Миг 25 максимальная высота. От ворот поворот

Вооружение времен могущественной державы СССР на надлежащем уровне конкурировало с оружием и техникой других держав. В некоторых моментах показатели определенных видов вооружения на много порядков превосходили своих конкурентов. История подтверждает, что такое лидерство давало ряд больших преимуществ и держало потенциальных врагов в страхе и напряжении. Авиация не исключение. Определенные достижения в конструировании самолетов и видов вооружения для них определило господство ВВС СССР в мировом воздушном пространстве на многие года.

Конструкторское бюро Микояна – Гуревича выпустило ряд действительно хороших машин. Превосходные аэродинамические качества, мощное вооружение, сверхзвуковая скорость и еще многие положительные характеристики – это главные отличительные показатели самолетов данного бюро. Сегодня речь пойдет о легендарной машине – это самолет МиГ 25.

История развития МиГ 25

В 50-х годах все конструкторы работали над созданием тяжелых сверхзвуковых истребителей, которые должны были противостоять тяжелым сверхзвуковым бомбардировщикам зарубежных военных сил. К ним относились Норт Америкен ХВ-70 («Валькирия»), Конвэр В-58 («Хастлер»). Работы велись в строжайшей секретности. Бюро МиГов работало над такими моделями как Е-152 (Е-166), Е-150, Е-152М. В 1961 году 10 марта Микоян издает официальный указ о создании новой машины.

Прототип получил индекс Е-155. Этот самолет и стал прародителем знаменитого МиГ 25. Конструкторы столкнулись со многими задачами. Бывали такие случаи, что чертежи переделывались не один раз. Какую силовую установку выбрать, какое вооружение применить, какие автоматические системы для управления использовать. С такими вопросами часто сталкивались конструкторы при проектировании машины.

Характеристики МиГ 25

Многие года истребитель МиГ 25 господствовал в небе. Именно на этой машине и ее модификациях установлено многие рекорды скорости и высоты полета. Чертежи машин хранились в секрете. Применение данной модели самолетов очень широко.

Истребители-перехватчики

  • МиГ 25П – самый первый перехватчик МиГ 25, впервые выпущенная в 1969 году базовая модель (сделан на базе прототипа Е-155П);
  • МиГ 25ПУ – модель, сконструированная для учебных целей;
  • МиГ 25МП – усовершенствованная модель, которая стала прототипом для МиГ 31 . Серийно не производился;
  • МиГ 25 ПД – модифицированная модель с мощным вооружением и электроникой. Сюда можно отнести модели МиГ 25ПДС и МиГ 25ПДСЛ, на которые устанавливали двигатель типа «Р15БД-300».

Разведчики

  • МиГ 25Р – сверхскоростной высотный разведчик. Выполнял радиолокационную, радиотехническую и оптическую разведки. Был оснащен высококачественной оптикой и фотооборудованием.
  • МиГ 25БМ – предназначался для прорыва линии ПВО. Оснащался противорадиолокационными ракетами Х-58. Мог переносить ракеты с ядерными боеголовками. Поражения по целям радиолокационной службы врага, наносились с высоты стратосферы.
  • МиГ 25РБТ – самолет радиотехнической разведки. Кабина самолета была оснащена новейшей электроникой, станцией «Тангаж».
  • МиГ 25МР – предназначался для исследования и прогнозов метеорологический наблюдений. На нем было установлено специальное оборудование.

Тактические разведчики-бомбардировщики

МиГ 25РБ, МиГ 25РБВ – это всевысотные, одноместные самолеты, которые предназначались для разведки и бомбардировки. Оснащены были высокоточной электроникой, мощной радиолокационной аппаратурой (СРС-4А). Несли на своем борту внушительное боевое вооружение. Масса бомбовой нагрузки составляла 4000 кг. Являлись носителями ядерного оружия. Для автоматического бомбометания использовалась система навигации «Пеленг-Д».

Электроника и радиолокационное оборудование

Кабина самолета оснащалась мощной электроникой, характеристики которой в те времена были наилучшими для данного типа истребителей. Сюда можно отнести систему САУ-155П1 (система автоматического управления), теплопеленгатор 26Ш-1, СПО «Сирена-3М» (система предупреждения об облучении), радиовысотомер Р-19, система наведения «Лазурь». На разведчиках устанавливались мощные радиолокационные станции бокового обзора типа «Сабля».

Вооружение

Применялись ракеты «воздух-воздух» Р-40Р/Т и Р-60. Для бомбардировщиков применялись бомбы ФОТАБ 100-80, ФАБ-500М-62.

Двигатель

На большую часть самолетов МиГ 25 и их модификаций был установлен двигатель Р15Б-300. Технические данные этого агрегата внушительные. Он разгонял истребитель до скорости в три маха и подымал до высоты в 22 километра. Тяга равна 11200 кгс.

При полном вооружении истребитель развивал скорость 3000 км/ч. Без вооружения скорость повышалась на 10-15 %. Американские ученые, проводя испытания, доказали, что двигатель Р15Б-300 развивает скорость до 3400 км/ч. Максимальная скорость МиГ 25 достигала 3600 км/ч. При полете над Синайским полуостровом такую скорость фиксировали у советских самолетов в 1972 году обе стороны.

Согласно этим данным истребитель МиГ 25 установил абсолютный рекорд по скорости и данным высоты полета. Но по причинам безопасности пилотам запрещали разгонять самолет свыше 3000 км/ч.

Исторические факты

Чертежи данной машины были желанными для конструкторских бюро многих стран. Потенциальные враги хотели знать все нюансы:

  • применение истребителя;
  • данные максимальной скорости полета и высоты;
  • уникальность конструкции двигателя, вооружения, электронной начинки.

История гласит, что в 1976 году 6 сентября истребитель МиГ 25 угнал в Японию советский летчик Беленко Виктор. При штатном полете предатель пересек границу и приземлился в Японии. Он попросил политического убежища у США. Самолет разобрали и вывезли в штаты для тщательного обследования. Это послужило толчком для переоборудования на всех самолетах новой электроники и оборудования.

Видео о МиГ-25

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Советский истребитель КБ А. И. Микоян выпускался серийно с начала 1970-х гг. и стоял на вооружении до начала XXI в., в том числе в странах ближнего и дальнего зарубежья. Так, в Индии к 2001 г. находилось 8 самолетов этого типа. Истребитель МиГ-25 имеет очень высокие характеристики, но вместе с тем не лишен и недостатков, которые не позволили ему стать лидером в своем классе. В частности, он потребляет чрезмерное количество топлива (10 л на 1 км), что определяет его небольшую дальность полета.

Силовая установка: два турбореактивных двигателя конструкции С.К. Туманского R-31 тягой по 91 кН, при включенной форсажной камере - 122 кН.

Конструкция

Самолет скомпонован по типу двухкилевого моноплана. В конструкции применили верхнее расположение трапециевидного крыла, два двигателя с цельноповоротным стабилизатором и боковое расположение регулируемых воздухозаборников.

Фюзеляж Миг-25 выполнен по типу монокока. Всего он насчитывает 57 шпангоутов и с инженерной точки зрения сложен из переднего отсека, закабинного отсека, воздухозаборников, отсека топливных баков, хвостовой части фюзеляжа и хвостового кока. Герметическая кабина располагается между первыми двумя шпангоутами. Закабинный отсек теплоизолирован и герметичен.

Центральная часть представляет собой цельносварный отсек из нержавеющей стали с нижними дополнительными балками и лонжеронами – отсек резервуаров топливной системы. Наиболее нагруженной частью фюзеляжа является отсек топливных баков. К нему примыкают задняя и передняя часть фюзеляжа, крыло и воздухозаборники. Здесь находится шесть топливных баков, которые разделены между собой стеночными шпангоутами. В хвостовой части фюзеляжа располагаются узлы крепления килей, балок стабилизатора, подкилевых гребней, качалок управления РП и гидроцилиндров тормозных щитков. Она изготовлена из стали ВЛ-1.

Истребитель-перехватчик имеет стреловидное трапециевидное крыло с аэродинамической круткой, крыло устанавливалось под углом +2°. Размах крыльев в варианте разведчика составлял 13,38 м, в версии перехватчика – 14,015 м. Разведчики имели постоянную стреловидность крыла спереди - 41° 02". Для перехватчиков этот показатель изменялся в пределах от 41° 02" до 42° 30". Крыло изготовлено из титана и нержавеющей стали. С инженерной точки зрения оно сложено из двух консолей. В каждой консоли есть перегородки, которые разделяют внутреннее содержимое на передний и задний топливные баки.

Над каждой консолью размещен двухсекционный элерон, имеющий максимальный угол отклонения 25°. В двух точках к крылу прикреплены закрылки, максимальный угол отклонения которых на взлете и посадке одинаковый и составляет 25°. Некоторые экземпляры МиГ-25 первых серий имели угол отклонения закрылков 47°.

Кили самолета изготовлены из сплава АК-4 и стали ВНС-5. Угол развала каждого киля − 8°, угол стреловидности − 54°, высота – 3,05 м. Стабилизатор цельноповоротный, имеет угол стреловидности спереди 50° 22", размах − 8,8 м. Угол отклонения стабилизатора – от -32° до +13°. Угол отклонения рулей поворота − 25°.

Шасси самолета МиГ-25 трехопорное. Опоры шасси рычажного типа. Передняя стойка комплектуется двумя колесами размером 700×200, основные стойки – одним колесом размером 1300 ×360. Выпуск и убирание стоек шасси, разворот передних колес осуществляются за счет элементов гидросистемы. Выпуск шасси в аварийной ситуации можно произвести за счет пневмосистемы. Основные стойки оснащены антиюзовым автоматом.

В состав силовой установки входят одновальные двигатели Р15Б-300 или Р15БД-300, одноконтурные с одноступенчатой турбиной, осевым компрессором, двухстворчатым эжекторным соплом и форсажной камерой. Моторы размещены относительно продольных осей под углом 13°. Двигатели разделены противопожарной перегородкой. Сопла двигателей находятся между собой на расстоянии, которое не превышает их собственный диаметр. Поэтому их оснастили нерегулируемым стекателем, демонтировав при этом три части внешних створок. Воздухозаборники регулируемые. Каждый из них сложен из регулируемого клина и нижней створки. Продувка моторных отсеков для охлаждения выполняется забортным воздухом.

Строевой исходный перехватчик МиГ-25П на полном форсаже имеет скорость полета 3000 км/ч, неся при этом полный комплект вооружения – 4 ракеты Р-40, которые весят в сумме около 2 т и создают немалое лобовое сопротивление. Без ракет показатель скорости полета возрастает на 15%. Это подтвердили американские специалисты, которые провели гонку двигателей, в ходе которой было установлено, что самолет можно разогнать до 3400 км/ч. Скорость разведчика МиГ-25Р превышает показатель версии перехватчика. Но в процессе эксплуатации разрешено разгонять машину максимум до 3000 км/ч. Теоретически самолет был самым быстрым воздушным судном своего времени, но на практике быстрее всех летал американец SR-71 – 3000-3300 км/ч.

В состав топливной системы входили шесть фюзеляжных и четыре крыльевых бака. Основное топливо – Т-6, резервное – Т-7П. В некоторых экземплярах в полостях килей размещались дополнительные топливные резервуары. Общая емкость баков разведчиков – 15 245 кг, перехватчиков – 14 570 кг. Ради увеличения дальности полета использовался дополнительный подвесной бак, емкость которого составляла 4370 кг.

МиГ-25 видео

Оборудование

Изначально на самолете была установлена РЛС РП-25 «Смерч-А», которую создавали для истребителей-перехватчиков Ту-128. Сразу после случая угона самолета в Японию МиГ-25 стали оснащать новой радиолокационной станцией «Сапфир С-25» и новой системой вооружения.

Также советский самолет был оборудован:

    системой автоматического управления САУ-155Р1,или САУ-155П1;

    навигационной системой САУ-155Р1;

    теплогенератором 26Ш-1;

    радиокомандной системой наведения «Лазурь» (перехватчик);

    радиокомпасом АРК-10;

    радиовысотомером больших высот РВ-184;

    системой противовоздушной обороны Л006 «Берёза» или «Сирена-3М»;

    системой ближней радионавигации РСБН-6С «Коралл»;

    переговорным устройством СПУ-7;

    ответчиком СО-63Б;

    системой воздушных сигналов СВС-ПН-5;

    речевым информатором РИ-65;

    речевым самописцем МС-61 и т.д.

Все перехватчики получили в составе оборудования систему «Полет-1И». В нее входила радиотехническая системы навигации, курсовертикали, автопилотирования и воздушных сигналов. Разведчики комплектовались фотоаппаратурой А-70 или А-72, станцией радиотехнической разведки «Куб-3М», «Вираж» или «Тангаж», РЛС «Сабля», отвечающей за боковой обзор.


Тактико-технические характеристики истребителя МиГ-25

    Размах крыла, м 14,00

    Длина, м 22,30

    Высота, м 5,64

    Площадь крыла, м2 56,20

    Масса пустого самолета, кг 17410

    Взлетная масса, кг 37500

    Скорость полета 3000км/ч

    Радиус полета, км 700-800

МиГ-25 легендарный советский истребитель. Несмотря на то, что был принят на вооружение в 1973 г., на сегодня остаётся непревзойдённым истребителем-перехватчиком с рекордными характеристиками. Мировой рекорд высотности (пилот А.Федотов) - 37 км! Скорость (пилот П.Остапенко - 3000 км/ч (830 м/сек). Все женские мировые рекорды установила на МиГ-25 Светлана Савицкая - дочь маршала авиации Савицкого.
Примерно такие показатели по скорости имел американский самолёт-разведчик SR-71, но он не был в полном смысле боевым самолётом, а предназначался для аэрофотосъёмки.
Скорость полёта 3 тыс.км/ч, указываемая в открытой печати для МиГ-25П, является максимальной скоростью с ракетным вооружением - 4 ракетами Р-40
МиГ-25 (МиГ-31) являются единственными в мире самолётами, способными на скорости более 2500 км/ч маневрировать с перегрузкой до 5 g.
Для разведывательной модификации и, тем более, для МиГ-25М, предельная скорость полёта составляет не менее 3600 км/ч. Имеются сведения (с обеих воюющих сторон), что во время разведывательных полётов 1972 г. над Синайским полуостровом разведчики МиГ-25 развивали такую скорость.

Самолёт-разведчик SR-71 (США)

Полёты SR-71 вдоль границ СССР были пресечены с появлением развития МиГ-25 - истребителя-перехватчика МиГ-31, имеющего больший боевой радиус действия.

В скороподъёмности на 25 и 30 км - МиГ-25 отобрал рекорд у американского многоцелевого истребителя четвёртого поколения F-15

Истребитель F-15 Eagle (США)


МиГ-31

Высотный истребитель-перехватчик дальнего действия.

Модернизация МиГ-25

Боевое применение МиГ-25

1971, Египет.

Израильские истребители не пугали пилотов МиГ-25. У них уже был опыт таких встреч над Синаем, где МиГ-25 не раз проходили над аэродромом у Мелеса. “Фантомы”, поднимавшиеся на перехват, уступали МиГ-25 и в скорости, и в высоте полета. Пытаясь дотянуться до МиГа и занять положение для атаки, “Фантомы” выходили на предельный угол атаки, теряли управление, клевали носом или сваливались в штопор. “Миражи” отставали от МиГ-25 еще больше.
Глубокие разведрейды продолжались до марта 1972 г. Единственным, что могли противопоставить этому израильтяне, были протесты, которые выражал их представитель в ООН Рафаэль после каждого пролета МиГ-25. Оправдывая свое бессилие в борьбе с невооруженным разведчиком, израильская ПВО сообщала о том, что засекаемый станциями обнаружения “объект” достигает скорости М=3,2.

1981 г. Сирия
Два сирийских МиГ-21 выполняли в виде приманки демонстрационные действия. Пара израилевских F-15, разомкнувшись по высоте, начала преследование. На перехват F-15 вышли два МиГ-25, причем один из МиГов проводил атаку на встречном курсе, а второй - с фланга. Пилот первого МиГ-25, из-за срыва автоматического сопровождения, не смог произвести пуск ракет и был сбит ракетой «Спэрроу», выпущенной F-15. Летчик второго МиГ-25 произвел захват цели на дальности около 40 км и двумя ракетами Р-40 уничтожил ведомого F-15.

1980…1988 гг Иран-Ирак
В ирано-иракской войне МиГ-25 воевал на стороне Ирака. Иракские МиГ-25, всего 8 машин летали на бомбардировку нефтяных терминалов и Тегерана. Один самолёт был сбит средствами ПВО Ирана.

Война в Персидском заливе
1991 г
Иракским МиГ-25 был сбит палубный истребитель ВМС США F/А-18C.
Два F-15 уничтожили ракетами АIM-7 по одному МиГ-25П.

1992 г.
Два F-16 ВВС США сбили иракский МиГ-25.
Произошел воздушный бой между F-15 и МиГ-25П не принес успеха ни одной из сторон.
1993 г. во время попытки перехвата разведчика U-2, состоялся воздушный бой между МиГ-25 и истребителем F-15C, закончившийся безрезультатно.

Как

МиГ-25 (по кодификации НАТО: Фоксбат (англ. Foxbat)) - советский сверхзвуковой высотный двухдвигательный истребитель-перехватчик 3-го поколения

Самолёту МиГ-25 принадлежат рекорды скоростей полёта с грузом в 1 и 2 тонны. Самолёту SR-71 - рекорды скорости полёта без нагрузки на внешней подвеске на замкнутом 500 и 1000 км маршрутах и на короткой базе. В этих номинациях SR-71 побил рекорды советского перехватчика. Крейсерская скорость SR-71 при полной заправке топливом составляет 3200 км/ч на высоте 24 400 м и возрастает до 3300 по мере вырабатывания топлива и возрастания горизонтальной высоты полёта до 25 км. Официальный рекорд скорости - 3529,56 км/ч на базе 15 - 25 км. Для МиГ-25 часто указывается максимальная скорость полёта на большой высоте 3 000 км/ч. Это функциональная скорость - то есть та, которая достигается перехватчиком при полном ракетном вооружении (4 УР Р-40 массой 2 тонны). Без наружных подвесок задание выполняет разведчик МиГ-25Р. В связи с чем для него иногда указывается максимальная скорость соответствующая числу М=3.

Между тем, самолёт МиГ-25 способен достигать и большего значения М. Так, например, в ходе испытательных полётов было установлено, что остекление кабины начинает плавиться при выходе на число М 3.12 (свыше 3300 км/ч). Во время лётных испытаний было установлено также ухудшение управляемости самолёта на скорости более чем в 3 раза превышающей скорость звука. Но наиболее существенной неожиданностью для лётчиков оказался процесс внезапного неуправляемого возрастания скорости при переходе за число М=2,83. По свидетельству пилотов, психологически казалось, что самолёт будет разгоняться вплоть до саморазрушения. В результате для МиГ-25 в ходе эксплуатации было установлено ограничение по числу М, соответствующему значению 2.83 (3 000 км/ч). Время полёта на этой скорости ограничено 8 минутами (первоначально - 3 минуты). И хотя в ряде случаев наиболее опытные испытатели (Федотов, Остапенко) в рекордных полётах на максимальную высоту разгоняли самолёт до скорости более чем в 3 000 км/ч, но советские МиГ-и всё же никогда не «выжимали» максимальной возможной скорости

Однако во время арабо-израильской войны в условиях боевых действий, предусматривавших пролёт над территорией, контролируемой ЗРК и истребителями-перехватчиками противника, это и другие эксплуатационные ограничения далеко не всегда соблюдаются. По свидетельству израильских специалистов противовоздушной обороны, полёты над территорией Израиля МиГ-и производили на скорости вплоть до 3 700 км/ч. Эти данные противника были признаны авторитетными в США. В американском справочнике советского вооружения указывалась максимальная скорость МиГ-25ПДС 3400 км/ч.

В снятом в США фильме о самолёте МиГ-25 одним из комментаторов выступал предатель лётчик Беленко, перелетевший на МиГ-25 в Японию в1972 году. На вопрос о том, мог ли МиГ догнать Чёрного дрозда, он ответил утвердительно, подчеркнув, что время на обгон должно составлять около 10 минут. Очевидно, не только испытателям но и строевым лётчикам была известна способность МиГ-25 разгоняться на форсаже до существенно больших скоростей, нежели ограниченных инструкцией.

Дальнейшая модернизация МиГ-25 - экспериментальный самолёт Е-155М, переделанный из исходного варианта, был оснащён более мощными двигателями с тягой по 13500 кгс (против 11200 кгс у исходного самолёта) и мог развивать с полным ракетным вооружением скорость М=3 на высоте 24200 м. При этом в состав вооружения входили не только 4 УР Р-40, но и ракеты ближнего боя Р-60.

В середине 1960-х годов велись работы по модификации перехватчика Е-155ПА с двигателями тягой по 15 000 кгс (такие же двигатели в количестве 4-х устанавливались на самолёт Т-4 ОКБ Сухого). Эта модификация МиГ-25 должна была развивать максимальную скорость 3700 - 4000 км/ч.

Следует учесть, что в отличии от создателей американского разведчика, создатели самолёта МиГ-25 отнюдь не были нацелены исключительно на достижение максимально возможной скорости.

Также этому самолету принадлежит мировой рекорд высоты 37650 метров в 1977 году

Истребитель-перехватчик МиГ-25 – одна из самых успешных работ . Этот самолет остался в истории советской авиации – как серийный перехватчик, обладающим самой высокой скоростью. Максимальная скорость МиГ-25 могла доходить до M=3.

Более того, вскоре появился усовершенствованный вариант модели – Миг – 25ПД, который мог перехватывать воздушные цели на фоне земной поверхности, а также, мог осуществлять поиск по радиолокации.

История разработки самолета

В 1964 году, в США совершили первый полет нового и совершенного в техническом плане самолета XB-70. Несмотря на то, что первые полеты были не очень успешными (появились различные неполадки с работой двигателей), это позволило США выйти в лидеры по авиастроению.

XB-70 обладал невиданной в то время скоростью полета – M=3. Для СССР, бездействие – означало проигрыш. Поэтому, в 1961 году, С. А. Микоян, объявляет о разработке нового сверхскоростного самолета.

Уже в 1962 году, был подготовлен, и утвержден новый проект – Е-155П. Спустя 2 года, истребитель был готов к первому тестовому полету, который совершил советский летчик-испытатель П. Остапенко.

Спустя некоторое время, удалось произвести еще несколько испытаний на государственном уровне, для которого понадобилось 9 самолетов. Полеты проводились в НИИ ВВС, городе Ахтубинск.

Интересен тот факт, что во время разработки самолета МиГ-25, конструкторы несколько раз перерабатывали чертежи.

Объяснялось это тем, что каждый раз, разработчики сталкивались с новыми проблемами и вопросами: какое самое оптимальное вооружение, как максимально облегчить систему управления, какая силовая установка самая подходящая для данной модели и т.д.

Основной целью конструкторского бюро Микояна-Гуревича, было создание машины, которая умела бы летать на сверхвысоких скоростях, в течение длительного времени.

Для изготовления носовой части фюзеляжа, а также передней кромки крыла, использовали титан. Это необходимо было для того, чтобы самолет мог выдерживать сильный нагрев во время полета.


Для изготовления остальных частей машины, использовали сталь (нержавеющую), причем сварка была автоматической (до этого обычной использовали клепку).

В общей сложности, самолет состоял из следующих компонентов:

  • Титан: всего 9%;
  • Алюминий: 11 %;
  • Нержавеющей стали – 80 %.

Несмотря на то, что серийный выпуск самолетов начался в 1965 году, на вооружение его приняли только 1972 году.

Со временем, самолет модернизировали:

  • увеличили площадь килей;
  • Полностью убрали крепления баков для топлива, которые были установлены на торцах крыла. Причиной этому стало ненадобность в переднем горизонтальном оперении;
  • Сократили площадь фальшкилей.

Стоит отметить, что даже после приема на вооружение, у самолета были некоторые неполадки с работой двигателя. Поэтому, в ВВС, машиной начали пользоваться лишь в 1973 году.


После того, как новые модели самолетов появились в летных частях, американские истребители-разведчики Lockheed, которые ранее очень часто пролетали близ границ Советского Союза, стали реже патрулировать эти места.

Летом 1975 года, С. А. Микояну присвоили звание Героя Советского Союза.

Были на этой модели и мировые рекорды. Так, в 1977 году, советский летчик А. Федотов, смог набрать высоту на этом самолете в 37650 метров. Таким образом был достигнут новый мировой рекорд. Всего же на МиГ-25 было побиты 29 рекордов мира.

Несмотря на то, что во время первых тестовых полетов, возникали различные проблемы с аппаратурой и двигателем, свежий продукт Советского авиастроения показал себя очень хорошо. В 1967 году, новые модели самолетов, представили широкой общественности.

Во время парада, который проходил в Москве, на небе пролетели все три модели МиГ-25. Разработчики заявили, что скорость представленных истребителей может достигать 3000 км/ч.


Интересен тот факт, что за авиапарадом следили не только в СССР, но и во всем мире, включая США. Сказать, что западные инженеры, были впечатлены работой советских конструкторов – ничего не сказать.

Дошло даже до того, что западные политики провели слушания в конгрессе США, в ходе которых бурно обсуждалась тема нового советского истребителя.

Так же, как и начало использования истребителей третьего поколения во Вьетнаме, появление самолетов МиГ-25 в некотором роде стала причиной разработки американскими конструкторами истребителей F-15 и F-14.

К сожалению, не обошлось и без жертв. В 1967 году, летчик НИИ ВВС И. Лесников, попытался установить мировой рекорд на данной модели. К несчастью, пилот погиб. Причиной этому стал выход из ограничений полета.

Конструкция МиГ-25

Оборудования для радиолокации и электроника

Внешний вид кабины истребителя мог привести в восторг каждого любителя электроники. Советские конструкторы смогли добиться того, что именно МиГ-25 стал самым мощным самолетом в мире, в плане электронного оборудования.

Модели разведчиков были снабжены супермощными радиолокационными станциями «Сабля». Модели перехватчиков, в первое время имели радиолокационную станцию РП-25, типа «Смерч-А».


Но после того, как самолет угнали в Японию, было решено как можно скорее разработать новую систему управления. Последующие модели имели модернизированную систему управления, а также были снабжены новым РЛС, типа «Сапфир С-25».

Вооружение

Использовались ракеты, типа «воздух-воздух» P-60, P-40P/T. Для вооружения моделей бомбардировщиков, использовались такие бомбы, как ФАБ-500М-62, ФОТАБ 100-80. Самолет мог нанести удар по наземным целям, находясь на высоте 20000 м.


Двигатели

Двигатели истребителя относятся к типу P15Б-300, одновальные, турбореактивные, с 2-створчатым 3-позиционным эжекторным соплом и фосражной камерой. Между двигателями имеется специальная перегородка, которая предназначена для предотвращения пожара.

Охлаждение двигательных отсеков – воздушное, осуществляется с помощью продуваемого забортного воздуха.


Двигатели имели невиданные в те времена характеристики:

  • Сухая масса составляла – 2795 кг;
  • Форсажная тяга – 11200 кгс;
  • Удельный топливный расход (минимальный) – 1.25 кг на кгс в час.

Благодаря такому мощному двигателю, самолет мог разгоняться до скорости, равным трем махам, и подниматься на высоту в 22 км.

Скорость самолета МиГ-25 могла доходить до 3000 км/ч.

И это со всем вооружением, которое на нем имелось. При его отсутствии, фиксировалось увеличение скорости на 15 процентов. Позднее, специалисты в США провели испытания двигателя данного истребителя, с помощью которых, добились скорости в 3400 км/ч.

Самая высокая скорость, которая набиралась на данном самолете – составляет 3600 км/ч. Это было в 1972 году, когда Советские истребители пролетали над Синайским полуостровом.

Это означает, что именно этому истребителю, принадлежит мировой рекорд скорости и высоты полета. По соображениям безопасности, пилотам было строго запрещено летать на скорости, выше чем 3000 км/ч.

Топливная система

Топливная система имеет 6 фюзеляжных, а также 4 крыльевых баков. Основным топливом служит Т-6, а резервным – Т-7П. Емкость на моделях перехватчиках – составляет 14570 килограмм, а на моделях разведчиков – 15245 килограмм.


В скором времени, решено было увеличить дальность полета, для которого установили еще один топливный бак, на этот раз подвесной. Находился он под фюзеляжем. Его емкость составляла 4370 кг.

Угон самолета

В сентябре 1976 года произошло неприятное событие для Советского авиастроения. Летчик ВВС СССР В. Беленко угнал самолет МиГ-25, и приземлился в Японии.


Таким образом, он рассекретил данные и характеристики нового на тот момент истребителя иностранным спецслужбам. Это событие стало причиной разработки новой модели самолета.

На последующих моделях были заменены система управления, вооружение, а также полностью переработана система опознавания самолета.

Теперь, на нем был установлен алгоритм кодирования, взломать который был намного сложнее.

Также, в улучшенной модели МиГ-25ПД, появилась новая радиолокационная станция, а также модернизированные силовые установки P15БД-300.

Вскоре, самолет вернули на родину. Сначала его подробно изучили на Горьковском авиазаводе, а затем его отправили в Даугапилсское военное авиационное инженерное училище.

В этом учебном заведении, истребитель находился вплоть до 80-х. Все это время, его применяли как тренажер. А затем, после его списания, самолет разобрали на сувениры.

Тактико-технические характеристики

Самолет имеет форму двухкилевого моноплана, с двумя двигателями, имеющими воздухозаборники, которые расположены сбоку, с крылом, имеющим форму трапеции, расположенной сверху и цельноповоротным стабилизатором.


Фюзеляж у истребителя цельнометаллический, относящийся к типу монокок. Сам фюзеляж имеет 57 шпангоутов, и делится на несколько частей:

  • Закабинный отсек. Имеет теплоизоляцию и полностью герметичный;
  • Передний отсек;
  • Хвостовой кок;
  • Хвостовая часть. Для изготовления использовалась сталь ВЛ-1. Данная часть служит несущей для подкилевых гребней, стабилизаторных балок, качалок управления РП, а также для гидроцилиндров щитков для тормоза;
  • Воздухозаборники;
  • Баковый отсек. Разделен на 6 баков для топлива, каждая из которых имеет стеночный шпангоут. На данный отсек приходится более сильная нагрузка, поэтому он является основной частью фюзеляжа. С базовым отсеком стыкуются сразу две части фюзеляжа: задняя и передняя.

Самолет имеет трехопорное шасси, со стойками, типа рычаг. В нижней части основных стоек имеются колеса 1300 на 360, а на передней стойке имеется сразу 2 колеса, каждая по 700 на 200. Стойки выпускаются и убираются с помощью гидросистемы.


То же самое касается и поворота колес. Пневмосистема дает возможность аварийного выпуска стоек. Основные стойки были оснащены антиюзовыми автоматами.

Модификации

Долгое время, МиГ-25 был самым быстрым, мощным и современным в мире. Множество рекордов и достижений было установлено на данном самолете.

Истребители-перехватчики:

  • Миг25П – самая первая и базовая модель, выпущенная в далеком 1969 году;
  • МиГ25ПУ – данная модель была разработана специально для учебных целей;
  • МиГ25ПД – улучшенная и обновленная версия, которая получила мощное и модернизированное вооружение;
  • МиГ25МП – более модернизированная модель. Является прототипом для самолета МиГ 31.


Разведчики:

  • МиГ25P – разведчик, который мог выполнять полеты на большой высоте и больших скоростях. На борту имелась фотооборудование и оптика, благодаря этому, осуществлялась радиотехническая, радиолокационная и оптическая разведка;
  • МиГ25БМ – имел в своем арсенале противолокационные ракеты X-58, которые могли наносить урон с высоты стратосферы;
  • МиГ25MP – был оснащен совершенно новой техникой для изучения наблюдений метеорологов, и совершения прогнозов;
  • МиГ25РБТ – самолет был оснащен самой передовой техникой для разведки, соответственно, для этого и предназначался. Выполнял свою миссию безупречно, благодаря радиотехнике.


Тактические бомбардировщики:

  • МиГ-25РБ и МиГРБВ – оба самолета имели одно место для пилота и были предназначены для разведывательных целей, а также бомбардировки;
  • МиГ-25РД – модернизированная версия предыдущих моделей, оснащенные 2-контурными турбореактивными двигателями.

Практическое применение

Сирия

Летом 1982 года, Израиль объявил, что расчетом ЗРК HAWK был сбит МиГ-25РБ из Сирии. В ответ на это, Сирия заявила, что на тот момент у них в арсенале не было такого самолета.

В 1990 гг. Сирийские истребители МиГ-25, с регулярной активностью проводили полеты в разведывательных целях, на границе Израиля. Были случаи, когда приходилось отгонять израильские самолеты, которые иногда попадали на территорию Сирии.

Ирак

В 1973 году, на территории Ирака начала появляться самолеты из СССР, которые проводили разведывательные полеты в Турции, Израиле и Иране.


В 1992 году, иракский истребитель МиГ-25ПДС вошел в запретную зону страны, в результате чего самолету из США F-16 пришлось сбить его. Пилот, который управлял иракским самолетом, смог катапультироваться.

Ливия

Впервые, самолеты МиГ-25 начали появляться в Ливии в 1977 году. Это было 5 истребителей из СССР, которые проводил разведывательные полеты.

В период Чадско-Ливийского конфликта, ливийские МиГ-25 пару раз встречались с истребителями из США. Правительство Ливии тогда заявило, что им удалось уничтожить более 2 самолетов из США.

Индия

СССР начал поставлять самолеты в Индию в 1981 году. Это были два разведчика МиГ-25Ру и шесть МиГ-25РБ.

В 1997 году, пакистанские F-16, попытались сбить МиГ-25, который вторгся на территорию Пакистана. Это был истребитель из Индии.


Но результата пакистанские самолеты не добились, и вражескому истребителю удалось скрыться. В период Каргильской войны, Индия активно использовала МиГ-25, для разведывательных полетов.

С этим самолетом МиГ-25 связаны несколько интересных фактов:

  • До того, как МиГ-25 начал применяться в Советском Союзе СССР, лидером по авиастроению – были американцы. После появления МиГ-25 на вооружении, они отдали лидерство Советскому Союзу, а американские самолеты-истребители прекратили подходить к границам СССР;
  • Разработка МиГ-25 – стала новым шагом не только в Советском авиастроении, но и в мировом. Конструкцию истребителя, которая позволяет сохранить маневренность, увеличивая скорость, тогда еще никто не пробовал. В итоге, удалось разработать самолет, отличающийся своей маневренностью и большой скоростью;
  • На разработку самолета Миг-25, ушло очень много времени – порядка 10 лет. Связано это с тем, что истребитель с такой сложной конструкцией ранее никто не создавал. Поэтому, во время разработки то и дело появлялись различные нестыковки и технические проблемы. Доходило до того, что проект пришлось несколько раз переделывать.


  • Появление МиГ-25, в некотором роде заставило конструкторов из США, начать разработку новых истребителей F-14, F-15. Однако, по техническим характеристикам, данные самолеты, так и не превзошли характеристики советских машин;
  • Чертежи МиГ-25 хранились в особом секрете. Это еще больше подогревало интерес конструкторских бюро из других стран (в основном Западных).

Выпуск МиГ-25 на долгое время вывел СССР в лидеры авиастроения. Советский самолет применялся в разных странах, включая бывший СССР. Вскоре США попытались «ответить» своими истребителями F-14 и F-15, однако, по техническим характеристикам, данные самолеты, так и не превзошли характеристики советских машин.

Видео