В царстве снежных узоров вологодские кружева. Декоративное рисование с детьми: рисуем кружево

Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетeнного на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника)


История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей кружевниц, для обучения плетению кружев детей- сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».


Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт- Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.


Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались мастериц, в 1912 году


В годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений.


В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении артелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий.





В 1960 г. В связи с упразднением промкооперации и передачей кружевных артелей в государственную систему - местную промышленность в Вологодской области образовалась 5 кружевных фабрик, а в 1964 г. Было создано Вологодское специализированное кружевное объединение, которое вошло в число ведущих традиционных промыслов России.

Цели: расширить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве, познакомить с произведениями вологодских кружевниц.

  • Обратить внимание учащихся на связь кружева с жизнью
  • Развивать чувство композиции. ритма, формировать графические умения в рисовании кистью декоративных мотивов
  • Воспитывать у детей эстетический вкус и интерес к поискам и проявлениям искусства в жизни

Оборудование:

  • Предметы народного творчества - вологодские кружева;
  • Карточки с терминами: сколок, коклюшки. кружевница. сетка-решётка;
  • Таблицы с изображением кружев и различными элементами кружев;
  • Чёрная бумага, кисти, тычки. белая гуашь.

Ход урока

Учитель: Тема нашего урока "Вологодское кружево". Кружево - это украшение, вещь в обиходе не обязательная. И всё таки большинство людей не остаются равнодушными при виде кружева. А в прежние времена не только женщины, но и мужчины не были равнодушны к кружевам.

Учитель: В какой стране происходят события?

Во Франции одежда мушкетёров украшена кружевами: кружевные воротники. манжеты. Лучшие художники Испании и Франции делали эскизы кружев, составляли целые альбомы и издавали их. В богатейшие растительные орнаменты они включали изображения мифологических животных, портреты людей.

Учитель: Но чтобы сплести такое кружево требуется не только виртуозное мастерство, но и месяцы, а порой и годы кропотливого труда.

Как родятся кружева?
Точно так же как слова
Удивительной частушки
К слову слово.
К нити нить.
Мелодичные коклюшки
Перезвон ваш не забыть:
Как родятся кружева?
Не спеша, едва-едва.
На узор скорей взгляните
В нём и радость и беда.
Пусть не оборвутся нити
С нашим прошлым никогда.

Учитель: А из чего плетут кружева?

Плетут их из льна. Выращивание льна вдело трудоёмкое. Сеют его во влажную, но уже прогретую землю. пропалывают от сорняков, а когда поспевал выдёргивали из земли вместе с корнями и в старину всё это делали вручную. Затем лён высушат и обмолотят от семян, а соломку вывезут в поле. расстелят ровными тонкими рядами, чтобы вылежалась соломка. вымокла под дождями и освободилась от наружного ненужного слоя - коросты. Потом лён мяли и освобождали от грубых частиц-отрепьев, которые шли на пряжу для мешковины. Затем чесали лён и получали чистое волокно - кудель. Из кудели выпрядали льняные нитки.

Учитель: Прясть обычно собирались в большую избу много мастериц и чтобы работа не казалась утомительной пели песни. сказывали сказки. И вот в один из таких вечеров. какая то из мастериц придумала сказку про лён.

Из льна делали не только кружева, но и холсты для картин. паруса для кораблей.

О кружевах впервые упоминается в Ипатьевской летописи 1252 года и и названы они там златными. Описание кружев встречается и в других исторических документах с таким названием: шитое. пряденое. волочённое. низанное. саженное жемчугом. Это значит существовало несколько способов изготовления кружев. Для его изготовления употребляли золотую и серебряную нить. жемчуг, перья, пух. Кружевоплетение в старину называли "женским замышлением", а кружевниц "плетеями".

Кружева имеют свои названия и по этим названиям можно судить. что на них "нарисовано": "дубовый лист", "роза", "кораблик". "сосновый бор".

В России существовало сколочное кружево. от сколка, рисунка закреплённого на подушке, по которому многими парами коклюшек одновременно выплетали узор и сетку-решётку.Коклюшки -это еловые или сосновые круглые палочки с углублением на концах. в которые наматываются нитки. Концы этих ниток привязывают к булавкам, воткнутым в большую жёсткую подушку. похожую на бочонок. Чем сложнее кружево. тем больше требуется коклюшек.

Учитель обращает внимание на доску. на термины:коклюшки, сколок. сетка-решётка.

Кружево может быть любой формы: овальное. квадратное, круглое.

Какое настроение создаёт кружево?

Какие изображения вы видите на кружеве?

Практическая часть:

Задание: сегодня вы сами попробуете нарисовать кружево, а для этого я прошу вас обратить внимание на то, как я это буду делать на доске.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История города Вологда Старинный русский город Вологда, история которого началась в 12 веке, можно по праву считать хранителем древних традиций культуры Севера. Заслуженную известность и широкое признание за высокую художественность, декоративное богатство, совершенство техники исполнения снискало вологодское кружево.

Современный город Вологда

Вологодские кружевные изделия

Вологодские кружевные изделия

Вологодское кружево состоит из крупного, выразительного узора, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине плавной полотнянкой, чётко вырисовывающейся на фоне узорных решёток. Скань толстая, часто цветная. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров.

Материалы и инструменты для плетения кружев Для выполнения кружевных изделий прежде всего требуются коклюшки - деревянные палочки с шейкой, на которую наматываются нитки. Коклю́шка, также кока, коко, коклюха - деревянная палочка, на которую наматываются нитки, для плетения кружева. Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом». Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие. Дерево может быть разным. Береза, ёлка, клён, - самые популярные материалы для легких коклюшек.

Чтобы удобно было работать, подушку надо класть на подставку. Подставка может быть небольшой сборной для установки валика на столе. Для закрепления переплетённых ниток в кружеве используют булавки.

Сколок - рабочий рисунок кружева. Его наносят на плотную и достаточно эластичную бумагу или картон в виде точек. Подушка, в виде валика, на которой производится плетение кружев.

Элементы кружев Плетешок Сетка-решётка, которая служит фоном.

Элементы кружев Тесьма-полотнянка (вилюшка). Насновки – небольшие фигурки очень плотного плетения.

Цветовое решение Белый Голубой Чёрный Кремовый Серый

Образцы кружев

Образцы кружев

Необходимые материалы Черный или фиолетовый матовый картон. Шаблон кружева. Простой карандаш. Белый корректор в карандаше.

Технология рисования Наложить шаблон кружева на картон, закрепив их скрепкой между собой. Простым карандашом обвести рисунок на шаблоне, сильно надавливая на карандаш. Убрать шаблон, на картоне останется видимый оттиск. Обвести полученный оттиск белым корректором. Рисунок кружева готов.

Список использованных материалов http:// www . etoretro . ru / pic 26229. htm http:// lubimoe - delo . ru / index . php / archives /200 http:// fototerra . ru / Russia / Vologda / Westa -4003. html http://fototerra.ru/Russia/Vologda/Westa-4003.html http:// www . snejinka . ru / index . php ? cPath =194_174 http://www.linens.ru/catalogue/vologda_laces/


Cлайд 1

Cлайд 2

Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетeнного на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника)

Cлайд 3

История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».

Cлайд 4

Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.

Cлайд 5

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году - 40 000.

Cлайд 6

В 1919-1921 годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений.

Cлайд 7

В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом 40000 кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении артелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию, художественному творчеству в старшей группе «Волшебные снежинки».

Программное содержание

Образовательные задачи:

Познакомить детей с вологодскими кружевами, их плетением и использовании их в жизненном быту.

Закрепить знания о снежинках: каждая снежинка имеет неповторимый узор, состоит из 6 ледяных лучиков. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь,точно употреблять слова по смыслу и выслушивать ответы других детей.

Формировать умение подбир ать слова-определения (снежинка белая,чудесная,кристальная,сверкающая,сказочная,серебристая,воздушная,лёгкая и т.д.). Совершенствовать навык восприятия художественного произведения: стихотворение. Развивающие задачи :

Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

Развивать артистические качества, поощрять импровизацию в играх.

Развивать умение осознанно и творчески выполнять физические упражнения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: привычку сообща играть, рисовать, наблюдать, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников

Оборудование, материалы : мультимедийное оборудование, аудиозаписи классической музыке о зиме, слайды вологодских кружев, снежинка (пластик),слайд с изображением снегиря, квадраты чёрных, фиолетовых, коричневых цветов по количеству детей. Баночки с белилами, клей ПВА поднос с блёстками, стаканчики с водой, кисти, подставки, салфетки, лист ватмана квадратной формы с украшенными краями (платок).

Ход непосредственной образовательной деятельности.

В: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом. Что значит поздороваться? (это значит пожелать здоровья). Возьмёмся за руки и почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и скажем другу: «Как я рад тебя видеть».Я тоже очень рада всех видеть и желаю всем хорошей творческой работы. В: Ребята,вы хотите отправиться в сказочное путешествие?Тогда пойдёмте за мной. Возьмемся за руки и пойдем. Сколько снега намело, сугробы высокие, перешагиваем через сугроб, а теперь наклоняемся и проходим под ветками деревьев. Ой,ручеёк не замёрз, перепрыгиваем через ручеёк.

Слайд №1 «Зимний лес»

В: Как здесь холодно, погрейте себя,обнимите себя руками, похлопайте руками перед грудью. В какой лес мы с вами попали? (зимний, сказочный, красивый и т.д) Как вы догадались, что лес зимний?(деревья в снегу ит.д

Слайд №2 «Прилет снегиря на ветку» Кто это?(снегирь) Как вы думаете почему прилетел снегирь, а не другая птица?(так как снегирь-зимующая птица). Он нам что-то принёс. Что это? (снежинка).

Звучит музыка

Слайд № 3 «Падающие снежинки»

Читаю стихотворение К.Бальмонта «Снежинка».

Светло-пушистая, Но вот кончается

Снежинка белая, Дорога дальняя,

Какая чистая, Земли касается,

Какая смелая! Звезда кристальная.

Дорогой бурною Лежит пушистая,

Легко проносится, Снежинка смелая.

Не в высь лазурную, Какая чистая,

На землю просится. Какая белая!

Ребята, встаньте в круг. Давайте будем передавать снежинку друг другу и скажем, какая она? (снежинка- белая, чудесная кристальная, сверкающая, сказочная, серебристая, воздушная, лёгкая и т. д.).

Слайд № 4 «Вьюга » Игровое упражнение дыхательной гимнастики «Снежинка»

Вот они во круг нас, глубоко вдохнули, сделали губы трубочкой, сильно, сильно подуйте, летят снежинки! А вот снежинка села вам на нос, нижнюю губу оттопырьте, подуйте на кончик носа, чувствуете ветерок, снежинка полетела дальше с вашего носа. А вот протяните ладошки, снежинка села на них, сделайте губы трубочкой, подуйте.

Давайте посидим на волшебной полянке, отдохнём.

Слайд №5 «Вологодские кружева»

Люди смотрели на красивые снежинки, на морозные узоры и создали удивительные кружева.

Мы с вами любуемся вологодскими кружевами. Они так называются, потому что их плетут в городе Вологда. Как называются кружева? (Вологодские).

Слайд №6 «Мастерицы»

Посмотрите, вот мастерица с помощью тонких-тонких белых ниток плетёт кружева. Делает она это по рисунку, очень внимательно, старательно, с помощью специальных инструментов: валика, коклюшек и многочисленных булав. Вот девочки сидят на полянке и плетут каждая свой узор. Что же изображено на вологодских кружевах?

Слайд № 7 «Кружева».

Какими узорами украшены кружева? (белые листочки, снежинки, деревья, цветочки, бабочки.)

Слайд №8 «Воротнички»

Как вы думаете, а для чего нужны такие кружева? (кружевные воротнички, жилеты делают одежду красивой, праздничной, нарядной. Кружевные салфетки, шторы украшают дом, делают его уютным и неповторимым).

А вы хотите изобразить морозные снежинки, похожие на кружева? Пройдёмте за столы, мы в нашей художественной мастерской. Каждый из вас выберет по своему желанию бумажный квадрат - фиолетового, синего, коричневого цвета и нарисует на нём снежинку необыкновенной красоты. Рисовать будем тонкими-тонкими кисточками белой краской гуашь. Все снежинки разные, нет не одной похожей на другую, но в основе имеют общую форму. Сколько лучей у снежинки? (шесть, они все расходятся из одной точки). Как можно украсить лучи? (кружочками, травинками, бараньими рожками). Что бы снежинки были блестящими, посыпьте их блёстками, пока краска не высохла, лишнее стряхните на поднос.

Под музыку Вивальди «Зима» дети рисуют снежинки

Рефлексия.

Принесите свои снежинки и разложите на нашем платке. Какая у платка форма? (квадрат) Было много маленьких работ, а получилась одна, красивая, потому что мы работали вместе.

С чем познакомились? (с вологодскими кружевами). Почему они называются вологодские? (потому что плетутся в городе Вологда)

Популярное