Иллюстрации на сказку как коза избушку построила. Занятие на тему "как коза избушку строила"

У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ

Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света.

Куда это солнышко девалось? - говорят. - Нужно его поскорее на небо вернуть.

Где же это вы его найдете? - закудахтала наседка. - Разв вы знаете, где оно живет?

Знать-то мы не знаем, а кого встретим, того спросим, - ответили цыплята.

Собрала их наседка в дорогу. Дала ешочек и сумочку. В мешочке - зернышко, в сумочке - маковинка.

Отправились цыплята. Шли-шли - и видят: в огороде за кочаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спине хатка стоит. Остановились цыплята и спрашивают:

Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко живет?

Подумала улитка и говорит:

Не знаю. Вон на плетне сорока сидит - может, она знает.

А сорока и ждать не стала, покак ней цыплята подойдут. Подлетела к ним, затараторила, затрещала:

Цыплята, куда вы идете, куда? Куда вы, цыплята, идете, куда?

Отечают цыплята:

Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идем его искать.

И я пойду с вами! И я пойду с вами! И я пойду с вами!

А ты знаешь, где солнышко живет?

Я-то не знаю, а заяц, может, знает: он по соседству, за межой, живет, - затрещала сорока.

Увидел заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.

Заяц, заяц, - запищали цыплята, затараторила сорока, - не знаешь ли, где солнышко живет? Мы его ищем.

Я-то не знаю, а вот моя соседка, утка, - та, наверно, знает: она около ручья, в камышах живет.

Повел заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит, и челнок рядом приязан.

Эй, соседка, ты дома или нет? - крикнул заяц.

Дома, дома! - закрякала утка. - Все никак не могу просохнуть - солнца-то три дня не было.

А мы как раз солнышко идем искать! - закричали ей в ответ цыплята, сорока и заяц. - Не знаешь ли, где оно живет?

Я-то не знаю, а вот за ручьем, под дуплистым буком, еж живет, - он знает.

Переправились они на челноке через ручей и пошли ежа искать. А еж сидел под буком и дремал.

Ежик, ежик, - хором закричали цыплята, сорока, заяц и утка, - ты не знаешь, где солнышко живет? Три дня его на небе не было, уж не захворало ли?

Подумал еж и говорит:

Как не знать! Знаю, где солнышко живет. За буком -большая гора. На горе - большое облако. Над облаком серебристый месяц!

Еж взял палку, нахлобучил шапку и зашагал переди всех дорогу показывать.

Вот пришли они на макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полеживает.

Залезли на облако цыплята, сорока, заяц, утка и еж. Уселись покрепче, и полетело облако прямехонько к месяцу в гости.

А месяц увидел их и поскорее засветил свой серебряный рожок.

Месяц, месяц, - закричали ему цыплята, сорока, заяц, утка и еж, - покажи нам, где солнышко живет! Три дня его на небе не было, соскучились мы без него.

Привел их месяц прямо к воротам солнцева дома, а в доме темно, света нет: заспалось,видно, солнышко и просыпаться не хочет.

Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а еж палочкой застучал:

Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети!

Кто под окошком кричит? - спросило солнышко. -Кто мне спать мешает?

Это мы - цыплята да сорока, да заяц, да утка, да еж. Пришли тебя будить - утро настало.

Ох, ох!.. - застонало солнышко, - да как мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла, ётеперь и заблестеть не могу...

Услыхал про это заяц - схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это утка - давай солнце водой умывать. А сорока - полотенцем вытирать. А еж давай колючей щетиной начищать. А цыплята - те стали с солнышка соринки смахивать.

Выглянуло солнце на небо, чистое, ясное да золотое. А всюду стало светло и тепло.

Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает. А цыплята тут как тут. По двору бегают, зерна ищут и на солнышке греются.

ТРИ МЕДВЕДЯ

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит – в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был папа, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая,

была Михайлы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой – Михайлы Иванычев, другой поменьше – Настасьи Петровнин, третий, маленький, с синенькой подушечкой, - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было не ловко, потом села на маленький стульчик и засмеялась – так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую комнату. Там стояли три кровати: одна большая – Михайлы Иванычева, другая средняя – Настасьи Петровнина. Третья маленькая – Мишуткина. Девочка легла в большую – было слишком просторно; легла в среднюю – было слишком высоко; легла в маленькую – кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

Кто хлебал в моей чашке?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

Кто сидел на моем стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую комнату.

Кто ложился на мою постель и смял ее? – заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

Кто ложился на мою постель и смял ее? – зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

Кто ложился в мою постель?..

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

СМОЛЯНОЙ БЫЧОК

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Танюшка. Сидели они один раз у своего дома, а мимо пастух стадо коров гонит. Коровы всякие: и рыжие, и пестрые, и черные, и белые. А с одной коровой рядом бежал бычок – черненький, маленький. Где припрыгнет, где прискачет. Очень хороший бычок.

Танюшка и говорит:

Вот бы нам такого теленочка.

Дедушка думал-думал и придумал: достану для Танюшки теленочка. А где достанет – не сказал.

Вот настала ночь. Бабка легла спать. Танюшка легла спать, кошка легла спать, собака легла спать, куры легли спать, только дедушка не лег. Собрался потихоньку, пошел в лес.

Пришел в лес, наковырял с елок смолы, набрал полное ведро и вернулся домой.

Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит, собака спит, куры тоже уснули, один дедушка не спит - теленочка делает. Взял соломы, сделал из соломы бычка. Взял четыре палки, сделал ноги. Потом приделал головку, рожки, а потом всего смолой вымазал, и вышел у дедушки смоляной бычок, черный бочок. Посмотрел дедушка на бычка – хороший бычок. Только чего-то у него не хватает. Чего же это у него не хватает? Стал дедушка рассматривать – рожки есть, ножки есть, а вот хвоста-то нет! Взял дедушка веревочку, приладил и хвост. И только успел хвост приладить – глядь! – смоляной бычок сам в сарай побежал.

Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоляной бычок, черный бочок. Обрадовалась Танюшка, нарвала травы, стала смоляного бычка кормить. А потом повела бычка пасти. Пригнала на крутой бережок, на зеленый лужок, за веревочку привязала, а сама домой пошла. А бычок траву ест, хвостиком размахивает.

Вот выходит из лесу Мишка-медведь. Постоял, постоял, туда-сюда поглядел – увидел бычка. Стоит бычок к лесу задком, не шелохнется, только шкурка на солнышке блестит.

«Ишь, жирный какой, - думает Мишка-медведь, - съем бычка».

Вот медведь бочком, бочком к бычку подобрался, схватил бычка… да и прилип. А бычок хвостиком взмахнул и пошел домой. «Топ-топ!..» Испугался медведь и просит:

Смоляной бычок, соломенный бочок, отпусти меня в лес!

А бычок шагает, медведя за собой тащит.

А на крылечке и дедушка, и бабушка, и Танюшка сидят, бычка встречают. Смотрят – а он медведя привел.

Вот так бычок! – говорит дедушка. – Смотри, какого здоровенного медведя привел. Сошью теперь себе медвежью шубу.

Испугался медведь и просит:

Дедушка, бабушка, внучка Танюшка, не губите меня, отпустите меня, я вам за это из лесу меда принесу.

Выпростал дедушка медвежьи лапы из бычковой спины. Бросился медведь в лес. Только его и видели.

Вот на другой день Танюшка опять погнала бычка пастись. Бычок траву ест, хвостиком помахивает. Вот выходит из лесу волчище – серый хвостище. Кругом осмотрелся – увидал бычка. Подкрался волк, зубами щелк, да вцепился бычку в бок, вцепился да и завяз в смоле. Волк туда, волк сюда, волк и так и этак. Не вырваться серому. Вот и стал он просить бычка:

Быченька-бычок, смоляной бочок! Отпусти меня в лес!

А бычок будто не слышит, повернулся и идет домой. «Топ-топ!» - и пришел.

Увидал старик волка и говорит:

Эй! Вот кого сегодня бычок привел! Будет у меня волчья шуба!

Испугался волк:

Ой, старичок, отпусти меня в лес, я тебе за это мешок орехов принесу.

Выпростал дедушка волка – только его и видели.

И на завтра бычок пошел пастись. Ходит по лужку, травку ест, хвостиком мух отгоняет. Вдруг выскочил из лесу зайчик-побегайчик. Смотрит на бычка – удивляется: что это за бычок здесь гуляет? Подбежал к нему, тронул лапкой – и прилип.

Ай, ай, ай! – заплакал зайчик-побегайчик.

А бычок «топ-топ!» - привел его домой.

Вот молодец бычок! – говорит дедушка. – Сошью теперь Танюшке рукавички заячьи.

А заинька просит:

Отпустите меня. Я вам капустки принесу да ленточку красную для Танюшки.

Выпростал старик зайчишкину лапку. Ускакал заинька.

Вот под вечер сели дедушка да бабушка, да внучка Танюшка на крылечке – глядят: бежит медведь к ним на двор, несет целый улей меду – вот вам!

Не успели мед взять, как бежит серый волк, несет мешок орехов – пожалуйста!

Не успели орехи взять, как бежит заинька – кочан капусты несет да ленточку красную для Танюшки – возьмите скорее! Никто не обманул.

ЛЯГУШКА-НЕВЕСТКА

Жил на свете царь. У него было три сына. Пришло время женить их. Царь сказал:

Пустите стрелы, сыновья мои, куда они залетят, оттуда и берите себе жен.

Так и сделали.

Пустил старший сын стрелу, и упала она во дворе одного царя. Женился старший сын на дочери этого царя. - Пустил стрелу средний сын, упала она во дворе советника царя. Женился средний сын на дочери советника.

Пустил стрелу младший сын, и упала она в болото. Пошел младший сын, с трудом отыскал свою стрелу, вытащил ее из болота, и выскочила за стрелою лягушка.

Рассердился царевич, отшвырнул лягушку, а она к нему. Гонит он ее, ругает, а она все не отстает. Как ни злился царевич, прискакала лягушка вместе с ним во дворец.

Не захотел отступать от слова царь, поженил сына на той лягушке. Смеются старшие невестки, смеются, издеваются над деверем, радуются его позору. Молчит царевич, терпит, да и что ему делать?

Разделились братья, остался младший сын один со своей лягушкой. Взял он в услужение одну женщину: какая, мол, хозяйка лягушка? Но как только уйдут из дому муж и та женщина, лягушка сбросит свою лягушечью шкуру, превратится в прекрасную женщину; такая она красавица, такая, что лучи ее красоты освещают весь дом. Завертится она по дому, подметет, уберет все, вычистит, поставит варить обед, потом влезет опять в свою лягушечью шкуру и прикорнет у очага.

Так прошел год. Призвал царевич работницу, говорит:

Давай сосчитаемся, сколько я должен тебе за год, хочу заплатить тебе за труды. А работница отвечает:

Ничего ты мне не должен, ничего я не делала, целый год без дела ходила.

Кто же делал всю работу, кто следил за моим домом?

А почем я знаю?

Решил юноша подстеречь и узнать, кто работает у него в доме, спрятался.

Лягушка подумала, что он ушел, скинула свою лягушечью шкуру, отбросила ее, стала такой красавицей, что лучи ее красоты осветили весь дом. Засуетилась она, прибрала все, замесила тесто, поставила хлеб и взялась разводить очаг. Тут вышел из своего угла муж, схватил лягушечью кожу и бросил в огонь.

Не жги, - закричала она, - пожалеешь!

Но было поздно. Зажили муж с женою вместе ладно да счастливо. Пошел слух о той красавице по всей земле. Узнали и старшие невестки, злятся-злятся, готовы лопнуть от злости.

Вскоре царь позвал сыновей с невестками к себе в гости. Лягушка-невестка послала к старшим невесткам человека:

Бумаги не хватило на платье, не пришлете ли кусочка? Те ответили:

Мы сами шьем платья из бумаги, самим не хватает.

Поверили они лягушке-невестке, сшили себе бумажные платья, чтоб ехать в гости к царю. Лягушка-невестка опять послала к старшим невесткам человека:

Не одолжите ли лошадь, осла или хоть собаку - ехать к царю в гости?

Нам самим нужны и лошадь, и осел, и собака.

Нарядились они в бумажные платья, сели: старшая невестка на кобылу, вторая на осла. На собаку погрузили кладь и поехали к свекру. А лягушка-невестка сказала мужу:

Поезжай на мою родину, скажи: «Прошу я прислать красного коня, синего коня и белого коня!»

Муж все исполнил. На красного коня села сама красавица, на синего посадила мужа, на белого нагрузила кладь - и поехали к свекру.

Когда осталось полпути, лягушка-невестка вызвала проливной дождь. Старшие невестки в своих бумажных платьях промокли насквозь, еле живые доехали, а как стали входить к царю да садиться за стол, все их платья обмякли и оборвались. Промокшие, пристыженные и обозленные старшие невестки отправились обратно, а невестка-лягушка с мужем остались гостить у царя.

Очень понравилась свекру невестка, и говорит он сыну:

Уступи мне жену.

Сын отказался. Отец сказал:

Если в один день вспашешь и засеешь все вон то поле - хорошо, а нет - отниму жену.

Загрустил сын. То поле и в сто дней шестью парами волов не вспахать, как же ему одному в один день и вспахать и засеять? Приходит к жене.

Ты что загрустил? - спрашивает жена. Рассказал муж.

Сказала же я, не жги кожу, пожалеешь! Делать нечего - отправляйся на мою родину и скажи: «Прошу я прислать волшебный плуг». Возьми с собой и зерно. Плуг сам вспашет и сам засеет.

Все исполнил царевич, но царь потребовал теперь вырыть и принести обратно все зерно, что было высеяно. «А нет - отниму жену», - сказал царь. Пришел царевич опять грустный к жене. Та спрашивает:

Что ты загрустил, дорогой мой?

Так и так, рассказывает муж. Жена сказала:

Иди на мою родину, скажи: «Прошу я прислать черный волшебный моток». Брось его в засеянное поле, превратится он в муравьев - и соберут те муравьи зерно.

Так и вышло. Собрали муравьи все зерно, принесли к царю, царь сосчитал и говорит:

Одного зерна не хватает.

А вот и его несут, - сказал царевич. Посмотрели - и вправду, бежит муравей, кричит:

Несу, несу! Царь сказал:

До рассвета окружи весь замок каменной оградой, а нет - отниму жену!

Пошел царевич опять грустный к жене. Рассказал ей все. Та сказала:

Ступай на мою родину, скажи, чтоб волшебное зеркало мне прислали. Дадут - наведи его на замок, появится вокруг замка ограда.

Так и сделали. Наутро все было готово. Ходит царевич взад-вперед по ограде, радуется.

Царь сказал:

Если сумеешь принести с мизинца твоей матери то кольцо, что унесла она на тот свет, - хорошо, а нет - отниму жену!

Пошел царевич домой грустный. Жена спрашивает:

Что с тобой, жизнь моя?

Отец велел принести с того света кольцо моей матери, а нет - отнимет тебя.

Иди на мою родину,- сказала жена,-скажи: «Прошу я прислать большой платок». Перекинь платок через дерево и попадешь на тот свет.

Так и сделал царевич. Дали ему платок, перекинул он его через высокое дерево и попал на тот свет. Видит: растопила баба тонэ так, что искры сыплются, и свесилась в него. Удивился царевич и спрашивает:

Чего ты стала над этим тонэ?

Проходи, вернешься - расскажу. Туда идет много народу, а оттуда никто. Пошел юноша дальше. Видит: накалила баба тонэ докрасна, наклонилась над ним,

отрывает груди и лепит к горячим стенкам тонэ.

Что ты делаешь, мать?

Проходи, вернешься - расскажу. Туда проходит много народу, а оттуда никто. Пошел царевич дальше, видит: разостлали муж с женой коровью шкуру, ложатся на

нее - никак не улягутся.

Что с вами, почему на такой огромной шкуре не уляжетесь? - спросил царевич.

Проходи, вернешься - расскажем. Туда идет много народу, а оттуда никто. Пошел - юноша дальше, видит: на топорище улеглись муж с женой, лежат - любо-дорого смотреть.

Как вы улеглись на одном топорище?- спросил царевич.

Проходи, вернешься - расскажем. Туда проходит много народу, но оттуда никто. Пошел юноша дальше, видит: лежит пахарь, девять пар быков и волов ходят вокруг

него, ворочают, лижут его, всего обслюнявили.

Человек, встань, - сказал царевич, - зачем даешь этим животным мучить себя?

Проходи, вернешься - расскажу, - сказал пахарь, - туда идет много народу, а оттуда никто.

Сын мой, какое несчастье стряслось над тобой, что заставило тебя прийти сюда?

Отец заставил пойти к тебе. Если не принесу ему кольца с твоего мизинца, отнимет у меня жену.

На, неси, - сказала мать, - и так скажи ему: «Ничего я не брала у тебя из всего твоего богатства, кроме одного этого колечка, а если ты и о нем плачешь, то на, возьми его, да и огонь вместе с ним. Сгори в нем».

Взял сын кольцо, вернулся. Проходит мимо пахаря, которого лизали быки, тот сказал:

Был я старший пахарь, да неправый: когда надо было пахать мое поле, запрягал я быков ни свет ни заря, затемно, и распрягал только к ночи, а как для других - так запрягал в полдень и к обеду уже отпускал. Потому и мучаюсь так.

Проходит мимо мужа и жены, что лежали на топорище, сказали ему те:

Мы и там так согласно жили, и здесь так живем.

Проходит мимо тех, что на коровьей коже не умещались, и сказали те:

И там мы никак не уживались, и здесь так же мучаемся. Проходит мимо бабы, что рвала груди и пекла их в тонэ, и сказала она:

Когда пекла я хлеб, никому и куска не давала, - и вот за то мучаюсь. Проходит мимо другой бабы, что стояла над раскаленным тонэ, и сказала та:

Не любила я мужа своего, ласкала других - и вот что терплю за это. Перекинул царевич снова платок, и закрылся тот свет.

Пришел к царю и сказал:

Вот что велела сказать тебе мать: «Ничего, кроме этого колечка, не взяла я из всего твоего богатства, так возьми же его и огонь вместе с ним, сгори в нем».

Только он сказал, появилось пламя, и сгорел злой царь.

Одуванчики

Встало однажды по весне Солнышко спозаранку, умылось теплым дождиком и пошло гулять по небу.

Смотрит: хороша земля! И леса, и луга - все в зеленом наряде, каждая травинка бисером переливается. А все-таки чего-то не хватает.

Что бы еще такое придумать? - спросило само себя Солнышко. - Чем людей порадовать?

Взмахнуло оно золотым рукавом - брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках веселые желтые огоньки-одуванчики.

На меня похожи! - обрадовалось Солнышко.

А сердитая Зима неподалеку пряталась - в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеется, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много-много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. А сама далеко на север ушла. С той поры братцы-одуванчики так и щеголяют, сначала в желтом наряде, а потом в белой пушистой шубке.

НЕПОСЛУШНЫЕ МАЛЫШИ

Вот и макушка лета – июль. Весенняя суматоха закончилась, осенние хлопоты еще не начались.

В жаркий полдень такая в лесу тишина, что кажется, в нем и не живет никто. А если и живет, то забот не знает. Но так только кажется: лес полон зверей и птиц, а забот у них даже прибавилось.

Сидел Медведь на поляне, пень крошил. Прискакал Заяц и говорит:

Беспорядки, Медведь, в лесу. Малые старых не слушают.

Как так?! – рявкнул Медведь.

Да уж так, - отвечает Заяц. – Все по-своему норовят. Во все стороны разбегаются.

Ну что ж, Заяц, пойдем посмотрим, что к чему.

Пошли Медведь и Заяц по лесам, полям и болотам. Только зашли в лес густой – слышат:

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от мамы ушел, я от папы ушел!

Это что еще за колобок объявился? - рявкнул Медведь.

И совсем я не колобок! Я взрослый Бельчонок!

А почему тогда у тебя хвост куцый! Отвечай, сколько тебе годов?

Не сердись, дяденька Медведь. Годов мне еще ни одного. И с полгода не наберется. Да только вы, медведи, живете шестьдесят лет, а мы, белки, от силы десять. И выходит, что мне, полугодке, на ваш, медвежий счет – ровно три года! Вспомни-ка, Медведь, себя в три годочка. Небось тоже от медведицы стрекача задал?

Что правда, то правда! – проворчал Медведь. – Год еще помню, за младшим братом присматривал, в няньках ходил, а потом сбежа-а-ал.

Я, конечно, всех умней. Домик рою меж корней!

Это еще что за поросенок в лесу? – взревел Медведь.

Я, уважаемый Медведь, не поросенок, а почти взрослый самостоятельный Бурундук.

Отвечай, Бурундук, почему от матери убежал?

А потому и убежал, что пора! Осень на носу, о норе, о запасах на зиму пора думать! Тебе, Медведь, зимой забот нету: спишь да лапу сосешь!

Твоя правда. Забот у меня зимой мало, - пробурчал Медведь. – Идем, Заяц, дальше.

Пришли Медведь и Заяц на болото и слышат:

Хоть мал, да удал, переплыл канал. Поселился у тети в болоте.

Слышишь, как похваляется? – зашептал Заяц. – Из дома удрал да еще и песни поет!

Рыкнул Медведь:

Ты почему из дома удрал, ты почему с матерью не живешь?

Не рычи, Медведь, сперва узнай, что к чему! Первенец я у мамы: нельзя мне вместе с ней жить.

Как так нельзя? – не унимается Медведь. – Первенцы у матерей всегда любимчики.

Мама моя – Водяная Крыса, - отвечает Крысенок. – За лето три раза крысят приносила. Если всем вместе жить – то ни места, ни еды не хватит. Хочешь, не хочещь, а расселяйся. Вот как, Медведушко!

Почесал Медведь щеку, посмотрел на Зайца сердито:

Оторвал ты меня, Заяц, без толку от серьезного дела! Всполошил по-пустому. Все в лесу идет как тому и положено быть: старые старятся, молодые растут.

И отправился по малину.

МАША И МЕДВЕДЬ

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

Дедушка, бабушка, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.

Пришли девочки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась. Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит - стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь - дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку и думает:

«Кто же здесь живет? Почему никого не видно?..»

А в той избушке жил большущий медведь. Только его дома не было: он по лесу ходил.

Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

А если уйдешь, - говорит, - все равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти - не знает, спросить не у кого...

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев отнесу.

Нет, - говорит медведь, - ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не ешь. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Ладно, - отвечает медведь, - давай короб!

Машенька говорит:

Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а сверху пирожками прикрылась.

Вернулся медведь, видит - короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

Сяду на пенек, съем пирожок!

А Маша из короба:

Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!

Ишь какая глазастая, - говорит медведь, - все видит!

Сяду на пенек, съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!

Удивился медведь:

Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и пошел скорее.

Пришел в деревню, нашел дом, где бабушка с дедушкой жили, и давай изо всех стучать в ворота:

Отпирайте, открывайте! Я вам о Машеньки гостинцев принес.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают. Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят короб стоит. Подняли крышку - и глазам своим не поверили: в коробе Машенька сидит, живехонька и здоровехонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

КОТ И ЛИСА

Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понес в лес. Принес и бросил его в лесу: пускай пропадает!

Кот ходил, ходил и набрел на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет есть – пойдет по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!

Вот однажды пошел кот гулять, а на встречу ему лиса, увидала кота и дивится:

Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала.

Поклонилась коту и спрашивает:

Скажи, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашел и как тебя по имени величать?

А кот вскинул шерсть свою и говорит:

Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой, а зовут меня Котофей Иванович.

Ах, Котофей Иванович, не знала про тебя, не ведала: ну, пойдем же ко мне в гости.

Кот пошел к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать, а сама выспрашивает:

Что, Котофей Иванович, женат ты, али холост?

Холост, - говорит кот.

И я, лисица – девица, возьми меня замуж.

Кот согласился, и начался у них пир да веселье.

На другой день отправилась лиса добывать припасов, чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома. Бежит лисица, а навстречу ей волк, и спрашивает:

Где ты, кумушка пропадала?

Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан воевода Котофей Иванович? Я теперь воеводина жена.

Нет, не слыхал. А как бы на него посмотреть?

У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты приготовь барана, да принеси ему на поклон. Барана положи, а сам спрячься, чтоб он тебя не увидел, а то, брат, туго придется!

Волк побежал за бараном.
Идет лиса, а на встречу ей медведь.

Здравствуй, Лизавета Ивановна, где пропадала?

Я раньше была лисица-девица, а теперь замужняя жена.

За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна?

А который прислан к нам из сибирских лесов воеводою, зову Котофей Иванович, - за него и вышла.

Нельзя ли посмотреть на него?

У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты приготовь быка, да принеси ему на поклон. Волк барана хочет принести. Ты быка положи, а сам спрячься, чтоб Котофей Иванович тебя не увидел, а то туго придется.

Медведь пошел за быком.

Принес волк барана, смотрит медведь быка тащит. Стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит:

Я полезу на сосну.

А мне что делать? Я на дерево ни за что не заберусь! Михайло Иваныч, спрячь пожалуйста, помоги горю.

Медведь положил его в кусты и завалил сухими листьями, а сам влез на сосну на самую макушку и ждет.

Вот идет кот с лисой. Медведь увидал их и говорит волку:

Ну, брат Левон Иваныч, идет лиса с мужем; какой же он маленький!

Пришел кот и сейчас же бросился на быка, шерсть на нем взъерошилась, и начал он рвать мясо зубами и лапами, а сам мурчит, будто сердится:

Мало, мало!

А медведь говорит:

Не велик, да прожорист! Нам четверым не съесть, а ему одному мало; пожалуй и до нас доберется!

Захотелось волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать! Начал он листья раздвигать, а кот услыхал, что листья шевелятся, подумал, что это – мышь, да как кинется и прямо волку в морду вцепился когтями.

Волк вскочил, да бежать, и был таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел.

«Ну, - думает медведь, - увидал меня!»

Слезать-то некогда, вот он и шмякнулся с дерева оземь, все печенки отбил; вскочил – да бежать! А лисица вслед кричит:

Вот он вам задаст! Погодите!

С той поры все звери стали кота бояться; а кот с лисой запаслись на целую зиму мясом и стали себе жить да поживать, и теперь живут, хлеб жуют.

КАК СОБАКА ДРУГА ИСКАЛА

Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца и говорит:

Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!

Давай, - согласился зайка.

Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит волк, придет сюда и нас съест!

«Неважный это друг, - подумала собака, - волка боится. А волк, наверное, никого не боится». Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:

Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!

Что ж, - отвечает волк. – Вдвоем веселее будет.

Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:

Ах ты, такая-разэдакая!.. Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.

«И волк боится, - подумала собака. – Уж лучше мне подружиться с медведем». Пошла она к медведю:

Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!

Ладно, - говорит медведь. –Пошли ко мне в берлогу.

А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:

Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.

«Ну и дела! - думает собака. – И этот оказался трусливым».

Сбежала она от медведя и пошла к человеку:

Человек, давай дружить, вместе жить!

Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это – спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.

КАК КОЗА ИЗБУШКУ ПОСТРОИЛА

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит – и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!

А коза с козлятами в хлеву заперты – ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать…

Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

Козлятушки-детушки, не житье нам у старухи-говорухи! Пойдемте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева – они и побежали. Только их старуха и видела!

Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?

Не строй подо мною избушку, - отвечает яблонька. – Яблоки с меня упадут – твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь.

Пошла коза к елке:

Елка, Елка! Можно мне под тобою избушку построить?

Не строй подо мной избушку,- отвечает елка. – Шишки с меня упадут – твоих козляток ушибут. Найди место получше!

Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?

Не строй подо мной избушку,- отвечает дуб. – По осени желуди с меня упадут – твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к осине.

Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка всеми ветвями, всеми листьями:

Мои листики и днем и ночью шумят – твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!

…Пошла коза к березе:

Березка, березка! Можно мне под тобою избушку построить?

Качнула березка веточками, сказала:

Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной избушку.

Обрадовалась коза. Построила под березкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

ЗАЯЦ И ЕЖ (Бр. Гримм)

Этой сказке вы, пожалуй, не поверите. Однако, не все в сказке выдумка, есть в ней и правда, а то зачем бы стали люди ее рассказывать.

Однажды, в ясный солнечный денек, стоял еж у своего дома, пел песенку и вдруг решил: «Пойду-ка я в поле, на брюкву посмотрю. Пока жена ежиха детей моет да одевает, я успею и в поле побывать и домой вернуться».

Тема: «Как коза избушку построила». Русская народная сказка

  • дидактические:
  • развитие речевых навыков
  • развитие навыка чтения
  • развивающие:
  • воспитательные:
  • Оборудование:

  • учебник З.И. Романовской «Литературное чтение 1 класс
  • использование ПК и интерактивной доски
  • зеленые кружки для каждого ученика
  • Ход урока

  • Оргмомент
  • Актуализация опорных знаний
  • Введение в тему
  • Слайд 1:

    Слайд 2:

    Слайд 3:

    Чтение с остановками

    - Как же жилось козе? (плохо)

    -

    -

  • Чтение 2 части (по цепочке)
  • Чтение 3 части (по цепочке)
  • А яблонька что ответила?

    Физкульминутка

    Вот так яблоко!

    Оно соку сладкого полно!

    Стал ветер веточку качать,

    И трудно яблоко достать.

    Подпрыгну, руку протяну

    И быстро яблоко сорву.

  • Чтение 5 части
  • Чтение 6 части
  • Как тогда она могла сказать?

  • Чтение 7 части
  • Чтение 9 части
  • Чтение 10 части
  • Как она могла отказать?

    Как поступит коза?

  • Чтение 11 части
  • Чтение 12 части
  • Почему шиповник отказал?

    Физкульминутка

    Дует ветер нам в лицо,

    Закачалось деревцо.

    Ветерок все тише, тише,

    Деревцо все выше, выше.

    Давайте проверим.

  • Проверка усвоения
  • Слайд 4

  • Анализ
  • -

  • Домашнее задание
  • Ход урока

  • Оргмомент
  • Звенит звонок- начинается урок.

    Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. (представляю)

    Восточная мудрость гласит: «Гость в дом – радость в дом». Я надеюсь, что урок у нас будет радостным и интересным.

  • Актуализация опорных знаний
  • Введение в тему
  • Сегодня мы будем знакомится с новым литературным произведением.

    Ребята, какие литературные произведения вы знаете? (стихи, сказки, рассказы)

    А какие из этих произведений вы больше любите? (сказки)

  • Хотите узнать, почему я люблю сказки?
  • Лучше всего ответ передаст пословица::

    Слайд 1: «Сказка-ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».

    Ложь- это плохо. Что же, выходит, я люблю плохое?

    Что значит «ложь» в пословице? (Ложь- значит вымысел, а это не плохо)

    Я знаю, что вы любите сказки, поэтому мы прочитаем интересную сказку и очень поучительную.

    А вас я попрошу подумать и попытаться сказать, какой намек в этой сказке?

  • Ведение главных героев сказки через проблемную ситуацию и классификация видов сказок по авторству
  • Слайд 2: старуха, коза с козлятами, яблоня, дуб, осина, шиповник, береза.

    Это главные герои сказки. Назовите их.

    Видите, здесь персонажи: и люди, и животные, и растения. Как вы думаете, кто написал эту сказку? (русский народ)

    А кто еще может писать сказки? (писатель)

    Молодцы, вы угадали, это действительно народная сказка.

    Слайд 3: «Как коза избушку построила»(русская народная сказка)

    Открываем книгу на странице 86.

  • Восприятие, осмысление, и первичное запоминание
  • Как вы думаете, где живет коза? (в хлеву)

    Что вы о ней знаете? (домашнее животное, дает молоко, ест траву и кусты, у нее есть козлята)

    Как вы думаете, как живется козе? (хорошо)

    Хотите узнать, правы вы или нет?

    Чтение с остановками

  • Чтение 1 части (хорошо читающим учеником)
  • - Как же жилось козе? (плохо)

    - Что бы вы посоветовали козе? (…)

    - А хотите узнать, как поступила коза?

  • Чтение 2 части (по цепочке)
  • Как вы думаете, в каком месте лучше строить избушку – на ровном лугу, или там, где деревья? Почему?

    А хотите узнать, какое место захотела выбрать коза?

  • Чтение 3 части (по цепочке)
  • Коза захотела построить избушку под деревом. (Тень, зелень, красиво, можно от дождя укрыться)

    Как вы думаете яблонька разрешила?

  • Чтение 4 части (самостоятельно)
  • Как вы думаете, почему яблонька не разрешила?

    Как бы вы ответили, если бы ваш друг попросил сесть с вами рядом, а стул оказался сломан?

    А яблонька что ответила?

    На самом деле, может быть, яблонька не хотела помочь козе?

    А может она хотела, но боялась за козлят?

    Как тогда она могла сказать?

    Очень опасно, если яблоко упадет? (возможно, будет шишка, но зато всегда есть еда)

    На самом деле, хотела ли яблонька помочь козе? (Мы не знаем правильный ответ)

    Вот и в жизни бывает трудно понять, хочет человек по-настоящему помочь или нет?

    Как вы думаете, как поступит коза? (попросит еще кого-нибудь)

    Физкульминутка

    Вот так яблоко!

    Оно соку сладкого полно!

    Руку протяните, яблоко сорвите.

    Стал ветер веточку качать,

    И трудно яблоко достать.

    Подпрыгну, руку протяну

    И быстро яблоко сорву.

  • Чтение 5 части
  • Как вы думаете, что ответила елка?

  • Чтение 6 части
  • Может, она не хотела помочь козе?

    Как тогда она могла сказать?

    Как вы думаете, как поступит коза? (обратится еще к кому-нибудь)

  • Чтение 7 части
  • Как вы думаете, что ответит дуб?

  • Чтение 8 части (жужжащее чтение)
  • Почему дуб не разрешил строить избушку?

    Опасны ли для козлят маленькие желуди?

    На самом деле хотел ли дуб помочь козе?

    Как тогда он должен был сказать?

    Как вы думаете, как поступит коза? (снова будет искать)

  • Чтение 9 части
  • Как вы думаете, что ответит осинка?

  • Чтение 10 части
  • Мешает ли спать шелест листвы?

    Тогда почему осинка отказала?

    Как она могла отказать?

    Как поступит коза?

  • Чтение 11 части
  • Как вы думаете, что ответит шиповник?

  • Чтение 12 части
  • Почему шиповник отказал?

    Действительно ли он беспокоился за козлят?

    Что он мог предложить козе? (построить избушку немного в стороне)

    Физкульминутка

    Дует ветер нам в лицо,

    Закачалось деревцо.

    Ветерок все тише, тише,

    Деревцо все выше, выше.

    Ребята, можно ли осудить растения за отказ?

    Имеют ли они право отказать, если не хотят помочь?

    Представьте себе ситуацию: вы торопитесь домой, там мама ждет, волнуется. А друг попросил попускать кораблики в луже. Как вы поступите?

    Ребята, если бы вам раз отказали, другой, третий, четвертый, какие чувства вы испытывали?

    Как бы вы поступили, отказались бы искать помощника или продолжили поиск?

    Как вы думаете, а коза как поступила?

    Давайте проверим.

  • Чтение 13 части (пауза после чтения)
  • Проверка усвоения
  • Можно ли сказать, что козе повезло? (она искала, трудилась, поэтому нашла.)

    Слайд 4 : «Без труда не выловишь рыбку из пруда».

    Ребята, в начале урока мы говорили, что нам надо узнать из этой сказки намек, мораль. Чему же она учит?

    У вас иногда не получается, например, когда нужно было искать помощи не один раз, и, наконец, нашли того, кто вам помог? Расскажите.

  • Анализ
  • - Ребята, я предлагаю продолжить фразу тому, кому я брошу мяч. (игра)

    Если в жизни у меня не будет чего-то получаться, то я …(попрошу кого-нибудь помочь)

    Я имею право отказать в помощи, если я …(не могу, не хочу)

    Отказывая в помощи, я постараюсь…(не обидеть, объяснить)

    Ребята, поступки каких героев вам нравятся, и другом кого вы хотели бы быть?

    Положите зеленые кружки в карманчики под картинками. (на доске)

    Цель задания: увидеть социальную ценность поступков героев сказки

  • Домашнее задание
  • Нарисуйте картинки к сказке, чтобы получился картинный план. Можно собраться группами, где каждый нарисует свой рисунок. А потом на уроке попробуем пересказать с опорой на ваш рисунок.

    ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

    Русская народная сказка « Как коза избушку построила»

    ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  • дидактические:
  • развитие речевых навыков
  • развитие навыка чтения
  • развивающие:
  • развивать навык анализа текста
  • развивать умение объяснять поступки героев
  • развивать умение сравнивать объекты, поступки
  • развивать коммуникативные навыки
  • воспитательные:
  • воспитывать понимание того, что в любой ситуации есть выход
  • развивать понимание того, что если ищешь помощи, то всегда ее найдешь
  • формировать понимание того, что человек вправе отказать
  • учить видеть за поступками мотивы, причины и их вероятный характер
  • ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

    Урок усвоения новых знаний (по П. И. Третьякову)

    Этапы урока

    формы

    методы

    Цели этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Репродуктивная деятельность

    Конструктивная деятельность

    Творческая деятельность

    1.Оргмомент

    Фронтальная

    Здоровается, эмоционально настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку

    Проверяют готовность к уроку

    Подготовить учеников к работе

    2. Актуализация опорного материала

    Фронтальная

    Проблемная беседа

    Предлагает вспомнить, какие виды произведений читали, кто автор этих произведений. Предлагает предположить, что будут читать и к какому жанру относится произведение

    Вспоминают и называют известные жанры: сказка, рассказ, стихотворение, называют виды сказок (авторские, народные)

    Эмоционально настроить на чтение сказки и выявление ее основной идеи, сформировать потребность в чтении сказки.

    Повторить основные жанры литературных произведений и виды сказок по авторству

    3. Восприятие, осмысление, первичное запоминание

    Индивидуальная, фронтальная

    «Чтение с остановками» (Вопросы Блума)

    Основа – проблемный метод

    Организует чтение текста сказки по частям, задает вопросы к тексту.

    Читают текст сказки по частям (13 уч-ся), остальные - слушают

    Выдвигают гипотезы, проверяют свои предположения, анализируют поступки героев сказки, сравнивают с ситуациями из собственной жизни

    4.Проверка усвоения, закрепление.

    Фронтальная

    Эвристическая беседа

    Задает вопросы причинно-следственного характера, направленные на осмысление основной идеи сказки

    Высказывают свое мнение о поступках героев сказки, проецируют ситуацию сказки на реальные жизненные ситуации,

    Формировать коммуникативные умения, учить анализировать поступки героев сказки, понимать причины поступков героев, анализировать эти поступки

    5. Анализ, рефлексия

    Фронтальная

    Эвристическая беседа

    Проектируют собственное поведение в подобных ситуациях, дают оценку поступкам героев сказки

    Учить планировать и анализировать собственные поступки, находить выход из различных сложных ситуаций, видеть различные способы решения проблем, развивать навыки связного высказывания.

    6.Домашнее задание

    Индивидуальная по желанию

    По желанию, нарисовать рисунки к тексту в группах или индивидуально для составления картинного плана.


    Даникова Наталья Викторовна

    Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке полёживает. Только к обеду подымется, поест, попьёт — и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
    А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать...
    Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:
    — Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
    Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева — они и побежали. Только их старуха и видела!
    Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

    Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:
    — Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
    — Не строй подо мной избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Ступай ещё куда-нибудь.

    Пошла коза к ёлке:
    — Ёлка, ёлка! Можно мне под тобою избушку построить?
    — Не строй подо мной избушку, — отвечает ёлка. — Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!

    Пошла коза с козлятами дальше. Увидела высокий дуб и говорит ему:
    — Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
    — Не строй подо мной избушку, — отвечает дуб. — По осени жёлуди с меня упадут —твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

    Пошла коза к осине:
    — Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
    Затрясла осинка всеми ветками, всеми листьями:
    — Мои листики и днём и ночью шумят — твоим козляткам спать не дадут. Найди местечко получше!
    Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше.

    Пришла к шиповнику:
    — Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
    Закачался шиповник:
    — Что ты, что ты, коза! Или не видишь?
    Вон какие на мне колючки острые! Будут твои козлятки прыгать-скакать — всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

    Пошла коза к берёзе:
    — Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?
    Качнула берёзка веточками, сказала:
    — Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной твою избушку!
    Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

    Текст сказки «Как коза избушку построила».

    Русская народная сказка.

    Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит - и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!

    А коза с козлятами в хлеву заперты - ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать…

    Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

    Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

    Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева - они и побежали. Только их старуха и видела!

    Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

    Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

    Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?

    Не строй подо мною избушку, - отвечает яблонька. - Яблоки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь.

    Пошла коза к елке:

    Елка, елка! Можно мне под тобою избушку построить?

    Не строй подо мною избушку, - отвечает елка.

    Шишки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Найди место получше!

    Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?

    Не строй подо мною избушку, - отвечает дуб. - По осени жёлуди с меня упадут - твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

    Пошла коза к осине:

    Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

    Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:

    Мои листики и днём и ночью шумят - твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!

    Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:

    Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?

    Закачался шиповник:

    Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать - всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

    Пошла коза к берёзе:

    Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?

    Качнула берёзка веточками, сказала:

    Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

    Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

    • Рассказывание русской народной сказки «Как коза избушку построила».
    • Закрепление знаний о домашних животных.
    • Рисование нетрадиционным методом

    Программное содержание: побуждать к эмоциональному восприятию содержания сказки.

    Формировать умение передавать характерные особенности домашних животных (козы), используя структурно - логическую схему.

    Уточнить и закрепить знание о домашних животных, их характерных признаков особенностях строения тело. Развивать слуховое внимание, память.

    Формировать у детей фонематический слух. Закреплять навыки и умение рисовать нетрадиционным методом. Воспитывать усидчивость, умение выслушивать ответы до конца.

    Материал: Плоскостные фигуры деревьев: яблони, ели, березы; козы с козлятками, мнемотаблица, контурные изображение собак и кошек, фломастеры голубые и коричневые.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Дети, хочу пригласить вас в деревню «Сказкино».

    Садитесь на наш волшебный поезд и он отвезет вас в сказку.

    Все дети удобно сели в вагончиках ,

    Наш поезд отправляется.

    Вагончик~ вагончики

    По рельсом тарахтят,

    Везут в деревню «Сказкино».

    Компанию ребят.

    Дети: (двигаясь паровозиком) чух-чух-чух

    Вот мы и приехали! Проходите, проходите,

    Очень рады видеть вас

    С интересной новой сказкой

    Познакомлю вас сейчас

    Все удобнее садитесь ,

    Свои глазки покажите

    Послушайте сказку, дети.

    Я вам расскажу русскую народную сказку. Она называется «Как коза избушку построила».

    Воспитатель: (рассказывает сказку )

    Дети, какой народ сочинил эту сказку?

    Значит, это- русская народная сказка.

    Как называется сказка?

    Как вы думаете, почему коза с козлятками убежала от старушки?

    Вспомните, какие деревья встречались на пути козе с козлятками?

    Какое дерево согласилось приютить козу с козлятками? (опросить 2-3реб.)

    Воспитатель: Молодцы, внимательно слушали сказку. А сейчас, становитесь все в круг, немного разомнемся (музыкальная физкультминутка )

    Воспитатель: садитесь

    Дети, как вы думаете, коза домашние или дикое животное?

    Докажите, что она домашние животное.

    Правильный ответ дан в таблице, которую нужно разгадать.

    К .- коза (первое буква слова) Дом .- Домашние Ж. - животные (первое буква слова)

    А сейчас, по этой таблице нужно составить рассказ о козе, (рассказ 2-3 детей ).

    Молодцы, дети! Опираясь на нашу таблицу, вы составили полный рассказ о козе.

    Назовете, каких еще домашних животных на звук «к» вы знаете? (кошка, кролик, корова, конь)

    А сейчас послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, каких домашних животных я перечислю?

    Люди животных приручали

    И они домашними стали.

    Человек им строит жилище,

    Каждый день готовит пищу,

    Чистит, моет, если надо лечить

    Кошечку, крольчиху и теленка

    Курицу, гуся и петуха:

    Жизнь у них, конечно, неплохо

    И за это люди получают

    Молоко, чтоб пить его за чаем

    А еще любовь и доброту.

    Каких домашних животных вы знаете?

    Как вы думаете, каким образом домашние животные благодарят своего

    хозяина?

    Корова дает молоко

    Собака сторожит дом

    Овца и коза дают шерсть

    Лошадь возит груз

    Кошка ловит мышей

    Кролик дает пух

    Давайте, мы тоже выразим свою любовь и доброту к домашним животным и наденем шубки кошечкам и собачкам. Проходите за столы, усаживайтесь поудобнее . Перед вами рисунки и фломастеры. Какого цвета шубки будут у кошек? А у собак?

    Шубки будем рисовать петелькой (напомнить прием рисования петелькой)

    Возьмите фломастеры, покажете в воздухе, как будем рисовать петельки

    Приступайте.

    Дети рисуют, воспитатель при необходимости помогает .

    Берите свои рисунки, подайте ко мне, встаньте в круг.

    Молодцы, все справились, вот какие шубки мы одели кошечкам и

    собакам. Я думаю, им очень понравились, и они говорят вам спасибо.

    Что вам запомнилось на занятии?

    Мне очень понравилось, как вы занимались, были внимательны, активны. Особенно меня порадовали Ярослава, Снежена, Эмиль, Настя.

    А сейчас садитесь в волшебные вагончики, и поедем обратно в группу:

    Вагончики, вагончики

    По рельсом тарахтят,

    Везут обратно в группу

    Компанию ребят.