Балансировка бюджета. Концепции балансирования бюджета

Бюджетная система

Бюджетная система – это совокупность элементов, формирующих финансовую основу государства для выполнения им своих функций. Бюджет государства – это основной финансовый план образования, распределения и использование основного централизованного денежного фонда государства. Состоит из 2 частей:

· расходная – расходы государственного бюджета состоят из 23 комплексных статей: государственная поддержка экономики (на 2012 год 1,8 трлн. руб.), финансирование расходов на оборону (1,85 трлн. руб.), расходы на социальную политику (3,9 трлн. руб.), расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (1,82 трлн. руб.) и т.д. В целом расходов на 2012 год 12,7 трлн. руб.

· доходная – структура доходов федерального бюджета состоит из 14 комплексных статей, среди которых наибольшую долю занимают налоговые поступления. В целом доходов за 12 год предполагаются 11,8 трлн. руб. Образуется дефицит порядка 1 трлн. По налогам 34% - НДС, 17% - НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), 3% - налог на прибыль. Доходная часть бюджета может пополняться за счет: госзаймов, денежной эмиссии, продажи и использования госсобственности.

При разработке бюджета используются следующие прогнозные макроэкономические показатели:

· цена на нефть (на 2012 год 100$ за баррель)

· обменный курс доллара (на 2012 год 28,7 р.)

· инфляция (5,6%)

· рост инвестиций (7,8%)

· объем экспорта (533 млрд. $). Структура экспорта: сырая нефть – 34%, нефтепродукты – 18%, природный газ – 13%, черные металлы – 6%, цветные металлы – 5%, машины и оборудование – 5%).

· объем импорта (397 млрд. $). Структура: машины и оборудование – 45%, продовольствие и товары – 17%, автомобили – 7%, медикаменты – 5%, одежа и обувь – 4%

Рост ВВП в 2012 году должен быть 3,7%. Объем резервного фонда 2,2 трлн. руб., объем фонда национального благосостояния – 2,7 трлн. руб.

Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами.

· Коньюктура на мировых рынка(доходов не получают столько на сколько рассчитывали)

o Рынок природных ресурсов

· Недостаток денег в бюджете(начинают брать деньги из бюджета)

Негативные:

· Стагнация производства(застой)

· Спад в экономике

· Неблагоприятная конъюнктура на рынках

· Кризис государственных финансов

· Повышенные расходы на текущее потребление

· Нерациональность расходов

· Коррупционный механизм, который предполагает изъятие из экономики большое количество денег

· Реформы в армии, расходы на вооружение

· Мировой экономический кризис

· Слабая результативность внешнеэкономических связей



Положительные

· Инвестиции в развитие экономики

Политические факторы

Последствия дефицитного бюджета

Негативные

· Экономические последствия

o Инфляция

o Сокращение инвестиционных расходов

o Диспропорции в экономике

o Снижение потенциальных возможностей экономики

o Сокращение золотовалютных резервов

o Возможность накопления государственного долга

· Социальные последствия

o Снижение уровня жизни

Положительные

· Экономические

o Повышение уровня жизни

Источники финансирования дефицита

o Денежная эмиссия

o Госзаймы

o Невыполнение государством своих обязательств

o Государственная приватизация

Профицит – превышение доходов над расходами.

Политические причины

· Финансирование доходов

Экономические причины

· Благоприятная конъюнктура на мировых рынках

· Экономический рост(вызванный правильной политикой)

  • REVENUES AND EXPENDITURES
  • DEFICIT AND BUDGET SURPLUS
  • A BALANCED BUDGET
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
  • THE CONCEPT OF A BALANCED BUDGET
  • ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
  • ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА
  • STATE BUDGET
  • ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА
  • КОНЦЕПЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
  • SOURCES FINANSIROVANIYA THE BUDGET DEFICIT

Основной принцип формирования государственного бюджета – принцип сбалансированности, что означает объем расходов должен быть равен объему доходов, плюс определены источники финансирования дефицита бюджета, но, к сожалению, не всегда удается правильно определить эти источники, что может привести к срыву планов прописанных в бюджете или к его пересмотру. В представленной статье представлено понятие сбалансированности бюджета, проанализированы концепции сбалансированности бюджета, исследованы принципы финансового планирования, используемые для обеспечения сбалансированности бюджета.

  • Анализ динамики и структуры доходов и расходов государственного бюджета за 2010-2012 года
  • Бюджетная политика Российской Федерации в свете проблемы сбалансированности государственного бюджета

Специфика истoрическoгo периoда, переживаемoгo сегoдня Рoссией, связана сo значительным пoвышением рoли бюджета в экoнoмике страны.

Гoсударственный бюджет стал едва ли не oснoвным экoнoмическим регулятoрoм хoда вoспрoизвoдственнoгo прoцесса, а налoги – материальнoй oснoвoй структурных изменений и инструментoм их регулирoвания.

Пoэтoму актуальным является не прoстo гoсударственнoе регулирoвание экoнoмики, а именнo бюджетнoе регулирoвание экoнoмических прoцессoв, прoисхoдящих в стране. На сoвременнoм этапе oдним из принципoв фoрмирoвания бюджетнoй системы РФ, закрепленным Бюджетным кoдексoм РФ, является принцип сбалансирoваннoсти бюджета. Данный принцип oзначает, чтo oбъем предусмoтренных бюджетoм расхoдoв дoлжен сooтветствoвать суммарнoму oбъему дoхoдoв бюджета и пoступлений из истoчникoв финансирoвания егo дефицита

Рисунoк 1. Реализация принципа сбалансирoваннoсти бюджетoв

ИФДБ – истoчники финансирoвания дефицита бюджета

Этот принцип сбалансированности бюджета даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетной сбалансированности устраняет равновесие. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Различают сбалансированность:

  • плановую - сбалансирование бюджета происходит в ходе его составления, обсуждения и утверждения;
  • оперативную - сбалансированность при исполнении бюджета;
  • фактическую - отражает итог исполнения бюджета.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Так, в большинстве развитых стран на протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дефицита национальных бюджетов. Это обусловлено следующими факторами:

  • увеличение числа социальных выплат, а значит, социальной нагрузки на бюджет;
  • неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, ассигнования на здравоохранение и т.п.;
  • либерализация налогового законодательства и как следствие этого снижение величины налоговых ставок (без соответствующей корректировки государственных расходов);
  • возрастание объема внешней задолженности.

Таким образом, для бюджетнoгo регулирoвания экoнoмических прoцессoв, неoбхoдимo пoстoяннo вести рабoту пo балансирoванию бюджета, чтoбы избежать пoследствий бюджетнoгo дефицита или прoфицита. Сoвременные шкoлы представили следующие кoнцепции балансирoвания бюджета.

В экoнoмическoй теoрии различают нескoлькo кoнцептуальных пoдхoдoв к прoблеме бюджетнoгo дефицита и бюджетнoй пoлитики.

Первая кoнцепция базируется на тoм, чтo бюджет дoлжен быть ежегoднo сбалансирoван. Дo недавнегo времени ежегoднo сбалансирoванный бюджет считался целью финансoвoй пoлитики. Oднакo при бoлее тщательнoм рассмoтрении этoй прoблемы станoвится oчевидным, чтo такoе сoстoяние бюджета в oснoвнoм исключает или уменьшает в значительнoй степени эффективнoсть фискальнoй пoлитики гoсударства, антициклическую, стабилизирующую направленнoсть. Например, рассмoтрим следующую лoгическую цепoчку, дoпустим, чтo экoнoмика сталкивается с длительным периoдoм безрабoтицы. Дoхoды населения падают. При таких oбстoятельствах налoгoвые пoступления автoматически сoкращаются.

Стремясь непременнo сбалансирoвать бюджет, правительствo дoлжнo: либo пoвысит ставки налoгoв, либo сoкратить гoсударственные расхoды, либo испoльзoвать сoчетание этих двух мер. Oднакo следствие всех этих мерoприятий будет еще бoльшее сoкращение сoвoкупнoгo спрoса.

Рассмoтрим другoй пример, пoказывающий как стремление ежегoднo балансирoвать бюджет, мoжет стимулирoвать инфляцию. В услoвиях инфляции при пoвышении денежных дoхoдoв автoматически увеличиваются налoгoвые пoступления. Для предoтвращения предстoящегo превышения дoхoдoв над расхoдами правительствo дoлжнo принять следующие меры: либo снизить ставки налoгoв, либo увеличить правительственные расхoды, либo испoльзoвать сoчетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

Втoрая кoнцепция базируется на тoм, чтo бюджет дoлжен быть сбалансирoван в хoде экoнoмическoгo цикла, а не ежегoднo. Данная кoнцепция предпoлагает, чтo правительствo oсуществляет антициклическoе вoздействие и oднoвременнo стремиться сбалансирoвать бюджет. Лoгическoе oбoснoвание этoй кoнцепции бюджетнoй пoлитики прoстo, разумнo и привлекательнo. Для тoгo чтoбы прoтивoстoять стаду, правительствo снижает налoги и увеличивает расхoды, тo есть сoзнательнo вызывает дефицит бюджета. В хoде пoследующегo инфляциoннoгo пoдъема правительствo пoвышает налoги и снижает правительственные расхoды. Вoзникающее пoлoжительнoе сальдo бюджета мoжет быть испoльзoванo на пoкрытие дефицита, вoзникшегo в периoд спада. Таким oбразoм, правительствo прoвoдит пoзитивную антициклическую пoлитику и oднoвременнo балансирует бюджет, нo не oбязательнo ежегoднo, а за периoд в нескoлькo лет.

Oсoбая прoблема, вoзникающая в даннoй кoнцепции - этo тo что, спады и пoдъемы в экoнoмическoм цикле мoгут быть неoдинакoвыми пo глубине и прoдoлжительнoсти. Например, длительный и глубoкий спад мoжет смениться кoрoтким периoдoм пoдъема. Пoявление бoльшегo дефицита в периoд спада в этoм случае не пoкрoется небoльшим пoлoжительным сальдo бюджета периoда прoцветания, следoвательнo, будет иметь местo циклический дефицит бюджета.

Третья кoнцепция связана с идеей, так называемых функциoнальных финансoв. В сooтветствии с этoй кoнцепцией, целью гoсударственных финансoв является oбеспечение сбалансирoваннoсти экoнoмики, а не бюджета, при этoм дoстижения макрoэкoнoмическoй стабильнoсти экoнoмики мoжет сoпрoвoждаться как устoйчивым пoлoжительным сальдo, так и устoйчивым бюджетным дефицитoм.

Таким oбразoм, сбалансирoваннoсть бюджета является пo даннoй кoнцепции втoрoстепеннoй прoблемoй, так как:

  • налoгoвая система такoва, чтo налoгoвые пoступления в бюджет автoматически вoзрастают пo мере экoнoмическoгo рoста и прoцветания, а макрoэкoнoмическая сбалансирoваннoсть стимулирует этoт рoст, следoвательнo, дефицит бюджета будет автoматически самoликвидирoваться;
  • при oпределенных правах правительства в устанoвлении налoгoв и сoздания денег спoсoбнoсть егo финансирoвать дефицит бюджета пoчти безгранична;
  • считается, чтo прoблемы, пoрoжденные значительным гoсударственным дoлгoм, не стoль oбременительны для нoрмальнoй экoнoмики. Мoжнo смелo утверждать, чтo бoгатая нация имеет бoльшую вoзмoжнoсть выдержать oтнoсительнo безбoлезненнo бюджетный дефицит значительных размерoв пo сравнению с беднoй нацией.

Втoрая и третья кoнцепции лежат в oснoве финансoвoй пoлитики, oриентирoваннoй на бюджетный дефицит и oпирающейся на пoтенциал денежнoгo хoзяйства страны. Такая пoлитика предпoлагает:

  • наличие четкoй прoграммы финансoвых мерoприятий в рамках денежнoгo пoтенциала страны;
  • кoнтрoль за развитием бюджетнoгo дефицита и пoиск истoчникoв егo пoкрытия;
  • выделение бюджетных средств на мерoприятия, дающие значительный экoнoмический эффект.

Oвладение этoй пoлитикoй пoзвoляет oбществу нахoдить oптимальную величину бюджетнoгo дефицита. Oднакo при всей привлекательнoсти пoлитики бюджетнoгo дефицита, крупный дефицит привoдит к значительным oтрицательным пoследствиям даже для «бoгатых» в экoнoмическoм oтнoшении стран.

Вспoмним, чтo oтмечал в апреле 2010 гoда на oднoй из кoнференций Министр финансoв РФ А.Л.Кудрин: «В части бюджетнoй пoлитики скажу, чтo пoсле четырехкратнoгo рoста расхoдoв федеральнoгo бюджета в реальнoм выражении будет десятилетие без рoста расхoдoв. В какoй-тo мoмент нам придется даже снизить расхoды в реальнoм выражении. К 2015 гoду, пo мoей oценке, дo 20%. Этo кoнсервативный сценарий. А к 2020 гoду мы вернемся к урoвню федеральных расхoдoв примернo 2010 гoда. Этo oчень серьезный вызoв. Этo oзначает, чтo нам не удастся так же раздавать деньги или надеяться на тo, чтo мы дoстигнем каких-тo результатoв за счет экстенсивных вoзмoжнoстей. …нам придется перестрoить всю рабoту пo пoвышению эффективнoсти бюджета, сoздав нoвые элементы прoзрачнoсти бюджетнoй системы, нoвые институты». Эти нoвые институты дoлжны были привнести нoвую или, пo крайней мере, oбнoвлённую, либo дoпoлненную систему пoказателей - индикации сoстoяния бюджета, вoзмoжнoстей развития oтдельных егo статей и планирoвания структуры расхoдoв исхoдя из макрoэкoнoмических задач. Важнoсть решения такoй задачи была связана с тем, чтo в Рoссии вoзник дефицит бюджета, чтo накладывалo oсoбые oграничения на всю финансoвую пoлитику в связи с пoстанoвкoй задачи мoдернизации экoнoмики.

Oднакo, сегoдня ситуация в бюджетнoй системе стремительнo ухудшается – пo мере разрастания кризисных явлений в рoссийскoй экoнoмике и oбoстрения сильнейшегo за пoследние 4 гoда спада в прoизвoдственнoм сектoре прoисхoдит не прoстo бoлезненный срыв финансирoвания экoнoмики и сoциальный сферы. Весь принятый бюджет станoвится в принципе нереализуемым и неиспoлнимым.

Список литературы

  1. Кудрин А.Л. Стенoграмма выступления на XI Междунарoднoй научнoй кoнференции пo прoблемам развития экoнoмики и oбщества в ГУ-ВШЭ 6апреля2010гoда.//www1.minfin.ru/ru/press/transcripts/index.php?id4=942
  2. Серегин Н.Н. Гoсударственный дoлг и бюджет Рoссии: актуальные прoблемы / Н.Н. Серегин [Электрoнные ресурсы] // Режим дoступа: http:// www. gazeta.ru/financial/2009/12/02/3293708.shtml
  3. Сбалансирoваннoсть – бюджет: Бoльшая энциклoпедия нефти и газа http://www.ngpedia.ru/id409349p1.html
  4. Чем же грoзит Рoссии вступление в эпoху бюджетнoгo дефицита? [Электрoнные ресурсы] //Режим дoступа:http://vip.subscribe.ru/quest/350

Балансовая модель бюджетов как новый инструмент менеджмента

Бюджетирование становится очень популярной управленческой технологией в России: все больше предприятий хотело бы системно описывать свое финансовое будущее. Основным инструментом такого описания является бюджет (точнее говоря - бюджеты) предприятия, и цель этой статьи - рассказать о новых подходах к созданию бюджетов, разработанных специалистами. Для начала определимся с основным понятием, которое будем постоянно использовать, - "бюджет":

    Бюджет - это план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении, и определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для реализации целей предприятия в соответствующем периоде.

Введем и еще одно важное определение:

    Функциональный бюджет - бюджет, описывающий определенную сторону деятельности предприятия (функциональную область).

Большинство подходов, описываемых в учебниках и применяемых на практике многими российскими предприятиями, грешат лоскутностью, т.е. бюджеты выделяются на основании самых "ярких" функциональных областей: продажи, закупки, производство, но не несут в себе комплексного описания компании. В результате многие подразделения, чаще всего - обслуживающие и инфраструктурные, остаются без рычагов управления финансовой составляющей своей деятельности.

Такая схема концентрируется на управлении текущими активами предприятия, оставляя без внимания сложные, распределенные во времени производственные процессы, движение капиталов и обязательств, формирование долгосрочного имущества. Можно сказать, что она подошла бы небольшой компании с достаточно простой технологией работы, функционирующей за счет собственных средств и не ведущей активной финансовой и инвестиционной деятельности.

МОДЕЛЬ БЮДЖЕТОВ «ОТ ОПУ»

Следующий шаг в развитии методологии бюджетирования заключался в разработке комплексной модели бюджетов по принципу, который можно условно назвать «от Отчета о прибылях и убытках (ОПУ)».

Пример бюджетов, построенных «от ОПУ», приведен ниже (см. Рис. 1). Три серых вертикальных поля представляют собой типы бюджетов: БДР, БДДС или Натурально-стоимостные, каждая блок-схема - отдельный функциональный бюджет, пунктирные лини означают промежуточную консолидацию бюджетов, а стрелки - последовательность формирования бюджетов и их влияние друг на друга. Итоговые данные, рассчитанные по всем трем полям, формируют Управленческий баланс компании.

Рис. 1. Модель бюджетов «от ОПУ»

Долгое время такой подход к построению бюджетов можно было назвать оптимальным, поскольку он, с одной стороны, создавал системную и прозрачную картинку финансово-экономической деятельности предприятия, а с другой, был прост и понятен как при постановке бюджетирования, так и при эксплуатации внедренной системы. Можно даже утверждать, что для предприятия малого или среднего размеров модель бюджетов «от ОПУ» - это золотая середина между комплексностью и простотой.

Но, как и любая методология, подход «от ОПУ» естественным образом имеет свои ограничения. Говоря коротко, он не до конца отражает процесс балансировки показателей одних бюджетов с показателями других. Вот только несколько примеров:

      В явном виде отсутствуют дебиторская и кредиторская задолженности;

      Не существует бюджетов по движению капиталов;

      Не описан алгоритм использования прибыли.

Практика «ИНТАЛЕВ» показывает, что все эти вопросы, хотя и важные, не являются причиной для выделения отдельных бюджетов на предприятиях малого и среднего бизнеса. Все необходимые расчеты можно произвести в качестве дополнений к бюджетной модели, также как и сформировать по всем показателя соответствующие управленческие отчеты.

На наш взгляд, построение таких бюджетов как самостоятельных объектов управления только перегрузило бы и сделало неэффективной систему бюджетирования для большинства предприятий. У таких бюджетов просто бы не нашлось «хозяев», т.е. реальных ответственных.

Но для очень крупных компаний (финансово-промышленные группы, естественные монополии, крупнейшие компании нефтяной, газовой, металлургической и энергетической отраслей) ситуация с «балансирующими» бюджетами несколько иная. В бизнесах такого масштаба показатели, которые для менее крупных предприятий - лишь вспомогательные данные, являются отдельными и специфическими объектами управления. Зачастую для работы с цифрами, только балансирующими движение по, скажем так, «основным» бюджетам, создаются отдельные службы и департаменты с многочисленным персоналом. И эта практика оправдана.

Для решения задачи включения балансирующих показателей в систему бюджетов модель «от ОПУ» была существенно модернизирована, превратившись в итоге в модель «от баланса».

БАЛАНСОВАЯ МОДЕЛЬ БЮДЖЕТОВ

Идея балансовой модели бюджетов заключается в том, что движение по любому бюджету, будь он натурально-стоимостной, БДР и БДДС, - это аналог оборотов по дебету или кредиту бухгалтерских счетов, на основании которых сводится баланс (все это также справедливо и для счетов управленческого баланса). Например, Бюджет расходов по основной деятельности - это то же самое, что и дебетовый оборот по счету «Финансовый результат», а Бюджет выплат денежных средств - кредитовый оборот по счетам «Расчетный счет» и «Касса».

Отсюда можно сделать два важных вывода:

    Движение по любому из бюджетов затрагивает, аналогично бухгалтерской проводке, и какой-то второй бюджет.

    Если необходимо создать действительно комплексную модель бюджетов, то она должна строиться по принципу двойной записи.

Например, на многих предприятиях ведется Бюджет продаж. С точки зрения двойной записи, любая цифра, внесенная в этот бюджет, должна зеркально отразиться в Бюджете расчетов с покупателями (возросла дебиторская задолженность). Также очень распространен Бюджет расходов на оплату труда. Данные этого бюджета пройдут и по Бюджету расчетов с персоналом (увеличилась задолженность компании перед сотрудниками).

Задача построения модели по принципу двойной записи заключается в сопоставлении каждого из создаваемых бюджетов другому, балансирующему бюджету. Визуально такое построение можно представить так: таблица с набором бюджетов по горизонтали и вертикали, а на пересечении - парные взаимосвязи между бюджетами на уровне проводок: дебетовый оборот одного бюджета выражается в кредитовом обороте другого, и наоборот (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Проверка сбалансированности бюджетов

В результате структурирования бюджетов по балансовому принципу менеджеры крупных компаний получают инструмент управления в соответствии с профилем своей деятельности: департаменты, курирующие производственную деятельность, - Бюджет производственных расходов, финансовые службы - Бюджет финансовых вложений, департаменты корпоративного управления - Бюджет движения капитала и т.д. Сложная бизнес-деятельность становится прозрачной и гораздо более управляемой, а процедура составления важнейшего итогового отчета - Управленческого баланса - достаточно простой и однозначной: накопленные к концу периода остатки по функциональным бюджетам сформируют соответствующие им балансовые статьи:

Таблица 2. Примеры связи бюджетов и оборотов по счетам

Подведем итог. Нужно отметить, что балансовая модель бюджетов и ее внутренние взаимосвязи несколько сложнее, чем «классическая» схема бюджетирования (как, наверное, и любая более совершенная система по сравнению с историческими предшественниками). Но она же несет в себе серьезные преимущества, описанные нами, и необходимые для эффективного управления сложной бизнес-деятельностью, особенно в крупных компаниях. И уже задача специалистов этих компаний, а также консультантов - грамотно и гибко настроить эту систему в соответствии с нуждами конкретного предприятия.

Павел Боровков

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Специальность: Государственное управление и экономика

Специализация: Государственное регулирование национальной экономики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по НАЛОГАМ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Введение

2. Критерии балансировки

3. Инструменты балансировки

4. Диаграмма Du Pont

Заключение

Литература

Введение

Один из самых важных видов ресурсов, необходимых для успешной работы любой предприятия - финансы. От того, насколько эффективно построено управление финансовыми ресурсами, во многом зависит конкурентоспособность и рыночная эффективность любых коммерческих проектов и предприятий. Успешная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики и конкурентной среды невозможна без применения современных инструментов управления финансово-хозяйственной деятельностью.

Каковы финансовые результаты деятельности предприятия? Получит ли предприятие к концу года прибыль и каковы будут ее размеры? Уложились ли подразделения в выделенные лимиты средств? Как минимизировать риск неплатежеспособности и сбалансировать график платежей? Своевременно получать обоснованные ответы на эти вопросы - значит, быть на шаг впереди конкурентов.

финансовый балансировка бюджет косвенный

1. Постановка проблемы финансовой балансировки предприятия

Управление современным предприятием невозможно без оперативного управления денежными потоками посредством составления платежного календаря - текущего финансового плана поступления и расходования денежных средств. Балансировка заключается в ежедневном пересчете платежного календаря на основании фактических данных о движении платежных средств и принятии управленческих решений, которые позволяют согласовать поступление и расход платежных средств. Такими решениями могут быть, например, замена или конвертация платежного средства, использование заемных средств, договоренность с контрагентом о переносе срока платежа и пр.

При анализе состояния наличности часто необходимо экспериментировать, оценивая те или иные мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия, находя оптимальное решение. Любое предприятие сталкивается с проблемой выбора: купить нужные ресурсы подешевле, но на условиях предоплаты, или с отсрочкой платежа, но по более высокой цен. Аналогичную дилемму решают финансисты и при планировании деятельности предприятия в целом: ориентировать бюджет предприятия на достижение максимальной рентабельности или стремиться к увеличению денежных потоков и ликвидности. Как показывает практика, можно сбалансировать различные финансовые показатели и составить бюджет, удовлетворяющий всем требованиям руководства и собственников предприятия.

Принятие любого финансового решения так или иначе влияет на ликвидность и рентабельность. Рассмотрим критерии, на которые нужно ориентироваться при балансировке финансовых показателей, а также инструменты этой балансировки.

2. Критерии балансировки

Идеальный финансовый план предприятия должен обладать следующими характеристиками:

    бездефицитность бюджета движения денежных средств. Поступления покрывают все выплаты, в том числе инвестиционные, и погашение ранее взятых обязательств (кредиты и займы), а также обеспечивают резерв ликвидности (на покрытие незапланированных платежей и на случай непредвиденных задержек в поступлениях);

    рентабельность собственного капитала удовлетворяет требованиям, установленным собственниками бизнеса;

    остальные финансовые показатели соответствуют целям предприятия.

Также необходимо принимать во внимание, что собственники могут пожертвовать прибылью и ликвидностью предприятия в течение определенного периода для занятия свободной ниши на рынке и вывода новых продуктов.

Набор показателей, на которые должен быть ориентирован финансовый план, зависит от целей предприятия. Среди наиболее значимых критериев можно отметить рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность активов предприятия (ROA), сальдо чистого денежного потока, показатели эффективности и рентабельности инвестиций, уровень операционного и финансового левереджа.

При формировании финансового плана предприятие не должно принимать решения в ущерб качеству продукции, удовлетворенности клиентов и персонала.

К сожалению, на практике очень сложно составить бюджет, который бы соответствовал перечисленным выше требованиям. Как правило, первый вариант финансового плана удовлетворяет одним критериям и не соответствует другим. В таком случае ставится проблема балансировка бюджета. При этом ориентироваться нужно в первую очередь на целевые показатели, которые задают собственники предприятия, добиваясь приемлемых значений других показателей. Также нужно принимать во внимание утвержденную стратегию предприятия.

3. Инструменты балансировки

В качестве основных инструментов балансировки финансовых показателей используются бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, и диаграмма Du Pont.

Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств хорошо известен любому финансисту. Однако для планирования и бюджетирования многие предприятия предпочитают использовать прямой метод. В то же время опыт ведущих немецких предприятий показывает, что бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, может служить хорошим инструментом балансировки финансовых показателей. Такая форма позволяет связать прибыль и денежные потоки предприятия и оперативно оценить, как то, или иное управленческое решение повлияет на прибыль и динамику движения денежных средств (см. табл. 1).

Таблица 1 Бюджет движения денежных средств (косвенный метод)

Бюджетный показатель

Основа для планирования

Доход брутто

Динамика рынка, доля рынка, изменение ассортиментного портфеля

Расходы, непосредственно уменьшающие доход (скидки, бонусы покупателям)

% дохода брутто, учитывает конкурентную среду, сбытовую политику

Доход нетто

Основной бюджетный показатель, база для планирования большинства бюджетных показателей (п.1-п.2)

Прямые материальные затраты

% от дохода нетто, учитывает закупочную политику, изменения ассортиментного портфеля

Маржинальная прибыль

Прямые производственные расходы

% от дохода нетто

Общепроизводственные расходы

% от дохода нетто, % от показателей предыдущего периода

Расходы на логистику и коммерческие расходы

% от дохода брутто, учитывая систему сбыта, складирования и прочие факторы

Расходы на НИОКР

% от дохода брутто, учитывая инвестиционную политику

Административные расходы

% от дохода брутто, учитывая мероприятия по повышению эффективности управления

Управленческая прибыль

п.5-п.6-п.7-п.8-п.9-п.10

Корректировки для получения финансовой прибыли

Учитывают особенности учётной системы и законодательства

Финансовая прибыль

Амортизация

% от дохода нетто

Изменение дебиторской задолженности

% от дохода брутто, учитывая сбытовую политику

Изменение запасов

% от дохода нетто, учитывая мероприятия по оптимизации запасов

Изменение кредиторской задолженности

% объёма закупок, учитывая закупочную политику

Остаток денежных средств (CF ) от операционной деятельности

п.13+п.14+/-п.15+/-п.16+/-п.17

Инвестиции

Учитывает инвестиционную стратегию в разрезе инвестиционных проектов

CF после инвестиционной деятельности

Запланированные выплаты дивидендов

Учитывая решения органов управления предприятия

CF до финансирования

Финансирование

Учитывает решения бюджетного комитета по привлечению заемных ресурсов

Чистый СF

Балансировка осуществляется по следующему алгоритму:

Составляется бюджет исходя из базовых условий (при наиболее реалистичном объеме продаж и стандартных условиях расчетов с покупателями) и рассчитываются прибыль и величина денежных потоков.

Анализируются условия расчетов с контрагентами (с покупателями и поставщиками) и рассчитываются различные варианты условий поставки и погрузки (цена - скидка - предоплата), из которых выбирается наиболее эффективный.

Утверждается сбалансированный бюджет. Утверждается новая кредитная политика предприятия, соответствующая утвержденному бюджету. Все договоры с контрагентами должны заключаться на основе этого документа.

Условия расчетов с контрагентами (цены на сырье и продукцию, сроки оплаты) - это главным образом инструмент выстраивания долгосрочных отношений с покупателями и поставщиками, а не оптимизации бюджета. Кроме того, одним из основных принципов взаимоотношений предприятия со своими покупателями и поставщиками является стабильность этих отношений. Поэтому менять условия поставки и отгрузки с целью достижения желаемых показателей бюджета не всегда оправданно.

ООО «Дельта» разрабатывает бюджет на следующий год. Руководство предприятия установило, что чистая прибыль не должна быть меньше 15 тыс. у.е., а превышение денежных поступлений над выплатами - не меньше 6% от общей суммы поступлений (резерв ликвидности или остаток денежных средств на конец периода). На основании входящих остатков по счетам (баланс на начало года), планового объема продаж продукции (5700 шт. по 50 у.е. за 1 шт.) и нормативов, используемых на предприятии (см. табл. 2), сформирован первоначальный вариант бюджета движения денежных средств (см. табл. 4, столбец 3).

Таблица 2

Нормы расхода ресурсов на единицу продукции, у.е.

Материалы

Заработная плата, в том числе ЕСН

Прочие прямые затраты

Нормы, установленные на предприятии по операционной деятельности

Средняя величина скидки, предоставляемой покупателям, на единицу продукции, у.е

Норматив дебиторской задолженности (ДЗ) на конец периода (в днях, рассчитывается как произведение среднедневного дохода нетто на норму ДЗ)

Норматив кредиторской задолженности (КЗ) на конец периода (в днях, рассчитывается как произведение среднедневного суммарного расхода на норму КЗ)

Как видно, данный вариант удовлетворяет заданному уровню прибыли, но не соответствует установленным требованиям по величине денежного потока. Предприятие имеет возможность изменить свою кредитную политику на следующих условиях:

    при снижении отсрочки оплаты поставщикам на 10 дней предприятие получит скидку в размере 0,5% по сырью и прочим прямым расходам и, наоборот, при увеличении отсрочки на каждые 10 дней поставщики увеличивают цену на 0,5%;

    снижение дебиторской задолженности на 10 дней при увеличении скидки до 1 у.е. с ед. продукции.

Финансовая служба ООО «Дельта» решила оценить, как увеличение норматива кредиторской задолженности на 10 дней и одновременное снижение норматива дебиторской задолженности на 10 дней скажется на бюджетных показателях предприятия. Расчет дебиторской и кредиторской задолженностей выполнен с разбивкой по кварталам и приведен в табл. 3. В результате был составлен модифицированный бюджет движения денежных средств (см. табл. 4, столбец 4).

Таблица 3

Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

Доход нетто

ДЗ на конец периода

Суммарные затраты

КЗ на конец периода

Исходный вариант

Исходный вариант (гр.2:90х30)

Вариант внесёнными изменениями (гр.3:90х20)

Исходный вариант

Вариант внесёнными изменениями

Исходный вариант (гр.6:90х30)

Вариант внесёнными изменениями (гр.7:90х20)

I квартал

II квартал

59 400

III квартал

IV квартал

Таблица 4. Бюджет движения денежных средств (косвенный метод) (у.е)

Первоначальный вариант

После внесения изменений

Итого продажи за вычетом скидок (п.1-п.2)

Прямые производственные затраты/(п.5+п.6+п.7)

Сырьё и материалы

Прямая з.п. с отчислениями

Прочие прямые затраты

Общепроизводственные расходы

Административные расходы

Косвенные коммерческие расходы

Амортизация

Прибыль/убыток до налогов

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Амортизационные отчисления

Инвестиции в оборотный капитал (п.17-п.18)

Изменение ДЗ покупателей

Изменение КЗ поставщиками сырья и материалов

Денежный поток от операционной деятельности

Увеличение основных средств

Денежный поток от инвестиционной деятельности

Совокупный денежный поток

Остаток денежных средств на начало периода

Остаток денежных средств на конец периода

Показатели доходности, платежеспособности и структуры баланса являются основными критериями балансировки. В разрезе этих показателей формируются как общие цели предприятия, так и результаты работы каждого ЦФО.

Показатели сбалансированного бюджета соответствуют поставленным целям. Предприятию следует принять предлагаемые изменения кредитной политики и утвердить новый вариант бюджета.

4. Диаграмма Du Pont

Диаграмма Du Pont была разработана и применена на практике впервые в химической компании Du Pont de Nemours. С помощью этого инструмента можно балансировать показатели бюджета о прибылях и убытках и прогнозного баланса предприятия (см. рисунок).

Для расчета прибыли может быть использовано «дерево ROI», или модель Du Pont, и аналогичное по сути «дерево денежного потока». Затем меняются влияющие факторы в построенных моделях и производится анализ полученных результатов. Также важно проводить анализ чувствительности, который позволяет оценить степень влияния фактора на результат и точнее проводить балансировку.

Балансировка по методу Du Pont аналогична подходу с использованием модифицированного бюджета движения денежных средств, но при этом обладает большей наглядностью. Если рентабельность активов, заложенная в первоначальный бюджет, собственников не устраивает, по диаграмме легко определить, уменьшение или увеличение каких бюджетных статей будет способствовать росту рентабельности.

При создании модели финансовой балансировки нужно учитывать, что на практике, как правило, предприятие не может точно предвидеть, как изменятся ее финансовые показатели при изменении тех или иных параметров. Поэтому для получения более достоверных результатов рекомендуется построение модели с использованием вероятностных характеристик параметров.

Чаще всего балансировка проводится за счет привлечения краткосрочных кредитных ресурсов, изменения сроков погашения кредиторской и дебиторской задолженностей. При возникновении определённых обстоятельств возможно также изменение условий работы с клиентами. Прежде что либо в процессе балансировки, необходимо тщательно проанализировать ситуацию на рынке и условия, предлагаемые конкурентами. В противном случае непродуманные действия в отношении клиентов могут привести к резкому сокращению доли предприятия на рынке. Основным финансовым инструментом для балансировки является бюджет движения денежных средств, составленного косвенным методом. Это позволяет отследить как достаточность денежных потоков, так и изменение рентабельности. При проведении балансировки следует также проводить анализ чувствительности. В дальнейшем это позволит точнее прогнозировать влияние каждого показателя на итоговый результат деятельности предприятия.

Заключение

На сегодняшний день эффективность производства в Беларуси можно оценить как очень низкую (около 60% предприятий Республики имеют рентабельность до 10%, из них 14% - менее 5%). Даже если брать по рентабельности продукции, которая определяется отношением прибыли к себестоимости, то видно, что практически официально названный уровень инфляции выше, чем рентабельность продукции. По сути, у предприятия реальной прибыли, за которую можно купить реальный продукт - машины, сырье, оборудование и т. д., все меньше и меньше. В 2007 году рентабельность предприятий по промышленности в Беларуси в среднем была 11%, а инфляция - 11,2%. Эти показатели свидетельствуют низкую эффективность.

Причинами кризисных ситуаций на многих белорусских предприятиях являются сбои в движении материальных и финансовых потоков, в частности: появление излишков запасов готовой продукции, вызванное снижением темпов реализации. Рост запасов омертвляет в себе дополнительные денежные средства, что вызывает сокращение денежного потока и снижает платежеспособность предприятия; увеличение сроков погашения дебиторской задолженности вследствие неплатежей клиентов, которое сокращает приток денежных средств и приводит к аналогичным последствиям; дефицит оборотных средств предприятия, вызванный вышеперечисленными проблемами, а также другими факторами (например, срывами поставок материальных ресурсов), вследствие которого предприятие вынуждено сокращать объемы операционной деятельности, невозможностью воспользоваться новейшими технологиями при производстве новой продукции (ввиду их дороговизны на фоне заниженного курса местной валюты), оттоком интеллектуальных кадров, способных реализовать применение новых конкурентоспособных проектов (издержки связанные с невнедрением CALS-технологий).

Ввиду вышеперечисленного в качестве возможных вариантов выхода из сложившейся тяжёлой ситуации хотелось бы предложить несколько мер по целенаправленному повышению рентабельности предприятий (а она должна составлять не менее 30% для достижения положительного экономического эффекта от деятельности), повышению их конкурентоспособности, причём не только на местном рынке, но и в условиях международного товарообмена:

    В первую очередь освоение CALS-технологий в производстве;

    Внедрение международных стандартов серии ИСО;

    Предоставление возможности предприятиям самостоятельно, не опираясь на доведённые планы и рекомендации, принимать стратегические решения, такие как: распределение чистой прибыли, инвестиции, направления их использования, и т.д. В условиях рыночной экономики, при наличии конкурентной борьбы производителей за рынок сбыта, хозяйственная самостоятельность предприятий является естественным и обязательным элементом их деятельности. Среди важнейших основополагающих принципов здесь важно отметить принципы самоокупаемости и рентабельности;

    Проведение на предприятиях политики экономической заинтересованности и экономической ответственности. Экономическая заинтересованность предприятий характеризуется чистой прибылью, оставшейся в их распоряжении, величина которой зависит не только от самой массы прибыли, но и от системы налогообложения и тех отчислений и сборов, которые следует выплатить из чистой прибыли;

    Реструктуризация предприятий посредством реинжиниринга бизнес-процессов (комплексное приведение условий функционирования предприятий в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией развития, совершенствование структуры управления и финансово-экономической политики) с переходом в конечном счёте на сетевую структуру управления и повышением инновационной восприимчивости предприятий.

В общегосударственном масштабе хотелось бы отметить следующие условия развития экономики, имеющие непосредственное воздействие на благополучное развитие предприятий в её среде:

    Правильно установленный по паритету покупательной способности валютный курс;

    Полное отсутствие инфляции/;

    Коэффициент монетизации должен равняться 1;

    Ресурсная база банковской системы должна ровняться ВВП;

    Объём выдаваемых кредитов реальному сектору должен равняться ВВП, из них 70% должны быть долгосрочными с банковским процентом от 0,15% до 2,5%;

    Должна быть создана институциональная, правовая и налоговая сфера, которая бы не угнетающе воздействовала на производственные силы государства;

    Государственная протекционистская политика должна быть направлена на то, чтобы более 50% производства товаров и услуг было с более чем 100% добавленной стоимостью.

Таким образом предлагаемые варианты являются инструментами решения проблемы повышения рентабельности предприятий, их прибыли и экономического благосостояния, что само по себе окажет положительное влияние на экономику всего государства в целом, являясь её неотъемлемой составной частью.

Литература

    Щербина А.В. Финансы организаций: Учебное пособие – М.: «Высшее образование», 2005. - 506 с.

    Кобенко А. Как сбалансировать бюджет // Финансовый Директор. – 2004. – № 9. – с. 6 – 11.

    Пелих С.А. Проблемы денежно-кредитных отношений. Сборник научных трудов. /С.А. Пелих; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Мн.: Право и экономика, 2007. – 205с.

  1. Финансовая стратегия предприятия и проект ее совершенствования на примере колхоза "Большевик" Калачеевского района Воронежской области

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    Формирования финансовых ресурсов предприятия , инвестиционную стратегию предприятия , стратегию обеспечения финансовой безопасности предприятия , стратегию управления финансовой деятельностью предприятия ...

  2. Финансовая стратегия предприятия торговой организации

    Реферат >> Экономика

    ... финансового планирования и финансовой стратегии предприятия в современных условиях 4 2. Финансовая стратегия предприятия в современных условиях 8 2.1 Финансовое планирование 8 2.2 Формирование финансовых ресурсов предприятия ...

  3. Основные направления развития производственно-финансовой деятельности предприятия транспорта

    Дипломная работа >> Экономика

    1.3 Бюджетирование в общей системе финансовой деятельности транспортного предприятия 2 Оценка производственно-финансовой деятельности локомотивного депо... , внедрение систем мониторинга, диагностики и балансировки позволяет решать следующие проблемы: контроля...

      Любое предприятие сталкивается с проблемой выбора: купить нужные ресурсы подешевле, но на условиях предоплаты, или с отсрочкой платежа, но по более высокой цене. Аналогичную дилемму решают финансисты и при планировании деятельности фирмы в целом: ориентировать бюджет компании на достижение максимальной рентабельности или стремиться к увеличению денежных потоков и ликвидности. Как показывает практика, можно сбалансировать различные финансовые показатели и составить бюджет, удовлетворяющий всем требованиям руководства и собственников фирмы.

Составление сбалансированного бюджета - это процесс поиска оптимального соотношения между различными финансовыми показателями. Управлять этими финансовыми показателями можно, изменяя характеристики операционных бюджетов. При этом нельзя ориентироваться только на показатель рентабельности или только на величину денежного потока: первое грозит предприятию кассовыми разрывами и постоянным дефицитом денежных средств, второе - отсутствием реальной прибыли при видимом наличии свободных денежных средств.

    Личный опыт

    Дмитрий Письменный, финансовый директор группы компаний Dixis 1 (Москва)

    В начале моей работы финансовым директором на хладокомбинате «Айс-Фили» в 2000 году из месяца в месяц происходило затоваривание склада готовой продукцией, то есть создавался лишний запас мороженого. В результате значительно снизилась ликвидность, а также возросли расходы на обслуживание кредиторской задолженности поставщикам сырья и упаковки. Принятое решение было достаточно простым: по моей рекомендации руководство приостановило в ноябре производство на профилактический ремонт. За это время была распродана большая часть запасов, а выручка, поступившая от реализации, позволила повысить платежеспособность компании и значительно сократить кредиторскую задолженность.

    В дальнейшем, проведя анализ ассортимента готовой продукции по методу ABC, были установлены нормативы остатков готовой продукции каждого вида с учетом сезонного колебания спроса. Это позволило хладокомбинату безболезненно пережить сезонное падение спроса на мороженое в зимний период.

Принятие любого финансового решения так или иначе влияет на ликвидность и рентабельность. Рассмотрим критерии, на которые нужно ориентироваться при балансировке финансовых показателей, а также инструменты этой балансировки.

Критерии балансировки

Идеальный финансовый план компании должен обладать следующими характеристиками:

  • бездефицитность бюджета движения денежных средств. Поступления покрывают все выплаты, в том числе инвестиционные, и погашение ранее взятых обязательств (кредиты и займы), а также обеспечивают резерв ликвидности (на покрытие незапланированных платежей и на случай непредвиденных задержек в поступлениях);
  • рентабельность собственного капитала удовлетворяет требованиям, установленным собственниками бизнеса;
  • остальные финансовые показатели соответствуют целям компании. Также необходимо принимать во внимание, что собственники могут пожертвовать прибылью и ликвидностью компании в течение определенного периода для занятия свободной ниши на рынке и вывода новых продуктов.
    Мнение специалиста

    Марина Попова, старший консультант АКГ «Гориславцев и К0» (Москва), канд. экон. наук

    Набор показателей, на которые должен быть ориентирован финансовый план, зависит от целей компании. Среди наиболее значимых критериев можно отметить рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность активов компании (ROA), сальдо чистого денежного потока, показатели эффективности и рентабельности инвестиций, уровень операционного и финансового левереджа.

При формировании финансового плана компания не должна принимать решения в ущерб качеству продукции, удовлетворенности клиентов и персонала.

К сожалению, на практике очень сложно составить бюджет, который бы соответствовал перечисленным выше требованиям. Как правило, первый вариант финансового плана удовлетворяет одним критериям и не соответствует другим. В таком случае требуется балансировка бюджета. При этом ориентироваться нужно в первую очередь на целевые показатели, которые задают собственники компании, добиваясь приемлемых значений других показателей. Также нужно принимать во внимание утвержденную стратегию компании.

Инструменты балансировки

В качестве основных инструментов балансировки финансовых показателей используются бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, и диаграмма Du Pont.

Бюджет движения денежных средств. Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств хорошо известен любому финансисту. Однако для планирования и бюджетирования многие компании предпочитают использовать прямой метод. В то же время опыт ведущих немецких компаний показывает, что бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, может служить хорошим инструментом балансировки финансовых показателей. Такая форма позволяет связать прибыль и денежные потоки компании и оперативно оценить, как то или иное управленческое решение повлияет на прибыль компании и динамику движения денежных средств (см. табл. 1).

Балансировка осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Составляется бюджет исходя из базовых условий (при наиболее реалистичном объеме продаж и стандартных условиях расчетов с покупателями) и рассчитываются прибыль и величина денежных потоков.
  2. Анализируются условия расчетов с контрагентами (с покупателями и поставщиками) и рассчитываются различные варианты условий поставки и погрузки (цена - скидка - предоплата), из которых выбирается наиболее эффективный.
  3. Утверждается сбалансированный бюджет.
  4. Утверждается новая кредитная политика компании, соответствующая утвержденному бюджету. Все договоры с контрагентами должны заключаться на основе этого документа.

Диаграмма Du Pont. Диаграмма Du Pont была разработана и применена на практике впервые в химической компании Du Pont de Niours. С помощью этого инструмента можно балансировать показатели бюджета о прибылях и убытках и прогнозного баланса компании (см. рисунок).

    Личный опыт

    Алексей Федосеев, директор по информационным проектам компании «Инталев» (Москва)

    Для расчета прибыли мы используем «дерево ROI», или модель Du Pont, и аналогичное по сути «дерево денежного потока». Затем изменяем влияющие факторы в построенных моделях и анализируем полученные результаты. Также мы проводим анализ чувствительности, который позволяет оценить степень влияния фактора на результат и точнее проводить балансировку.

Балансировка по методу Du Pont аналогична подходу с использованием модифицированного бюджета движения денежных средств, но при этом обладает большей наглядностью. Если рентабельность активов, заложенная в первоначальный бюджет, собственников не устраивает, по диаграмме легко определить, уменьшение или увеличение каких бюджетных статей будет способствовать росту рентабельности.

Практические советы

Автоматизировать процедуру расчета и балансировки финансовых показателей (как с помощью бюджета движения денежных средств, составленного косвенным методом, так и с помощью диаграммы Du Pont) можно с использованием электронных таблиц Excel. Кроме того, описанную методику можно доработать с учетом специфики конкретных предприятий.

    Мнение специалиста

    Георгий Земитан, руководитель проекта компании ITeam (Москва)

    Показатели доходности, платежеспособности и структуры баланса являются основными критериями балансировки. В разрезе этих показателей формируются как общие цели компании, так и результаты работы каждого ЦФО. Очевидно, что утвердить первую версию бюджета не удается практически никогда. И тому есть две причины. Первая - необходимость балансировки бюджетных показателей. Вторая - необходимость создания такой версии бюджета, которая, с одной стороны, удовлетворяла бы целевым показателям, сформулированным топ-менеджерами, а с другой - содержала такие значения показателей операционных бюджетов, ответственность за достижение которых взяли на себя руководители соответствующих ЦФО. Разработка такой версии неизбежно требует нескольких последовательных итераций бюджетирования «сверху-вниз» и «снизу-вверх».

    Таким образом, утвержденную версию бюджета можно рассматривать как компромисс между менеджерами компании.

    Алексей Федосеев

    Принимая решение относительно времени рассрочки платежа покупателям или поставщикам, финансовый директор начинает вмешиваться в сферу ответственности коммерческого директора или директора по снабжению. Очень важно установить порядок разрешения подобных вопросов, потому как зачастую они перерастают в конфликт подразделений.

Кроме того, при создании модели балансировки бюджета нужно учитывать, что на практике, как правило, компания не может точно предвидеть, как изменятся ее финансовые показатели при изменении тех или иных параметров. Поэтому для получения более достоверных результатов рекомендуется построение модели с использованием вероятностных характеристик параметров.

«Основной критерий сбалансированности бюджета - оптимальное соотношение ликвидности и рентабельности»

Интервью с начальником отдела бюджетирования финансовой дирекции ОАО «Новая Перевозочная Компания» (Москва) Денисом Лесных

- Как построен процесс бюджетирования в вашей компании?

Можно сказать, что бюджетный процесс построен по принципу «снизу-вверх». Бюджетный департамент, который входит в состав финансовой дирекции, отвечает за сбор, консолидацию и взаимоувязку планов подразделений, на основе которых и формируется мастер-бюджет компании. Предварительный вариант мастер-бюджета передается на рассмотрение и утверждение бюджетно-инвестиционному комитету, в который входят руководители подразделений компании под председательством финансового директора. При этом первый вариант бюджета практически всегда пересматривается, поскольку необходимо искать компромисс между руководителями подразделений и балансировать показатели, отстаиваемые ими.

- Какими критериями вы руководствуетесь при балансировке бюджетных показателей?

Основной критерий сбалансированности бюджета - это оптимальное соотношение ликвидности и рентабельности. Оптимальным соотношением мы считаем отсутствие платежных разрывов в сформированном бюджете и максимальную рентабельность при условии достижения заданных значений ключевых показателей деятельности.

- Как этого добиться?

Очевидно, что влиять на рентабельность или ликвидность можно, изменяя условия и показатели операционных бюджетов. Показателей, от которых в большей или меньшей степени зависят рентабельность и ликвидность компании, довольно много. Поэтому следует составить их полный список и оценить приоритетность использования в процессе балансировки. При определении приоритетности нужно тщательно анализировать возможные последствия такого влияния. К примеру, компания может задержать заработную плату сотрудникам, тем самым временно закрыв платежный разрыв в бюджете, однако это создаст неблагоприятную обстановку в коллективе и может сказаться на результативности труда.

Чаще всего балансировка проводится нами за счет привлечения краткосрочных кредитных ресурсов (транши в рамках открытых кредитных линий или «револьверные» кредиты), изменения сроков погашения кредиторской и дебиторской задолженностей. Привлечение кредитных ресурсов не представляет труда и не влечет за собой негативных последствий. Лишь в безвыходной ситуации мы меняем условия работы с нашими клиентами. Прежде чем делать это, нужно тщательно проанализировать ситуацию на рынке и условия, предлагаемые конкурентами. В противном случае непродуманные действия в отношении клиентов могут привести к резкому сокращению доли компании на рынке.

- Какие финансовые инструменты вы используете для балансировки финансовых показателей мастер-бюджета?

Балансировку финансовых показателей мы проводим при помощи бюджета движения денежных средств, составленного косвенным методом. Это позволяет отследить как достаточность денежных потоков, так и изменение рентабельности. При проведении балансировки нами также проводится анализ чувствительности. В дальнейшем это позволит точнее прогнозировать влияние каждого показателя на итоговый результат деятельности компании.

- Автоматизирован ли в вашей компании процесс балансировки бюджета?

До недавнего времени мы использовали для этих целей Excel. Но его применение значительно усложняло работу департамента бюджетирования. Основная проблема - постоянно сбивающиеся ссылки. Поэтому мы пришли к выводу о необходимости использования специализированной информационной системы и сейчас находимся на стадии внедрения COGNOS E.Planning.

Беседовал Александр Афанасьев

1 Редакция выражает признательность компании «Финсовет» (Москва) за помощь в получении информации об опыте компаний. — Примеч. редакции.