конкретной сфере профессиональной деятельности. Профессиональная этика далека от мелочной регламентации поведения людей, она своими рекомендациями формирует у работников способность к максимальной моральной ориентации, к установлению моральных границ применения творческих методов, тем самым определяет лишь основные моральные нормы и принципы профессионального поведения. Способ же поведения в каждом отдельном случае определяется сам лицом, становится делом ее нравственного опыта, профессионального такта.

В профессиональной этике можно проследить связь тех или иных видов деятельности и морально-психологических качеств, сочетание общественных интересов с направленностью, интересами и призванием отдельной личности. Потребности практики определяют цель той или иной профессии и требуют от работников соответствующего профиля необходимой квалификации (профессионализма, компетенции), с одной стороны, ее этической подготовки, предусматривает теоретическое освоение норм и принципов морали для применения их в профессиональной практике, - с другой. Каждый человек в силу обстоятельств жизни постоянно в той или иной степени вовлекается в ролевое общение с разными профессионалами, например, с врачом, юристом, педагогом и др.. При этом человек ожидает от них не только квалифицированного выполнения их обязанностей удовлетворение его потребностей, интересов, но и внимательного, вежливого к ней отношение. Поэтому профессиональная этика призвана дать рекомендации профессионалам, должностным лицам, в том числе и руководителям, реализации профессиональных функций. Вследствие моральная характеристика работника не может ограничиваться широкими социальными позициями, а при необходимости должна распространяться на его сугубо профессиональные свойства, рассматриваться всегда под углом зрения взаимодействия отношений, складывающихся в пределах профессии, ее места и роли в жизни общества.

Назначение профессиональной этики заключается не только в том, чтобы раскрыть объективные причины возникновения, закономерности и тенденции развития морально-профессиональных отношений, не только конкретизировать связи моральных норм, принципов и оценочных суждений современной морали, представлений о добре, справедливости, в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, но и показать сам характер влияния общечеловеческих моральных норм и принципов на практике профессиональных отношений, раскрыть то, как моральные нормы, принципы отражаются в сознании представителя той или иной профессии и воплощаются в его поведении, отношении к человеку, как потребителя профессиональных услуг. Профессиональную этику не менее интересуют и «антиномии профессиональных поступков», которые проявляются в конфликтных формах поведения, и в связи с раскрытия способов решения конфликтов в рамках конкретной профессии. На основании этого профессиональная этика предлагает практические рекомендации с учетом конкретных исторических условий и общественных задач. Профессиональная этика призвана также дать рекомендации раскрытия причин деформаций морально-профессионального сознания и путей, методов их искоренения.

Следовательно, назначение профессиональной этики связано с гуманизацией общественного труда. Заложенные в традиционных морально-профессиональных кодексах, кодексах чести врача, юриста, педагога, журналиста и др.., Гуманистические императивы имеют общечеловеческое значение. В современности, благодаря технической мощи и эффективности, человек оказывается способным совершить (по невнимательности, некомпетентности, безответственности) много зла, в результате чего гибнут люди, материальные и духовные ценности. Растет диспропорция между совершенным человеком и его способностью нести моральную ответственность. Это становится одной из предпосылок возникновения морально-профессиональных или этических кодексов широкого круга современных профессий.

Известно, мораль выступает важнейшим элементом человеческой деятельности, а сама деятельность людей во всей ее разнообразии и специфичности не может не накладывать отпечаток и на специфику моральной регуляции. К представителям профессий, связанных с судьбой, здоровьем, имиджем, репутацией, интересами людей выдвигаются очень высокие моральные требования. Это касается таких видов деятельности, где в зависимости от нравственного потенциала работников могут порождаться очень острые нравственные коллизии, которые в других видах деятельности возникают лишь эпизодически. Эти острые нравственные коллизии имеют место прежде всего там, где решаются вопросы жизни и смерти, здоровья, свободы, чести и достоинства человека, где моральные качества специалиста приобретают решающее значение, где судьба одного может значительно зависеть от моральной способности другого. Более того, в некоторых профессиях даже самая профессиональная способность специалиста во многом зависит от его моральных качеств. Это прежде всего касается работы врача, юриста, учителя, руководителя, военного, дипломата, журналиста и др..

Следовательно, речь идет о медицинской, юридической, педагогической, военную, дипломатическую, журналистскую этику. Именно в таких сферах деятельности особенно велика зависимость одного человека от другого, и результаты профессиональной деятельности одного могут иметь судьбоносное значение для другой. К представителям популярных профессий общество в повседневности выдвигает вся необходимость повышения моральных требований не из-за их массовость, а потому, что их деятельность связана непосредственно с людьми, их интересами. Основным признаком популярных профессий выступает возможность вторжения в духовный мир человека, в его судьбу, что и порождает особые моральные коллизии, которые влекут за собой изменение субординации моральных требований. Для регуляции коллизий, возникающих в повседневности, кроме общечеловеческих нравственных ценностей, нужны еще дополнительные побуждения, в виде повышенных моральных требований, что и вызывает к жизни необходимость новых видов профессиональной этики. В трудовой деятельности юриста, врача, дипломата, педагога, руководителя любого уровня, более чем в какой-либо другой, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков, но и нравственные качества работника, под которыми понимают стойкие проявления нравственного сознания в деятельности, поведении и поступках.

В обществе, несмотря на то что в основе конкретных обязанностей представителей той или иной профессии лежат одни и те же требования общей морали, существуют все же и специфические нравственные требования. Для врача, например, основной моральной требованием является чуткое, внимательное, заботливое отношение к больному, охрана здоровья и жизни человека, для учителя - любовь к детям и осознание ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения. Профессиональный долг ученого заключается в добросовестных поисках истины, объективности научной аргументации, в служении прогресса человечества; представителей правосудия - в максимальной справедливости (юстиция буквально означает справедливость), неподкупности, неуклонной верности духу закона, объективности в анализе материалов следствия, соблюдение чувства меры и такта при проведении допроса свидетелей, неразглашении тайны следствия и др.

Этика (ethics от зthos - обычай, нрав, характер) - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль .

Мораль - это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.

Слово «этика» происходит от греческого «ethos», слово «мораль» - от латинского «mos». Смысл обоих слов - нрав, обычай*. В отличие от простого обычая или традиции*, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.п.

Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: теоретические исследования (теоретическая этика) и нормативные разработки(нормативная этика).

Теоретическая этика исследует происхождение и сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия, ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и моральное поведение), характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом. Кроме того, теоретическая этика выявляет содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье), разрабатывает шкалу моральности (идеал - добродетель - порок) и определяет ее критерии. В контакте с психологией и социологией она исследует реальный уровень моральности общества(нравственность) и влияющие на него факторы.

Нормативная этика концентрирует свой интерес на исследовании стихийно складывающихся представлений морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека, уточняя, систематизируя, конкретизируя их, трансформируя в определенные рекомендации, нормативная этика разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества. Нормативная этика занимается вопросом о том, как должен поступать человек.

В этом заключается социальное назначение этики . Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

Профессиональная этика - это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

Предмет профессиональной этики выработка норм, стандартов, требований, характерных для определенных видов деятельности.

Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество. Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства.

Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей. профессиональный этика социальный кризис

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы. Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые даюn возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере.

  • 1. Золотой стандарт: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
  • 2. Справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
  • 3. Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
  • 4. Максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
  • 5. Минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
  • 6. Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
  • 7. Разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики.
  • 8. Индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основупри разработке и принятии решений в деловых отношениях.
  • 9. Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
  • 10. Никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
  • 11. Постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.
  • 12. При воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия.
  • 13. Целесообразность авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.
  • 14. Стремление к бесконфликтности.
  • 15. Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.
  • 16. Работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
  • 17. Не критикуй конкурента.

Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой организации, управления собственной личной этической системы.

В структуру профессиональной этики входит:

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями. Этика рассматривает моральные качества человека безотносительно к психическим механизмам, стимулирующим появление данных качеств. Изучение этики показывает многообразие разносторонность профессиональных моральных отношений, моральных норм. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Профессиональная этика государственного и муниципального служащего наука о профессиональной морали; кодекс поведения, включающий этические принципы нормы, моральные требования общества к нравственной сущности государственного и муниципального служащего, социальному назначению их служебной деятельности, характеру взаимоотношений с обществом, государством в процессе обеспечения их взаимодействия и защиты прав и законных интересов граждан; это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности, направленной на создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и достижение целей, вытекающих из назначения данной профессии.

Профессиональная этика – это одна из отраслей этической науки. Однако в быту мы употребляем это понятие в значении некого «кодекса морали» – свода правил, которыми руководствуются представители определенных профессий. Что же на самом деле такое профессиональная этика?

По одному из определений, профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы , обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью.

Наиболее часто с необходимостью в соблюдении норм профессиональной этики сталкиваются люди, занятые в сфере обслуживания, медицины, образования – словом, везде, где ежедневная работа связана с непосрественным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.

Профессиональная этика зародилась на основе сходных интересов и требований к культуре людей, объединенных одной профессией. Традиции профессиональной этики развиваются вместе с развитием самой профессии и в настоящее время принципы и нормы профессиональной этики могут быть закреплены на законодательном уровне или же выражаться через общепринятые нормы морали.

Понятие профессиональной этики связано, прежде всего, с особенностями той или иной профессии, в отношении которой употребляется данный термин. Так, к примеру, «клятва Гиппократа» и врачебная тайна – это одни из элементов профессиональной этики врачей, а беспристрастная подача правдивых фактов – элемент профессиональной этики журналистов.

Особенности профессиональной этики

В любой профессии честное и отвественное исполнение своих обязанностей – одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом – тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.

Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной этики :

  • свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;
  • в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;
  • при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;
  • в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;
  • следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;
  • нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;
  • недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к природе и окружающим людям – главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии .

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные принципы и нормы, которые обусловлены нести дополнительную ответственность, связанную с профессиональными обязанностями.

Норма - это основа высокого профессионализма.

Профессиональная этика - это те специфические особенности нравственных норм профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его профессиональной и служебной деятельности.

Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе идеалов.

Основные нормы служебной этики, которые должны быть присущи всем работникам сферы социально - культурного сервиса и туризма, независимо от того, где находится их рабочее место:

· внимательность, вежливость;

· выдержка, терпение, умение владеть собой;

· хорошие манеры и культура речи;

· способность избегать конфликтных ситуаций, а если они возникают, успешно разрешить их, соблюдая интересы обеих сторон;

· обходительность, любезность;

· радушие, доброжелательность;

· тактичность, сдержанность;

· самокритичность по отношению к себе;

· готовность быстро реагировать, удерживая в зоне внимания несколько человек или разные операции, которые осуществляются в процессе обслуживания;

· умение держаться спокойно и доброжелательно даже после обслуживания капризного клиента или напряженной смены;

· умение избегать неудовольствий клиентов и конфликтов;

· уважать право каждого человека на отдых и досуг;

· беречь профессиональную репутацию;

· содействовать развитию внутреннего и международного туризма;

· принимать справедливые претензии к своей деятельности;

· уважать моральные ценности и культурные стандарты людей, не допускать высказываний, оскорбляющих национальные, религиозные или нравственные чувства человека.

Перечислим недопустимые нормы поведения и личностные качества, несовместимые с профессиональной этикой сферы социально - культурного сервиса и туризма:

· грубость, бестактность, невнимательность, черствость;

· нечестность, лицемерие;

· воровство, жадность, эгоизм;

· болтливость, разглашение приватной информации о клиентах, обсуждение с кем бы то ни было их недостатков и слабостей;

· неуступчивость, желание взять верх над клиентом, подчинить его интересы своим.

Не следует стремиться к тому, чтобы переделать или перевоспитать клиентов за время обслуживания - их нужно принимать такими, какие они есть. Серьезные ошибки начинающих работников в сфере социально - культурного сервиса и туризма нередко бывают связаны с обидчивостью, с завышенными этическими требованиями по отношению к клиентам, что свидетельствует о личной уязвимости характера таких работников.

В сфере социально - культурного сервиса и туризма важность этических норм ощущается не только во взаимодействии работников с потребителями, но и работников между собой. На предприятии особое значение приобретает нравственный климат, где отсутствуют конфликты, нет униженных, раздраженных, равнодушных, но все относятся друг к другу с уважением, вниманием. Важно создать в коллективе атмосферу взаимопомощи, умение работников трудиться совместно, а также в специальных группах обслуживания (в команде). Также к этическим нормам во взаимоотношениях с партнерами и коллегами относятся:

· поддерживать профессионально единство;

· заботится о престиже профессии;

· поддерживать нормативность служебных отношений;

· уважать право коллег на мотивированный отказ.

Все это помогает добиться общей цели: добиться эффективного обслуживания потребителей.

К неэтичным действиям специалиста с явным нарушением закона относятся фальсификация документов, отправляемых службами государственного регулирования, присвоение средств, расовая дискриминация и сексуальные домогательства в рабочей среде.

Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере.

Принципы носят универсальный характер.

Сотрудник в сфере социально - культурного сервиса и туризма должен в своей работе придерживаться следующих принципов:

· Сущность принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе»;

· Нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными);

· Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено;

· Принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения;

· Принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм;

· Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям, имеющим место в других организациях, регионах, странах;

· Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм, т.е. непринятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций или законов, должен проявляться в разумных пределах;

· Ориентированность на клиента, забота о нем;

· Стремление к совершенствованию своей профессиональной деятельности;

· Конфиденциальность, неразглашение личной информации, полученной в процессе профессиональной деятельности;

· Избегание потенциальных и явных конфликтов между сотрудниками с руководством и в особенности с клиентом. Конфликт - благоприятная почва для этических правонарушений;

· Никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора;

· Не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела;

· Работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег;

· Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип обусловлен должностными инструкциями;

· При воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать;

· Постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников;

· Соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей, проявляя во всех случаях гражданскую зрелость;

· Соблюдать международные правовые акты и законы своей страны, соблюдать права человека, проявляя уважение к демократическим институтам общества;

· Выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность и настойчивость, а при необходимости - мужество.

Исходя из принципов, в профессиональной этике важно не только конкретное поведение специалиста, но и уровень развития его морального сознания и практика его отношений с разными людьми. Поскольку в социально - культурном сервисе и туризме все строится на отношениях с людьми, то последнее будет особенно актуальным. Главное - это те принципы, которыми руководствуется профессионал, строя отношения с клиентами, коллегами, как он относится к обществу в целом и природе, которая его окружает. Основной принцип - это уважение другой стороны. Еще один из основных принципов - это принцип доверия, который предполагает, что специалист ведет обслуживание на основе авансирования доверием, т.е. заранее ориентируется на положительные качества своего клиента. Кроме того, к актуальным принципам в социально - культурном сервисе относятся: принцип лояльности, толерантности, объективности, моральной ответственности.