Конспект весна перелетные птицы средняя группа. «Конспект НОД по экологии в средней группе «О чем поют птицы весной? «Четвёртый - лишний»

Конспект открытой деятельности по познавательному развитию в средней группе «Птицы весной»

Программные задачи:

Обобщать и закреплять характерных признаков весны, состояние растений, птиц, неживой природы. Выявить и закрепить знание о законах природы их сезонности.

Развивать в детях умение видеть простейшие причинно-следственные связи и закономерности.

Развивать воображение, мышление, речь детей.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Воспитывать интерес к результатам своей деятельности.

Предварительная работа:

1. Чтение стихов ("Весенний лес" В. Степанов; "Полюбуйся, весна наступает" И. Никитин; "Весна" Е. Каргановой) .
2. Чтение рассказа о весне ("Весна - красна" И. Соколов-Микитов) .
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Беседы о птицах.
5. Наблюдение в природе. .

Материал:

Картинки птиц, готовые формы скворечника, фонограммы, мультимедиа.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, по дороге в сад вот что я нашла, посмотрите. Что же это может быть? (показ красивой коробки) Это волшебная коробка, сейчас увидим, что там внутри. Здесь загадка вложена. Давайте прочитаем

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… весна.

Воспитатель: Ребята, о чем эта загадка? Какое сейчас время года? А что у нас происходит в природе?

Дети: Тает снег, звенят ручьи, солнце светит ярче, прилетают перелётные птицы, дует теплый ветер, появляются проталины, люди сменили тёплую зимнюю одежду на лёгкую весеннюю.

Дидактическая игра «Четвертое лишнее»

Дети называют на экране лишнюю картинку, не подходящую к весне.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами отправимся в весенний лес.

Игра "Мы шагаем"

Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ножки поднимаем.
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенёчки.
Раз, два, три, четыре,
Мы в лесу, а не в садике.

(На экране появляется слайд (лес), звучит фонограмма "Шум леса".)

Воспитатель: Ой, ребята, оглянитесь вокруг. Где мы с вами оказались?

Дети: Мы оказались в весеннем лесу.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Здесь растут разные деревья и поют птички.

Воспитатель: Ребята, мы пришли в сказочный лес, а как мы должны вести себя в лесу?

Дети: Нельзя шуметь, потому, что можно вспугнуть лесных птичек и зверей. Нельзя ломать ветки деревьев и кустов, ворошить муравейники.

Воспитатель: Правильно, ребята. Какие вы умные и воспитанные дети и поэтому лес нам разрешает погулять и подышать воздухом.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какое высокое, голубое, солнечное небо. Воздух тёплый, светлый, чистый, как легко дышится в лесу весной! Давайте подышим чистым весенним воздухом. Выпрямите спинку, расправьте плечи и вдохните через нос глубоко, глубоко.

Воспитатель : Ребята, если вы будете часто ходить в лес, гулять в лесу и дышать свежим воздухом, то, тогда какими вы будете?

Дети: Здоровыми, красивыми, крепкими и сильными.

Хоровод «Веснянка»

Воспитатель: Весной из тёплых краёв возвращаются птицы. А как называются птицы, которые прилетают к нам из тёплых краёв?

Дети: Перелётные птицы.

Игра «Перелётные птицы».

Раздаются маленькие карточки с изображением различных птиц. Количество карточек соответствует количеству детей.

- Ребята, сейчас мы поиграем в перелётных птиц. Каждый из вас будет той птицей, которая нарисована у вас на картинке. А сейчас летят ко мне те, у кого на картинке нарисована ласточка… (грач, аист, кукушка, скворец). «Прилетевшим» детям раздается части картинок, с изображением зимующих птиц.

Игра «Собери картину» - дети собирают из частей картинки птиц (на ковролине)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю послушать, как поют птицы. Некоторых птиц вы уже знаете и слышали как они поют, а с некоторыми познакомитесь сейчас. На экране появляется слайды птиц - грачи, журавли, соловьи и слышатся их пение; в конце картина скворца,

звучит фонограмма голоса скворца: "Здравствуйте, ребята, это я - птичка скворец. Я прилетел из теплых краев. Скоро вернутся мои братья и сёстры - скворцы. А домиков-скворечников в лесу очень мало. Где же будут жить наши друзья? Где будут высиживать своих птенцов? Беда! Беда!»

Воспитатель: Что же делать, ребята? Как же нам помочь скворцам? (Надо сделать для скворцов скворечники.)

Физминутка«Скворечник». Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик.

(Дети имитируют движения распиливания дощечки). Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук.

(Дети имитирую движения заколачивания гвоздей). Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам.

(Выполняют движения махи руками к себе). Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там.

(Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).

Скворцы не вьют гнезда, как другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в специальных домиках, построенных для них людьми. Называются они скворечники.

(Показ картинки).

Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток, его назвали так, потому что птицы влетают в него. А вот эта жердочка под летком называется насест. От слова «сесть», ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.

Динамическая пауза «Скворцы»

Ой, летели скворушки- скворцы. Махи руками.

Все летели, песни распевали,

Крыльями махали.

Стайкою на землю сели,

Червячков они поели.

Клю, клю, клю, клю, Сесть на корточки.

Указательными пальцами

Как я червячков люблю. постучать по полу.

Перышки почистим, Руками потереть предплечья,

Чтобы были чище. как бы обнимая себя.

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

А сейчас мы сделаем скворечник. Чтобы наши пальчики хорошо работали, поиграем в пальчиковую игру «Карга килэ…»

Карга килэ-казан аса,

Торна килэ-тоз сала,

Песнэк килэ- пешерэ,

Чыпчык килэ-тикшерэ,

Малай килэ ашап бетерэ.

Воспитатель: Посмотрите на образец. Какой по форме скворечник? –

( Прямоугольный ).

Какая по форме крыша? (Треугольная крыша).

Какой по форме леток? (Круглый.) Для чего он нужен?

Какой формы насест? (Насест прямоугольной формы.)

Вначале на прямоугольник кладем крышу, потом кружок и под ним полоску.

Вот какой скворечник получился, прямо дворец.

Работа детей ( звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали?

Дети: Мы помогли птицам, сделали скворечники.

Ребёнок: Мы скворечник смастерили

И к дереву прикрепили.

Мы ждём перелётных гостей

Скворцы! Прилетайте скорей!

Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, и скворец благодарит нас за такие красивые домики. (На экране появляется скворец на скворечнике, которая поет и говорит детям «спасибо»)

Анна Аболтынь
Конспект занятия по развитию речи «Птицы весной» (средняя группа)

Конспект занятия по развитию речи

«птицы весной »

(средняя группа )

План-конспект занятия .

Цель :

Учить детей образовывать новые слова - прилагательные и существительные, сложные слова из двух простых.

Употреблять слова-антонимы и существительные с обобщающим значением, наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия , предлоги. Образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих птенцов в именительном и винительных падежах. Правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных.

Закреплять общие речевые навыки : слуховое внимание, зрительное восприятие.

Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

Продолжать развивать мышление , память, внимание.

Различать и называть птиц , используя в ответе «перелетные птицы » , «зимующие птицы » .

Закреплять названия детенышей птиц

Называть домики птиц .

Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?» .

Ребята сегодня у нас необычное занятие , сказочное и полное разных, чудес. Чудеса поможет совершить вот эта волшебная палочка. Стоит взмахнуть ею, сказать волшебное слово и произойдет чудо. Вы хотите увидеть чудо? Тогда все закройте глаза и считайте со мной до трех. 1-2-3 - чудо произойди! (Включается запись со звуками леса, пением птиц ) .

Ну, что чудо произошло? - Да!

Ребята, мы с вами попали в сказочный лес! Послушайте, кто же это так поют?

Это птицы !

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В гости к тетушке Совунье

Мы попали все сейчас.

Мудрая тетушка Сова знает обо всем на свете, и очень любит ребят. Всякий раз, когда представляется возможность, она задает детям разные сложные задачки и если ребята справляются, то их ждет сюрприз. А вы хотите поиграть с тетушкой Совой?

Если снег повсюду тает, День становится длинней.

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей. Если солнце ярче светит. Если птицам не до сна , Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла… (весна ) .

Да, с приходом весны все оживает вокруг . Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы . Домой возвращаются перелетные птицы , улетавшие на зиму в теплые края. А какие птицы прилетели ? Вы их узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно.

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку :

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это.. . (птица ) .

1). Ходить не умеет,

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей)

3). Кто из леса прилетит?

Кто на крыше затрещит?

Белобокая болтунья,

Говорушка, стрекотунья,

Белый бок и длинный хвост.

Что за птица – вот вопрос . (Сорока)

4). Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

5). Непоседа-невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня.. . (Синичка)

6). Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет!

Видишь, кружат 20 пар

И кричат «Кар! Кар! Кар!» (Ворона)

Молодцы! (выставляю на наборное полотно птиц ) .

А как, этих птиц можно назвать одним словом?

Каких еще перелетных птиц вы знаете ?

Почему они называются перелетными?

Молодцы! Следующая игра называется «Чего не хватает?» Вы должны отгадать чего не хватает у птицы .

У птицы не хватает клюва и т. д.

Игра «Прилетели птицы » .

Я сейчас буду перечислять птиц , но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы : голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.

Прилетели птицы : голуби, синицы, цапли и ужи, чайки и моржи.

Прилетели птицы : голуби, синицы, палки, стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Ла-ла-ла - Есть у птицы два крыла .

Ца-ца-ца- Птица вывела птенца .

Ча-ча-ча- Птицы нет черней грача .

Де-де-де - Птенцы в гнезде.

Бей-бей-бей - Прилетел воробей.

Би-би-би - Прилетели голуби.

Бой-бой-бой – Покружили над трубой.

Бу-бу-бу – Птицы сели на трубу .

Бе-бе-бе – Птицы на трубе .

Ро-ро-ро - легкое перо.

Цы-цы-цы - В гнезде сидят птенцы.

Ок-ок-ок - Села птичка на цветок.

Ор-ор-ор - Птица села на забор

Игра : «скажи одним словом» .

Если у птицы длинный хвост ? (длиннохвостая)

У аиста ноги длинные, поэтому его называют (длинноногим)

Если у птицы черная голова ? (черноголовая)

Если у птицы белый бок ? (белобокая)

Воспитатель : Ребята, весной у птиц появляются птенцы , они любопытные и непослушные, как и все дети.

Воспитатель : как называются птенцы у скворца?

Дети : Скворчата

Вос-тель : Как называются птенцы у кукушки?

Дети : Кукушата

Вос-тель : А если он один?

Дети : Кукушонок

Вос-тель : Как называются птенцы у галки?

Дети : Галчата

Вос-тель : Как называются птенцы у воробья?

Дети : Воробушки

А с воробышком приключилась вот какая история.

(Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?»

Оборудование : шапочки с изображением птиц .

Вос-тель : Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама- воробьиха : Далеко не улетай и запомни : наш домик воробьиный

Вос-тель : Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился. Страшно ему стало.

Воробышек : Где моя мама? Где мой домик?

Вос-тель : Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать : «Чей это домик?»

Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает :

Воробышек : скажите пожалуйста,чей это домик?

Ворона : А тебе чей нужен?

Воробышек : Воробьиный.

Ворона : Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.

Вос-тель : заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает

Воробышек : Чей это домик?

Дятел : А тебе чей нужен?

Воробышек : Воробьиный.

Дятел : Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.

Вос-тель : Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, стучится и спрашивает :

Воробышек : Чей это домик?

Скворец : А чей тебе нужен?

Воробышек : Воробьиный.

Скворец : Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я,скворец.

Вос-тель : Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил :

Воробышек : Чей это домик?

Голубь : А чей тебе нужен?

Воробышек : Воробьиный.

Голубь : Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.

Воробышек : Заплакал воробьишко : Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.

Голубь : Хочешь, я покажу где твой домик?

Воробышек : Покажи пожалуйста!

Вос-тель : Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.

Воробьиха : Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица !

Воробышек : Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.

Голубь : А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.

Вос-тель : Вот такая история приключилась,с маленьким воробышком.

Дидактическая игра «Назови птенца» Птенец галки – галчонок.

Птенец вороны – … вороненок.

Птенец скворца – … скворчонок.

Птенец кукушки – … кукушонок.

Птенец аиста – … аистенок.

Птенец совы – … совенок.

Птенец журавля – … журавленок.

Птенец грача – … грачонок.

Игра «Сравни» .

Воспитатель предлагает сравнить зверей и птиц .

Звери бегают, а птицы – . (летают) .

Скворцы поют, а вороны –. (кричат) .

Ворона – зимующая птица , а скворец –. (перелетная) .

У снегиря грудка красная, а у синицы –. (желтая) .

У воробья глаза маленькие, а у совы –. (большие) .

У сороки хвост длинный, а у синички –. (короткий) .

Аист белый, а грач -(черный) .

Аист большой, а соловей -(маленький) .

Голуби ходят, а воробьи -(прыгают) .

У грача клюв большой, а у скворца маленький

У грача туловище крупное, а у скворца мелкое

У грача хвост короткий, а у скворца длинный

У грача лапы толстые, а у скворца тонкие.

Игра «Посчитай» на закрепление имен числительных

Сколько у кукушки лапок?

Сколько у скворца крыльев?

Сколько у грача хвостов?

Сколько у ласточки голов?

Сколько у соловья клювиков?

Сколько у птичек глаз?

Сколько у птицы перышек ?

Пальчиковая гимнастика.

Летит над полем птичка.

Чирик-чик-чик.

А что несёт птичка?

Чирик-чик-чик.

Несёт она травинку.

Чирик-чик-чик.

Несёт травинку птичка.

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьёт птичка.

Чирик-чик-чик.

Птенчик в гнездышке проснулся,

Встрепенулся, потянулся,

И хвостиком повилял

Широко раскрыл он клювик

Громко, громко запищал :

Пи, пи, пи; пи, пи, пи

Червячка скорей неси

Мама с папой закружили

Угощение тащили

Червячок, блоха и мошка

Кушай, кушай, наша крошка.

(движения по тексту)

Итог занятия :

Дети, мы много сегодня говорили о птицах , называли признаки весны , учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодцы, все вы очень хорошо работали.

Сова : Молодцы, ребята!

Из научного дупла

Вам гостинцы принесла

Мальчикам и девочкам

Всем конфеты «Белочка» .

Молодцы, не подвели!

Желаю вам успехов в школе, хороших оценок.

В добрый путь, до свидания ребята!

Цель: уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуках, издаваемых птицами, развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарный запас; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Ход занятия :

Воспитатель:

Как приятно проснуться и встать,

Синее небо в окно увидать

И снова узнать, что повсюду весна,

Что солнце и утро прекраснее сна.

Я сегодня, ребята проснулась от весёлого пения и перезвона птичьих голосов за окном.

Птицы весело и громко пели свои песни. На улице столько птиц, которых зимой не было.

Откуда же прилетело столько птиц?

(из тёплых стран, с юга)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о птицах, об их жизни весной, об их заботах.

Почему птицы прилетели к нам?

(они вернулись на свою Родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло)

Правильно, весна сменила зиму. А какая она весна?

(тёплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зелёная, ласковая)

Ребята, мне кажется, что весной происходят в природе чудеса. Вам так не кажется? А какие чудеса происходят весной?

(снег тает, превращаясь в воду, появляются первые цветочки, лопаются почки и появляются маленькие листочки, земля позеленела от травки)

Но самое главное чудо - это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на крыльях.

Как называют птиц, которые улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются обратно.

(перелётные)

Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой.

Давайте и мы встанем с вами в хоровод и также позовём птичек.

(Дети с воспитателем встают в хоровод)

Уж вы пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную

Принесите нам.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие птички прилетели к нам в гости.

Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, что же это за птички.

Загадки

На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец)

Угадайте, что за птичка
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)

По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам … (Грачи)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый. (Аист)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку!» (Кукушка)

Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива. (Лебедь)

Презентация «Перелетные птицы»

Воспитатель: Какие красивые птицы, одна на другую не похожа.

Ребята, когда птицы к нам возвращаются, у них появляются заботы. Знаете какие? Гнёзда поправить или построить новые. Вот гнёзда готовы, какая следующая забота у перелётных птиц? (отложить яйца, вывести птенцов)

Кто заботится о птенцах? (мама, папа)

Ребята, мы с вами рисовали птичек, лепили из пластилина, а теперь попробуем из геометрических фигур выложить.

Работа у столов.

(Воспитатель хвалит детей)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: А ещё можно сделать птиц из пальчиков.

Пальчиковая игра «Перелетные птицы».

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены. Большие пальцы - головка, сомкнутые пальцы - крылья.

Воспитатель: Какие чудесные птички у вас получились?

Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими пением.

Ребята, давайте представим, что мы попали на лесную полянку.

Присаживайтесь (садятся на ковёр)

Услышим мы, как в вышине

Поют свои нам песни птицы,

Поют о солнце и весне,

И о родимой стороне,

И нет их песенок чудесней.

Ребята, послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение.

Понравилась вам песенка птичек? А как вы думаете, она веселая или грустная? А какое же настроение у птичек в этой песенке?

(Хорошее, радостное)

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята. Давайте мы с вами нашим гостям пожелаем такого же хорошего и радостного настроения!

На этом наше занятие заканчивается, давайте вспомним о ком мы сегодня говорили?

Откуда прилетело столько птиц?

Как называются птиц, которые вернулись к нам из теплых краев?

Какие же главные заботы появляются у птиц весной?

Конспект занятия в средней группе по теме Весна
Иванченко Галина Александровна, воспитатель МДОУ Детского сада № 6, г. Ржев.
Описание материала: данный конспект занятия предназначен для детей в средней группе по теме: «Птицы весной». Ребята разгадывают загадки, рассматривают фотографии птиц, запоминают поговорки и песенки про перелетных птиц.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.

Планируемые результаты: проявляет эмоциональную отзывчивость при прочтении загадок; с интересом рассматривает картинки с фотографиями птиц; по просьбе взрослого рассказывает о птице; отвечает на поставленные вопросы.

Цели:
1.Учить детей внимательно слушать, проявлять интерес и сопереживание к живым существам, к природе.
2. Продолжать формировать способность детей к использованию диалогической речи, обогащать и активировать словарный запас.
3. Воспитывать скромность, наблюдательность и доброжелательность к ответам и рассказам других детей, воспитывать сдержанность.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Наступает весна и перелётные птицы возвращаются в родные края. Пора петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов.
Длинный хвост у этой птицы
Постоянно шевелится,
Любит песни щебетать,
По земле пешком гулять. (Трясогузка)

Раньше всех возвращаются в родные места трясогузки. Они безошибочно находят дорогу домой, они прилетают к началу ледохода.

Чёрный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам - враг. (Грач)


Ещё снег не сошёл на полях, а уже прилетели грачи, они деловито расхаживают по дорогам и холмам, собирают скудную пищу. И чинят свои гнёзда, откладывают яйца и начинают насиживать их. Никто из перелётных птиц раньше грачей не выводит потомство.


Перья черные и с блеском,
Может быть довольно дерзким,
Всё – вредителям конец!
Имя птице той - …(Скворец)


Вслед за грачами прилетают к нам скворцы и жаворонки. Первая песня жаворонка возвещает нам, что весна наступила уже бесповоротно.
Весной, как только начинает пригревать солнышко, и день становится длиннее, птицы вновь возвращаются в родные места.
Из рассказов И.Ф. Заянчковского

Сегодня вы много узнали о перелетных птицах, и если вы увидите их, то думаю узнаете. Хорошо отвечали на вопросы, активно работали, отгадывали загадки.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Перелетные птицы"

Ұйымдастырылған оқу іс – әрекетінің т ехнологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Средняя группа

Білім беру саласы / Образовательные области: Познание

Бөлімдер / Разделы: Естествознание

Тақырыбы / Тема: «Птицы весной»

Мақсаты / Цель : Рассказать детям о жизни птиц весной. Повторить сезонные признаки. Развивать речь, познавательный интерес. Воспитывать чувство ответственности за животный мир.

Әдіс - тәсілдер / Методы и приемы: Наглядный, словесный.

Сабаққа арналған материалдар / Материалы к занятию: Презентация, иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись «Пение птиц весной».

Билингвал дық компонент / Билингвальный компонент : здравствуйте - сәлеметсіздер ме, спасибо – рахмет, до свидания - сау болыңыздар, зима – көктем, птицы – құстар.

Іс - әрекәт кезендері

Этапы деятельности

Тәрбиешінің іс - әрекәті

Действия воспитателя

Балалардың іс - әрекәті

Действия детей

Мотивациялық –танымдық

Мотивационно - побудительный

Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг радости. Возьмемся за руки и вместе дружно скажем:

« Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руку возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята, я вам предлагаю отгадать загадку:

«Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает….»

Весна қазақша қалай болады?

Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?

Молодцы! А какие чудеса происходят весной?

Дети становятся в круг и приветствуют друг друга.

Весной

Көктем

Теплая, светлая, радостная, и. т. д

Тает снег, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы, ярче светит солнце и т. д.

Ұйымдастырушылық - ізденушілік

Организационно - поисковый

Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях.

Птицы қазақша қалай болады?

Сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь - хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!

Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.

Прилетели птицы - соловьи, грачи, лебеди, скворцы.

Я предлагаю вам отгадать загадки:

1. Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

2. По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Насекомых ест всех …

3. Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Все вокруг ему внимает,

А певец тот …

4. Эту птицу знает всякий:

На шесте его дворец.

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день…

Жарайсындар, балалар! Как можно назвать этих птиц одним словом?

Почему их называют перелетными?

Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. Давайте послушаем пение птиц.

Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Физкультминутка

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны.

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают

И вместе засыпают.

Кар-кар-кар!

Ребята, кто знает, какая первая забота у птиц весной?

Из чего птицы строят гнезда?

Молодцы! Как вы думаете, где птицы устраивают гнезда?

Теперь давайте посмотрим на картинки.

Ребята, а чем люди могут помочь птицам?

Какая же следующая забота у птиц?

Кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?

Кто кормит маму, пока она высиживает яйца?

Вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!

Құстар

Хлопают в ладоши

Хлопают в ладоши

Хлопают в ладоши

Внимательно слушают

Ласточка

Грач

Соловей

Скворец

Перелетные птицы

Потому что они улетают на зиму в теплые страны.

Дети прослушивают аудиозапись «Пение птиц весной»

Доброе, веселое, радостное

Дети машут руками и скачут

Садятся и закрывают глаза

Построить гнезда

Из веточек, соломы, мха, коры, земли

На деревьях, на столбах, на крыше

Рассматривают изображения с гнездами

Можно сделать и развесить скворечники

Вывести птенцов

Мама птичка, самка

Папа, самец

Дети внимательно слушают воспитателя

Да!

Рефлексивтік - үйлесімділік

Рефлексивно – корригирующий

На этом наше занятие подходит к концу.

О чем мы сегодня с вами разговаривали?

Назовите их?

Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы!

О перелетных птицах

Перечисляют

Күлетін нәтиже. Ожидаемый результат :

Орындайды / Воспроизводят : названия перелетных птиц.

Түсінеді / Понимают: о том, что у птиц много забот весной.

Қолданады / Применяют : полученные навыки на практике.