Выставка "Райский сад в русском искусстве XVII –начала XX века" - отчёт. Выставка русских изразцов XVI-XIX вв

Московский государственный объединенный музей-заповедник обладает уникальной коллекцией строительной керамики, которая по праву считается одной из лучших в России. Большую и наиболее значимую часть коллекции составляют изразцы.

На выставке будет показана история московского изразца с момента зарождения и до наших дней, будут прослежены его изменения и особенности в период с XV до XX вв., как в печной, так и в фасадной керамике.

Посетители выставки узнают о «золотом» веке московского изразца - времени расцвета фасадной керамики в XVII веке, представить который позволяют детали керамического фасадного убранства, хранящиеся в фондах МГОМЗ.

Выставка представит изразцы из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника, изразцы из собраний современных художников-керамистов, изразцы из собрания МХПГУ. им. Строганова.

Выставка «Московский изразец» имеет свою предысторию. В 1930-х гг. московские изразцы были широко представлены на созданной П. Д. Барановским в музее Коломенское выставке «Техника и искусство строительного дела в Московском государстве XVI-XVII вв.». В 1980 г. в музее в Сытном дворе была открыта выставка «Московская архитектурная керамика». Последняя, созданная в 1996 г. экспозиция «Московский изразец» до 2007 г. оставалась единственной в Москве экспозицией, представлявшей во всей полноте историю московского изразцового производства.

Таким образом, обращение к этой теме является для музея традиционным.
Уникальная коллекция строительной керамики, которой обладает Московский государственный объединенный музей-заповедник, по праву считается одной из лучших в России. Она насчитывает около 14 000 предметов и представляет все разнообразие строительных керамических изделий: кирпичи, черепица, трубы, голосники, напольные и настенные плитки, но самую значительную ее часть составляют изразцы.

Проведение выставки в Измайлово не случайно. Именно здесь находятся Покровский собор и Мостовая башня - выдающиеся памятники XVII века с изразцовым убранством. Представленные на выставке работы современных художников-керамистов, специалистов в области реставрации фасадной керамики позволяют затронуть также тему сохранения дошедшего до наших дней изразцового декора Москвы. Выставка продлится до весны будущего года.

Отправить другу

Посетители выставки изразцов ХV-ХIХ веков, которая откроется 27 апреля в Сергиево-Посадском музее-заповеднике в Подмосковье, смогут увидеть более 350 уникальных экспонатов, среди которых представлены как элементы древнего церковного декора, так и работы известных художников позапрошлого века, говорится в сообщении пресс-службы Троице-Сергиевой лавры.

«В Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике 27 апреля 2018 года откроется выставка изразцов ХV–ХIХ веков «От образца до изразца». В Восточном корпусе музейного комплекса «Конный двор» зрителям будет представлено более 350 уникальных экспонатов», — отмечается в сообщении.

Экспонаты предоставлены Московским объединенным художественным историко-архитектурным и природно-ландшафтным Государственным историческим музеем, Государственным историко-художественным и литературным музеем-заповедником «Абрамцево» , Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В. Щусева и музейно-выставочным комплексом Московской области «Новый Иерусалим.

Выставка познакомит посетителей с развитием изразцового дела в России с ХV по ХХI век. На экспозиции можно будет увидеть множество творений, созданных в Троице-Сергиевом монастыре и украшавших храмы обители, в частности, одни из самых ранних находок: редкий фрагмент терракотовой рельефной плитки и балясину из декора Духовской церкви ХV века, а также экспонаты декора Введенской церкви ХVI века. Не менее интересны муравленые (зеленые) изразцы ХVII века из декора церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Также зрители увидят реконструкцию двух старинных печей из Сергиева Посада и изразцы, выполненные известными мастерами Яном Флегнером в XVIII веке и Михаилом Врубелем в ХIХ веке. На выставке, помимо изразцов, будут представлены графические работы таких известнейших мастеров, как Врубель, Е. Поленова, В. Гартман, С. Милорадович.

«Выставка будет интересна не только узкому кругу специалистов-искусствоведов, но и широкой публике, поскольку позволит соприкоснуться массовому зрителю со «свидетелями живой истории» – старинными изразцами», — заключается в сообщении.

Ещё публикации по теме

Контекстная справка

Духовская церковь (1476)
Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный...

Историко-архитектурный комплекс "Конный двор"
"Конный двор" - экспозиционно-выставочный и культурно-досуговый комплекс Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, в который входит...

Все выставки Сергиево-Посадского района
Информация о выставках в городе и районе как проходящих, так и готовящихся к открытию. Афиши музеев, галерей и выставочных залов.

Профессия печник
Меня всегда восхищали люди, способные творить что-то своими руками. На страницах нашего проекта мы часто публикуем обзоры о компаниях Сергиево-Посадского района, но о людях – мастерах...

Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района.

Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

— Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV - начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.

Музей-заповедник Абрамцево
Впервые Абрамцево (тогда Обрамово) упоминается в 1504 г. в грамоте Ивана III. Название своё сельцо получило из-за рельефа местности: обрамок (от слова обрамление).

10 сентября в Измайлово, в Мостовой башне открылась выставка "Райский сад в русском искусстве XVII -начала XX века" , которая отправляет нас в век царя Алексея «Тишайшего» и к поискам рая. Экспозиция выставки не ограничивается залом Мостовой башни, а вырывается на весь остров, где органично включает в себя и саму башню и великолепного представителя русского узорочья - Покровский собор, из убранства которого на нас до сих пор взирают «павлиньи ока» райских птиц.

Мостовая башня. Построена по указу царя Алексея Михайловича. В XVII в. в нижнем ярусе размещались стрелецкие караульни, в верхнем - палата, часы и колокольня.


При царе Алексее Михайловиче в 1667 году речка Робка (ныне — Серебрянка) была перегорожена плотинами, образовав Серебряно-Виноградный пруд, который окружил Измайловский остров с царской усадьбой. Центром усадьбы служил Государев двор (строился в 1664—1690 гг.). Вокруг него располагались птичник, сад, где выращивались диковинные растения и многие другие хозяйственные постройки.
Ядром экспозиции являются царские врата, которые сделаны в царских мастерских, где сплелись древние традиции русской деревообработки и западная традиция.

Царские врата. Мастерская Оружейной палаты.
Происходят из церкви Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках.

Россия, Москва. Вторая половина XVII века. Дерево, левкас; резьба, темпера, золочение.


Данная резьба носит названия флемской. У названия есть две версии происхождения: первая - от немецкого flämisch - фламандский, и вторая от немецкого flamme - пламя. В этой виртуозной барочной резьбе преобладали растительные мотивы, в данном случае мотив - виноградной лозы, которая имеет огромное количество библейских символов. Здесь переплелась символика рая, Евхаристии, Церкви, Богородицы. Записывание символики западных традиций оказалось близко русским заказчиком, в первую очередь царю и его окружению.

Деталь Царских врат. Реставрационная вставка.


На вратах видны реставрационные вставки, сделанные из липы, по той же технологии и покрытые левкасом. На этих вставках отсутствует красный полимент (грунт под золочение) и само золочение.

Деталь Царских врат. Виден красный полимент.


Русское искусство XVII века - одно из самых ярких воплощений образа райского сада. Это связано, с одной стороны, с восстановление и укреплением Российского государства после Смутного времени, с другой, - с ожиданием конца света в связи с 1666 годом от Рождества Христова. Интерес к «райской тематике проявился не только в чтении и написании текстов, связанных «с концом времен», но и в создании земных «Икон» Рая.

Общий вид зала.


Обратите внимание на белокаменные столбы и резьбу на них. Как она перекликается с флемской резьбой по дереву Царских врат.

Колонна резная. Основание. Происходит из Симонова монастыря. Россия, Москва. 1677 - 1683-е. Белый камень; теска, резьба.


Мы говорим «белый камень», но ведь белый - это его природный цвет, который использовался только в нарышкинском стиле. А эти столбы тонировались, фон - красным или лазоревым, а выступающие части золотились.

Колонна резная. Происходит из церкви Святителя Николая Чудотворца «Большой Крест».
Россия, Москва. 1680 - 1689-е. Белый камень; теска, резьба.


К сожалению, колонн с сохранившимся золочением, на выставке нет, но, если присмотреться, можно увидеть следы красочного покрытия.
Одной из сверкающих граней русского искусства стали поливные изразцы. Впервые производство ценинных изразцов было начато по приказу патриарха Никона в Валдайском Иверском монастыре, позже была создана мастерская в Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре. После осуждения патриарха многие мастера были взяты в Оружейную палату. Ценина - керамическое изделие покрытое эмалью.

Панно изразцовое рельефное полихромное «Птица с плодами».
Из декора колокольни церкви Святых Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках. Россия, Москва. 1689 г. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.


До середины XVII века в России знали только муравленые (зеленые) или терракотовые (красные) печные изразцы. Но после включения в состав государства западных белорусских земель, мастера знающие секреты цветных полив (красок), приглашаются патриархом для украшения храмов. Вместе с мастерами приходят не только технологии, но и символы и образы западного искусства: рог изобилия, листья лавра и аканта.

Рог изобилия.

Наличник изразцовый рельефный полихромный. Происходит из церкви Святой великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду. Россия, Москва. 1686 -1687. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.


В наличнике используется образ листьев лавра. Возможно, он был переработан из западноевропейской гравюры.
А этот изразец представляет нам рисунок листьев аканта.

Изразец облицовочный рельефный полихромный. Происходит из церкви Мучеников Адриана и Наталии, что в Мещанской слобод. Россия, Москва, 1688. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.


Рассказывая о поливных изразцах невозможно обойти самого известно мастера-цинника Степана Иванова Полубеса. Его мастерство было настолько велико, что он один из немногих мог создавать большие изразцовые пласты. Чем больше пласт, тем больше возможностей для его деформации и повреждения. Весь процесс контролировался на глаз по цвету пламени, каждый изразец обжигался 5-6 раз и имел немалую стоимость.

Панно рельефное полихромное «Евангелист Иоанн». Мастер - Степан Иванов (Полубес).
Происходит из церкви Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря. Россия, Москва. Конец XVII века. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.


Иоанн Богослов не случайно появился на этой выставке, именно он нас знакомит с раем будущим, горним Иерусалимом и дополняет образ рая-сада городом, построенным из золота и драгоценных камней.
На этом пласте виден технологический брак, но из-за своей дороговизны изразцы с таким дефектом не считались бракованными. Чтобы вы смогли представить стоимость, приведем пример. За три тысячи изразцов, пошедших на украшение Покровского собора в Измайлово, мастерам было заплачено 250 рублей. Три рубля стоила маленькая деревенька (3-4 двора),

Изразец рельефный полихромный «Херувим». Мастер - Степан Иванов (Полубес).
Происходит из церкви Священномученика Ермолая на Большой Садовой. Россия, Москва. 1682 г. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.


Таких изразцов было много произведено для Ново-Иерусалимского монастыря, возможно, что он приехал оттуда вместе с мастерами после опалы патриарха Никона. А на выставке вы сможете этот изразец рассмотреть подробнее и увидеть, какие еще опасности подстерегали такие большие изделия.

Изразцы рельефные полихромные. Из декора колокольни церкви Николая Чудотворца Явленного, что на Арбате. Россия, Москва. Начало 1680-х. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.


Эти изразцы особенно дороги работникам музея, так как похожие украшают Мостовую башню, где проходит выставка.

Изразцовые украшения Мостовой башни.


Обойдя башню, вы сможете увидеть, что с помощью одной формы и разных цветов, мастера добивались огромного разнообразия изразцов. Так же на изразцах часто изображалась райская птица «папагай», которую привозили в дар западноевропейские послы. Считалось, что этой птице вредно воздействие воды, так как живет она в раю, где не бывает дождя. А потому боялись, что вода может смыть прекрасный цвет оперения.
После петровских реформ, мечта о рае царя Алексея Михайловича, никуда не пропала. Она ушла в народную традицию, где христианские представления переплелись с народными глубинными верованиями. И райские птицы сплелись с древними оберегающими орнаментами, русалками и другими сказочными персонажами.

Лев. Доска карнизная. Алексей Борисович Воронин (?). Россия, Нижегорродская губерния. Вторая половина XIX века. Дерево; резьба.

Русалка. Доска карнизная лобовая. «Мастер дома Акимовой». Россия, Нижегородская губерния, Балахнинский уезд, 1860-е. Дерево; резьба.


Вот в такой кладезь сокровищ превратилась Мостовая башня, служившая входом в земной рай царя Алексея Михайловича, а теперь охраняющая представления о рае наших предков, да и нас самих. Вспомним же и мы грешные о Горнем Иерусалиме.

Выражаем огромную благодарность пресс-службе Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника за предоставленную возможность посетить выставку и Зуйкову Валерию Викторовичу начальнику методического отдела объединенного музея-заповедника, за прекрасную экскурсию по экспозиции.

Так же, вы можете воспользоваться новой сулугой музея "фотосессия в исторических костюмах" .
Для удобства участников костюмированной фотосессии в Мостовой башне определена комната для переодевания. Установлена продолжительность 1 сеанса фотосъемки - 20 минут, с учетом времени на переодевание.
Цена услуги: 1 чел - 200 руб, 2 чел - 300 руб, 3 чел - 500 руб, 4 чел и больше (при наличии костюмов) - 600 руб.

Адрес: городок им. Баумана, д.2, стр. 14. Проезд: от ст. м. «Партизанская», тролл. 22 до ост. «Главная аллея». Карта .
Время работы: вторник - пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00-19.00 (в летний период), 10.00-18.00 (в зимний период)
Понедельник - выходной день.
Цена билета: взрослый - 50 руб, льготный - 30 руб.
Каждое третье воскресенье месяца - вход бесплатный .

3 июля в Музее имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная русским изразцам XVI-XIX веков.

На выставке представлена часть музейного собрания изразцов, которое хотя и не велико по объему, но дает целостное представление об истории искусства "ценинного дела" в России. Это фасадные и печные изразцы, рельефные и гладкие, покрытые глазурью и расписные. Хронологический охват представленных произведений - с XVI до конца XVIII столетия. Поскольку подобного рода экспозиции чрезвычайно редки, открытие выставки стало событием.

Выставку открыл директор музея имени Андрея Рублева М.Б. Миндлин.

Хранитель фонда археологии и собрания изразцов Анастасия Горшкова представила каталог выставки.

С приветственным словом к собравшимся обратилась хранитель фонда изразцов Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника, ведущий специалист по русским изразцам С.И.Баранова, которая отметила важность открытия выставки и издания каталога.

Столь же обширна география представленных в коллекции изделий, среди которых изразцы Москвы, Ярославля, Устюга, Вологды, Калуги, Владимира и других известных центров, а также образцы европейской и восточной керамики.

В коллекцию входят древнейшие керамические глазурованные плитки, которые использовали в украшении сооружений Киевской Руси в Х–ХI веках; рельефные терракотовые плиты, которые в конце XV века пришли в Московской Руси на смену традиционной белокаменной резьбе; первые, так называемые «красные», печные изразцы – керамические плитки, имеющие с тыльной стороны коробку-румпу для крепления, украшавшие печи с конца XVI века.

Плита терракотовая из декора церкви Ризоположения Московского Кремля

1485–1486 гг.



Изразец печной

Конец XVI – начало XVII вв.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»

в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Основу музейной коллекции составили рельефные муравленые и полихромные изразцы XVII в. Они поступили в музей в конце периода 1920–1930 годов, когда повсеместно разрушались памятники церковной и светской архитектуры. Благодаря энтузиазму П.Д. Барановского и его сподвижников в фондах музея «Коломенское» удалось сохранить фрагменты изразцового декора многочисленных московских церквей и колоколен: Николая Чудотворца в Столпах (1669 г.), Николая Чудотворца Явленного на Арбате (нач. 1680-х г.), Адриана и Наталии в Мещанской слободе (1688 г.), Козьмы и Демьяна в Садовниках (1689 г.), Троицы в Зубове (1680-е гг.) и других. Особое место среди образцов фасадной керамики занимают керамические панно с изображением Евангелистов, изготовленные московскими мастерами в конце XVII в.

Вторая половина XVII в. – поистине «золотой век» русского изразцового искусства, время появления и широкого распространения многоцветных изразцов в убранстве печей и фасадов зданий.


Изразец муравленый из декора церкви Троицы в Костроме

Московское производство,

Около 1650 г.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»

в Передних воротах Государева двора в Коломенском


Панно керамическое «Птица с фруктами», из декора колокольни церкви Козьмы и Демьяна в Садовниках в Москве

1689 г.

Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков»

в Атриуме Фондохранилища в Коломенском

Панно керамическое «Евангелист Лука» из декора собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря в Москве

Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков» в Атриуме Фондохранилища в Коломенском


Изразцовая печь из Михайловской церкви Немецкой слободы в Москве

1680-е гг.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского» в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Представленные в коллекции печные изразцы XVIII века, выполненные в технике росписи по эмали, пришедшие на смену древнерусским изделиям, отражают новое «живое принятие мира», перемену представления человека о своем месте в жизни.


Изразец печной гладкий расписной

Середина XVIII в.

Россия, Москва

Выдающееся произведение художника Михаила Врубеля – изразцовый камин «Микула Селянинович и Вольга», выполненный в 1898 году, – свидетельство возвращения в конце XIX века русских художников к «искусству глины» и воплощение древнерусских традиций новым художественным языком.


Камин «Микула Селянинович и Вольга»

М. Врубель

1898 г.

Керамические изделия советского периода, в первую очередь экспериментальные плитки с портретами В.И. Ленина, И.В. Сталина, с образами рабочих и красноармейцев завершают тысячелетнюю историю русского изразца, представленную в собрании музея.


Плитка керамическая

Д. Ципирович

1928 г .

Москва, Институт Силикатов

В настоящее время фонд изразцов продолжает пополняться в основном за счет археологических находок на территории Москвы, а также отдельными изразцами или полными печными комплектами из старых московских домов.