Управление финансами на уровне хозяйствующих субъектов. Фундаментальные исследования

1

Настоящая статья посвящена исследованию системы управления финансами организаций (предприятий), отражающей специфику их финансовой деятельности и влияющей на их финансовую устойчивость. Рассмотрена позиция научного сообщества по вопросу определения сущности и принципов организации финансов организаций (предприятий). Предложена авторская система управления финансами хозяйствующего субъекта, включающая такие взаимосвязанные компоненты, как субъекты; инструменты; объекты, в том числе полный перечень и укрупненные объекты финансового управления; конечную цель управления финансами хозяйствующего субъекта. Дана характеристика целей субъектов управления финансами хозяйствующего субъекта. Изучен механизм управления финансами хозяйствующего субъекта, содержащий стандартные и дополнительные показатели, которые возможно использовать в процессе проведения оценки эффективности финансовой деятельности хозяйствующего субъекта в разрезе отдельных объектов его финансового управления.

управление финансами

субъекты управления

финансовые показатели

объекты финансового управления

финансовая устойчивость

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1995. – 383 с.

2. Большаков С.В. Основы управления финансами: учеб. пособие. – М.: Изд. дом «ФБК-Пресс», 2000. – 368 с.

3. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 144 с.

4. Денежное хозяйство предприятий: учебник для вузов / А.Ю. Казак, О.Б. Веретенникова, М.С. Марамыгин, К.В. Ростовцев; под ред. проф. А.Ю. Казака, проф. О.Б. Веретенниковой. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2006. – 464 с.

5. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: учеб. для вузов. – М.: Финансы; ЮНИТИ, 1998. – 639 с.

6. Финансы предприятий: учеб. для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; под ред. Н.В. Колчиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 447 с.

7. Финансы предприятий: учебник / под ред. М.В. Романовского. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. – 528 с.

8. Финансы: учеб. для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Изд-во «Перспектива», Изд-во «Юрайт», 2000. – 520 с.

9. Шатковская, Е.Г. Формирование банковских продуктов в современной экономике: монография / Е.Г. Шатковская. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. – 159 с.

10. Шатковская Е.Г. Формирование и реализация финансовой политики кредитной организации в условиях согласовательного регулирования: дис. … д-ра экон. наук. – Екатеринбург. 2015. – 399 с.

11. Шеремет, А.Д. Финансы предприятия / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 342 с.

Вопрос о сущности категории «финансы организаций (предприятий)» ведется как российским, так и зарубежным научным сообществом и остается дискуссионным по настоящее время. Единство мнений среди ученых по данной проблеме заключается в трактовке финансов хозяйствующих субъектов как совокупности денежных отношений.

Обзор основных трактовок содержания категории «финансы организаций (предприятий)» представлен в табл. 1.

Из представленной таблицы видно, что позиции большинства российских ученых по вопросу сущности финансов предприятий схожи, однако вопрос об определении принципов финансов предприятий является дискуссионным (табл. 2).

На наш взгляд все выделенные принципы в той или иной мере отражают специфику организации финансов предприятий и заслуживают внимания и реализации.

Позиция автора по организации и управлению финансами хозяйствующего субъекта сводится к формированию современной системы управления финансами хозяйствующего субъекта, отражающей его специфические особенности (рис. 1).

Рассмотрим последовательно указанные элементы системы управления финансами хозяйствующего субъекта.

1) Субъекты управления финансами хозяйствующего субъекта.

Под субъектами управления подразумеваются собственники и менеджеры хозяйствующего субъекта. При этом у каждого уровня управления имеются свои экономические и социальные цели (табл. 3).

2) Инструменты управления финансами хозяйствующего субъекта.

В процессе управления финансами хозяйствующего субъекта важно выбрать подходящий для него набор показателей оценки эффективности финансовой деятельности в разрезе объектов финансового управления. Автор предлагает использовать специальный механизм управления финансами хозяйствующего субъекта, содержащий два блока оценочных показателей, которые взаимодополняют друг друга:

Таблица 1

Обзор трактовок содержания категории «финансы организаций (предприятий)»

Исследователи

Проф. М.В. Романовский

«Система денежных отношений, которые в определенной степени регламентированы государством и связаны с реальными денежными потоками предприятия, формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов, необходимых для осуществления уставной деятельности и выполнения всех обязательств» .

Выделяет три функции финансов предприятий: регулирование денежных потоков предприятия; формирование капитала; использование капитала, доходов и денежных фондов

Проф. А.Д. Шеремет,

Р.С. Сайфулин

«Финансы - это система денежных отношений экономического субъекта, возникающая в процессе его производственно-хозяйственной деятельности»

В.В. Бочаров

«Финансы предприятий выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов … реальное формирование финансовых ресурсов предприятий начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от реализации товаров выделяются отдельные элементы стоимости (фонд возмещения, оплаты труда, прибыль)» .

Выделяет три функции финансов предприятий: формирование капитала (дохода); использование капитала (дохода); контрольная функция

И.Т. Балабанов

«Финансы любого хозяйствующего субъекта охватывают денежные отношения данного субъекта с другими хозяйствующими субъектами (по оплате поставок сырья, товаров, других материальных ценностей, по реализации продукции, при получении финансовых и коммерческих кредитов, при вложении капитала и т.п.); учредителями (при распределении прибыли); трудовым коллективом (по оплате труда, при распределении доходов и прибыли, при выплате дивидендов по акциям, процентов по облигациям и т.п.); государственными органами управления (при уплате налогов, обязательной продаже части экспортной выручки и т.п.)» .

Финансы предприятий выполняют три функции: формирование денежных фондов (доходы); использование этих фондов (расходы); контроль за их формированием и использованием

О.Б. Веретенникова

«Система денежных отношений по поводу формирования и использования предприятиями денежных средств для производства товаров и услуг, построенная на взаимоотношениях с государством в рамках возложенных на него функций» .

Функциями финансов предприятий, исходя из их сущности, являются: формирование денежных средств предприятий и использование денежных средств предприятий

Л.Н. Павлова

Финансы предприятий имеют две функции - распределительную и контрольную

Стандартные показатели, расчет которых производится по бухгалтерской отчетности, что сокращает срок получения данных для принятия соответствующих управленческих решений;

Дополнительные показатели, рассчитываемые по управленческой отчетности и дающие более точную и подробную оценку эффективности финансовой деятельности хозяйствующего субъекта (рис. 2).

3) Объекты управления финансами хозяйствующего субъекта автор делит на две группы:

Полный перечень объектов финансового управления, включающий денежный капитал, инвестиции в основной капитал, вложения в оборотный капитал, расходы, прибыль, денежные потоки;

Укрупненные объекты финансового управления, в том числе: пассивы, активы, рентабельность и ликвидность.

Такой подход позволяет субъектам управления проводить как экспресс-анализ эффективности управления финансами хозяйствующего субъекта по укрупненным объектам финансового управления, так и более детальный анализ в разрезе всего перечня объектов финансового управления на основе управленческой отчетности. При экспресс-анализе используется бухгалтерская отчетность, в частности: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «Отчет о финансовых результатах» и форма № 4 «Отчет о движении денежных средств».

Таблица 2

Принципы организации финансов предприятий, выделяемые российскими учеными

Исследователи

Принципы организации финансов предприятий

Профессор М.В. Романовский

Плановость; финансовое соотношение сроков; взаимозависимость финансовых показателей; гибкость (маневрирование); минимизация финансовых издержек; рациональность; финансовая устойчивость

Профессор О.Б. Веретенникова

При командно-административной системе управления (1917-1987 гг.):

Плановость;

Демократический централизм;

Сохранность собственных оборотных средств и недопущение их иммобилизации в другие активы, кроме оборотных.

В период перестройки экономики (1987-1991 гг.):

Плановость;

Демократический централизм;

Строгое разделение средств основной деятельности от капитальных вложений;

Сохранность собственных оборотных средств и недопущение их мобилизации в другие активы кроме оборотных;

Самофинансирование, самоокупаемость и полный хозрасчет.

В период рыночной экономики (с 1992 г. по наст. время):

Плановость;

Обеспечение финансовой устойчивости предприятий

Профессор Н.В. Колчина

Принцип хозяйственной самостоятельности; самофинансирования; материальной ответственности; заинтересованности в результатах деятельности; формирования финансовых резервов

Профессор С.В. Большаков

Полный хозяйственный (коммерческий) расчет; разграничение средств основной и инвестиционной деятельности; деление оборотных средств на собственные и заемные; обеспечение сохранности собственных оборотных средств; образование денежных фондов и резервов; планирование

Рис. 1. Система управления финансами хозяйствующего субъекта.

Управление финансами этого звена осуществляется финансовыми управлениями и отделами министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.

Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных предприятий.

В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими процессами посредством и в пределах предпринимательской деятельности предприятий и организаций. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования имуществом.

Объектами финансового менеджмента на предприятиях являются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Финансовый менеджмент основывается на мотивации - деятельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.

Финансовые отделы (службы) хозяйствующих субъектов осуществляют оперативные финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).

В хозяйственных товариществах управление финансами координируют, наряду с другими функциями, высшие органы - общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционерных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление, включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (заместителя управляющего) по финансам, который курирует соответствующее подразделения товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менеджеры по направлениям финансовой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового отдела обычно включает следующие направления работы: прогнозно-аналитическое, расчетное, претензионное, оперативно-финансовое. Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, кассовые. Важными задачами финансовых служб хозяствующих субъектов являются: изыскание путей увеличения прибыли или дохода и повышение рентабельности;

обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству; капитальным вложениям, внедрению новой техники и других плановых затрат;

выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями; организация расчетов;

содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений;

контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.

Занятие 1.

1. Общее понятие об управлении финансами.

Управление финансами - это осознанное воздействие органов управления на финансы страны (в том числе - финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъектов) и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства.

Управление финансами - целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Управление финансами с точки зрения общей теории управления включает основные составляющие: объекты управления, субъекты управления, формы и методы управленческой деятельности.

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы:

Государственные финансы;

Муниципальные финансы;

Финансы хозяйствующих субъектов;

Финансы домашних хозяйств.

В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансами включает органы законодательной и исполнительной власти. В Российской Федерации к ним относятся Федеральное собрание, Правительство РФ, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, федеральная таможенная служба и другие).

На уровне субъектов государства и муниципальном уровне аппарат управления финансами включает соответствующие органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнительной власти.

На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами определяются его организационно-правовой формой и учредительными документами.

На уровне домашних хозяйств субъектами управления являются сами домохозяйства.

Всю совокупность методов управления финансами можно разделить на две группы: административные и косвенные (экономические).

2. Функциональный, правовой и организационный аспекты управления финансами.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов способствует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования, поскольку широко используется на макро- и микроуровнях как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при выработке решений. Финансовые прогнозы позволяют органам управления финансами наметить разные варианты развития финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики. При финансовом прогнозировании применяются экономические модели, с определенной степенью вероятности описывающие динамику показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на финансовые процессы.

На основе показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе планирования субъекты хозяйствования и органы государственной власти и местного самоуправления оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами, к которым относятся:

В ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы в складывающихся условиях.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления. Таким образом, с переходом к рыночным отношениям изменилась цель финансового контроля - от контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики к контролю за соблюдением законодательства. Финансовый контроль осуществляется также в ходе финансового планирования и прогнозирования, когда при составлении финансовых прогнозов и финансовых планов осуществляется оценка финансовых последствий предполагаемых реформ, разрабатываемых программ, законов, инвестиционных проектов, отслеживаются долгосрочные негативные тенденции в развитии экономики, ее отдельных отраслей и организаций с целью своевременного принятия соответствующих мер и предупреждения различного рода нарушений.

В организационный аспект управления финансами входит совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. Движение денежных потоков осуществляется не сам по себе, а руководствуется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами.

Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ. В процессе осуществления стратегического управления финансами определяются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с основными направлениями финансовой политики; устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эффективные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста.

Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях.

Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль финансового права значительно возрастает и в связи с переходом в нашей стране от административно-командной системы управления к рыночной. Кроме того, кардинальное изменение государственного устройства, построение федеративных отношений между органами власти непосредственно влияют на состав финансовой системы нашего государства, что диктует необходимость переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих финансовые отношения, и создания нового финансового законодательства.

В ходе использования правовых норм в процессе управления финансами проявляется их «императивный» характер, под которым понимается активная практическая деятельность государства по организации финансовых отношений, разработке форм их проявления и использования. В результате этой деятельности субъекты права не могут по своему усмотрению и по собственной инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, а также реализовывать их.

Финансовое право тесно связано с другими отраслями права: часть финансовых отношений регулируется нормами гражданского права (например, вопросы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов организаций различных организационно-правовых форм, распределения финансовых полномочий между участниками организации, состава государственной и муниципальной казны и проч.) и административного права (административные штрафы). Поэтому неверно утверждать, что финансовое право регулирует все существующие в обществе финансовые отношения.

Таким образом, финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функций и выполнения стоящих перед ними задач.

Следует отметить, что предметом финансового права являются финансовые отношения, связанные с функционированием как бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления и бюджетов государственных внебюджетных фондов, так и денежных фондов субъектов хозяйствования, а также отношения, в которых государство и муниципальные образования участия не принимают, но которые влекут увеличение имущественной основы налогообложения, препятствуют сокрытию доходов и легализации части доходов, полученных противоправным путем.

Используемые в ходе управления финансами финансово-правовые акты весьма многообразны и классифицируются по различным признакам. По юридической силе эти акты подразделяются на законы и подзаконные акты; по уровню власти - на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления; по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы - на финансово-правовые акты, которые применяются для управления финансовыми отношениями в каждой сфере финансовой системы (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), и правовые акты, регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере или звене финансовой системы.

Основным законом, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяются федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения. Кроме того, нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения, содержатся в ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей принцип единства экономической системы Российской Федерации; в ст. 35 - право частной собственности; ст. 71-73 определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере финансовых отношений. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе.

Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и др.

Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты - приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам.

Указы Президента РФ, как правило, содержат поручения органам государственной власти по разработке нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов (например, Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

На основании постановлений Правительства РФ осуществляется правовое регулирование процесса управления государственными финансами со стороны высшего органа исполнительной власти в Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики. К примерам наиболее значимых из них в настоящее время относятся Постановление Правительства РФ от 20.05.98 № 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

Ведомственные нормативные акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, поскольку позволяют осуществлять государственное правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями и получателями бюджетных средств. При этом правовому регулированию подлежат все составляющие процесса управления финансами - прогнозирование и планирование источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на макроуровне, управление исполнением бюджетов и порядок проведения финансового контроля за деятельностью государственных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления. К указанным нормативным актам относятся прежде всего приказы, письма и инструкции Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, органов Федерального казначейства, Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ, органов управления государственными социальными внебюджетными фондами.

В сфере финансов субъектов хозяйствования правовые основы управления финансами регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, определяющими правила организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм; федеральными законами об акционерных обществах, государственных (муниципальных) унитарных предприятиях, обществах с ограниченной ответственностью; финансовым законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по мобилизации субъектами хозяйствования дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке.

3. Органы управления финансами, их функции в современных условиях.

А) Федеральный уровень

В управлении финансами при определении целей и задач финансовой политики, разработке и утверждении финансового и связанного с ним законодательства и подзаконных актов участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Депутаты обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, рассматривающие и утверждающие проект закона о федеральном бюджете и отчете о его исполнении, другие финансовые и связанные с ними законодательные акты, правительственные программы, могут, обладая правом законодательной инициативы, вносить на рассмотрение проекты финансовых законодательных актов, поправки в действующее законодательство. Государственная Дума заслушивает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Государственная Дума и Совет Федерации формируют Счетную палату Российской Федерации - орган государственного финансового контроля законодательной власти Российской Федерации.

Участие Президента Российской Федерации в управлении финансами связано с определением целей и задач финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию, в том числе ежегодном Бюджетном послании, с подписанием законов по финансовым вопросам, внесением проектов финансового законодательства, изданием указов, осуществлением государственного финансового контроля.

Правительство Российской Федерации, ответственное за разработку и реализацию финансовой политики России, составление и исполнение федерального бюджета, осуществляет разработку других проектов законов по финансовым и связанным с ними вопросам, утверждает постановления, издает распоряжения, обеспечивающие реализацию финансового законодательства. Оно определяет задачи, функции федеральных органов исполнительной власти, их права и обязанности, в том числе конкретный круг вопросов, относящихся к ведению того или иного министерства, входящего в состав Правительства Российской Федерации, по управлению финансами. Практически во всех странах в составе исполнительной власти действует специальный орган, ответственный за разработку финансовой стратегии и тактики (чаще всего этот орган носит название министерства финансов, но в США отдельные функции, аналогичные функциям Министерства финансов России, выполняют Департамент по Управлению и Бюджету аппарата Президента США и Федеральное казначейство США).

Современные задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», которым в рамках административной реформы предусмотрено разграничить нормотворческие и надзорные функции, функции по управлению федеральной собственностью между отдельными органами исполнительной власти. Нормотворческие функции осуществляют федеральные министерства, надзорные и управленческие - федеральные службы и агентства. В связи с этим некоторые бывшие подразделения Министерства финансов России (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансового контроля, Департамент страхового надзора, Комитет финансового мониторинга) преобразованы в федеральные службы, подчиненные Министерству финансов (соответственно Федеральное казначейство,Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу). К Минфину России перешли функции разработки налоговой политики, налогового законодательства и осуществления разъяснительной работы по вопросам налогообложения от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, преобразованного, в свою очередь, в Федеральную налоговую службу, также подчиненную Минфину России.

Основными задачами Минфина России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:

Разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

Разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

Разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

Координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;

Управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определяет, что оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

Иные функции осуществляет современное Федеральное казначейство Российской Федерации. Необходимость его создания в 1993 г. была вызвана: банковской реформой, в результате которой средства федерального бюджета оказались рассредоточены в разных кредитных организациях; отсутствием автоматизации безналичных расчетов и соответственно отсутствием оперативной информации у Минфина России о движении бюджетных средств; конституционной реформой, в результате которой исполнение федерального бюджета перестало относиться к вопросам деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Таким образом, проблемы исполнения федерального бюджета вызвали необходимость создания специального органа - Федерального казначейства, к которому от банков перешли учетно-контрольные функции. В соответствии со ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы, примером этого являются органы Федерального казначейства, представляющего собой строго централизованную систему, во всех субъектах Российской Федерации.

Органам федерального казначейства открыты счета в подразделениях Центрального банка Российской Федерации и уполномоченных банках по учету средств федерального бюджета, следовательно, у них есть возможность контролировать деятельность коммерческих банков по своевременному исполнению платежных поручений налогоплательщиков и плательщиков других обязательных платежей в бюджет. Казначейские органы осуществляют краткосрочное прогнозирование исполнения доходов и расходов федерального бюджета. Они открывают и ведут лицевые счета бюджетных учреждений как учетные регистры на банковском счете по учету средств федерального бюджета. Кроме того, Казначейство России также осуществляет распределение регулирующих налогов между бюджетами разного уровня, а также государственными внебюджетными фондами (например, различные виды акцизов, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог, единый налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог на вмененный доход и т.д.).

В условиях казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации приходно-расходные операции (кассовое исполнение бюджета) осуществляют кредитные организации, но учет этих операций осуществляют органы федерального казначейства. Они также составляют оперативную, квартальную и годовую отчетность об исполнении федерального бюджета.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 134) в случае получения финансовой помощи из федерального бюджета субъектом Российской Федерации региональный и местные бюджеты данного субъекта должны также исполняться через органы федерального казначейства. В настоящее время органами федерального казначейства заключены соглашения со многими субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями о таком исполнении.

Эти органы осуществляют информационный обмен: с налоговыми органами; органами, администрирующими неналоговые доходы бюджета; с кредитными организациями, в которых открыты счета по учету бюджетных средств; территориальными финансовыми органами; распорядителями и получателями средств федерального бюджета; Счетной палатой Российской Федерации.

Б) Региональный уровень

Высшие органы законодательной власти субъектов Российской Федерации утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции (о введении региональных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год и отчете о его исполнении, о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчете о его исполнении, о мерах государственной финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики и др.). Кроме того, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы и по федеральным законам, в том числе в области финансов.

Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ответственны за выработку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством. В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов(в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов Российской Федерации, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации. К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что для осуществления последней функции в составе исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации может быть создан специальный орган (например, Комитет муниципальных займов Правительства г. Москвы). Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах - как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы).

Финансовые органы субъектов Российской Федерации в отличие от финорганов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Вместе с тем в ст. 78 Конституции РФ предусмотрена возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Российской Федерации и наоборот. Именно на этом основана возможность привлечения органов федерального казначейства (ст. 168 БК РФ) к исполнению региональных бюджетов, средства которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации и не подпадают в перечень федеральных полномочий. Таким образом, в соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, имеют право на создание собственного казначейства, но могут заключать договоры с органами федерального казначейства, в то время как дотационные регионы должны исполнять бюджеты через органы федерального казначейства.

В) Местный уровень

Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Типовое положение о финансово-казначейском органе муниципального образования разработано и одобрено Правлением Союза российских городов в 1998 г. Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции Российской Федерации.

При этом к исполнению дотационных местных бюджетов (а также бюджетов недотационных муниципальных образований, расположенных на территории региона, получающего финансовую помощь из федерального бюджета) привлекаются органы федерального казначейства и региональных казначейств. Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов Российской Федерации.

Органы управления финансами в коммерческих организациях.

Управление финансами в коммерческих организациях осуществляется высшими органами управления (например, для акционерных обществ это собрание акционеров), которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансовыми потоками управляют руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы, они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями. В небольших организациях, где нет специальных финансовых служб, их функции выполняют бухгалтерии. Для коммерческих организаций, входящих в состав финансово-промышленных групп, большое значение в управлении финансами имеют решения, принимаемые головной компанией этой группы, то же касается крупных холдингов, не зарегистрированных как финансово-промышленные группы.

Органы управления финансами в некоммерческих организациях. Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Кроме руководителей таких организаций, решения по финансовым вопросам могут принимать специально созданные попечительские советы, ревизионные комиссии и др. Наибольшей спецификой управления финансами по сравнению с другими некоммерческими организациями обладают бюджетные учреждения. Финансовые планы в виде смет доходов и расходов бюджетных учреждений утверждают главные распорядители и распорядители бюджетных средств, от решений которых во многом зависит финансовое состояние учреждения. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств фактически определяют структуру расходования бюджетных средств учреждениями, принимают решения о возможности получения дополнительного финансирования за счет сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, а также утверждают сметы доходов и расходов от предпринимательской и приносящей доходы деятельности. Большую роль в управлении финансами бюджетных учреждений и других некоммерческих организаций играют бухгалтерии, которые разрабатывают проекты смет, ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность об исполнении смет доходов и расходов. Бюджетные учреждения могут обслуживаться централизованными бухгалтериями, создаваемыми при органе государственной власти или органе местного самоуправления.

Совершенствование организации управления финансами, развитие правовой базы и использование современных информационных технологий являются основными направлениями обеспечения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы.

4. Автоматизированные системы управления финансами, их значение и перспективы.

Под АСУ финансами понимается совокупность административных, экономических и математических методов управления; электронной вычислительной, организационной техники и современных средств связи, позволяющих научно управлять финансами.

В создании АСУФ используются теоретические положения финансовой кибернетики, которая представляет собой учение о процессе управления финансами, организации обмена финансовой и экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами.

АСУ финансами является в свою очередь подсистемой общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования, прогнозирования и управления экономикой государства.

Важное место в автоматизированной системе управления финансами занимает автоматизированная система финансовых расчетов (АСФР), которая является подсистемой АСУФ. В результате создания и внедрения этой системы повысилась эффективность управления финансами, поскольку сократилась трудоемкость сбора, обработки и анализа информации, появилась возможность производить на базе ЭВМ многовариантные расчеты основного финансового плана страны и его исполнения на всех уровнях. В подсистемах АСФР решается комплекс задач по сводным расчетам бюджета, доходам и налогам, расходам бюджетных учреждений, финансам отраслей народного хозяйства. АСФР применяется не только в области планирования, но и при исполнении бюджета (составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам и др.)- АСФР позволяет установить рациональную структуру аппарата финансовых органов. Кроме того, применение АСФР требует совершенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и мобилизации доходов формирования финансовых резервов, рационального расходования финансовых ресурсов.

В современных условиях в финансовой системе государства все большее развитие получают местные финансы. Отсюда важной задачей становится внедрение автоматизации финансовых расчетов в работу областных, районных и городских управлений (отделов) исполнительных комитетов. Первоначальной стадией АСФР в низовых звеньях является внедрение в них автоматизированных рабочих мест (АРМ) с использованием ПК, а также создание информационно-вычислительных центров. Особенно это актуально для работников налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными. Появление в структуре местных финорганов ИВЦ и АРМов ведет к изменению труда их работников, поскольку ручной способ сбора и бумажная технология обработки информации сменяется безбумажной в виде машинных носителей информации.

Совершенствование финансовых отношений в страховом деле в современных условиях невозможно без автоматизированной системы управления в страховании. Здесь используется математическое моделирование расчетов по определению размеров страховых платежей, страховых возмещений и др.

При всей важности автоматизированной системы управления финансами нельзя преувеличивать ее возможности. Многие задачи по управлению финансами не поддаются формализации, поскольку требуют опыта работников финансовых органов, традиционных (умственно-аналитических) методов работы. Например, автоматизированная система управления финансами сама по себе не может совершенствовать формы и методы финансовых отношений. Это сфера деятельности специалиста. Но для того чтобы произвести это совершенствование, специалист ставит системе цели, задачи, выдает ей первичную информацию, корректирует ее, осуществляет постоянный контроль за работой системы. Таким образом, специалист по финансам, получив данные на основе АСУФ, делает выбор решения из подготовленных вариантов.

Необходимо отметить, что автоматизированная система управления финансами может успешно функционировать в условиях стабильной экономики. Только в этом случае она даст возможность существенно изменить содержание работы аппарата финансовых органов, поскольку у специалистов высвобождается время для анализа установленных форм и методов финансовых отношений, разработки и решения задач, связанных с их совершенствованием.

Финансовое планирование - это один из важнейших инструментов финансового управления. Следует иметь в виду, что единой системы внутрифирменного планирования не существует, финансовое планирование можно рассмотреть только в целом, выделив то полезное, что может быть использовано в российских условиях.

Финансовый план отражает синхронность поступления и расходования денежных средств. Это позволяет оценить будущую ликвидность, т.е. достаточность средств для финансирования мероприятий бизнес-плана и расчетов по обязательствам предприятия. В основе составления плана лежит метод денежных потоков, движение которых выявляется на основе бюджетирования всех издержек и расходов и составления прогнозов о доходах и поступлениях.

Исходя из этого, финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные планы. Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях, например: определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Задачами планирования являются:

Определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования;

Установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами;

Выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования;

Увеличение прибыли за счет экономного использования финансовых ресурсов предприятия;

Осуществление контроля за использованием и расходованием денежных средств и другие.

Финансовое планирование на предприятии сводится к достижению основных целей:

Рентабельность,

Платежеспособность,

Ликвидность.

В широком смысле слова финансовое прогнозирование заключается в изучении возможного финансового положения предприятия в будущем, разработке основных направлений стратегии в области финансов для обеспечения необходимой устойчивости предприятия при финансировании определенных расходов. Такой прогноз имеет значение прежде всего для самого предприятия, поскольку постоянными задачами при продолжающейся деятельности остается привлечение капитала и предупреждение банкротства.

Наряду с этим, понятие "прогноз" употребляется применительно к расчетам, необходимым для составления финансовых планов, например, прогноз объема реализации продукции, прогноз величины затрат и т.п. Это придает расчетам определенную гибкость, позволяет вносить коррективы в зависимости от изменившихся обстоятельств.

Прогноз перспектив финансового состояния предприятия имеет значение и для внешних пользователей экономической информации. По опыту западных стран можно сказать, что в банках проводится значительная работа по прогнозированию банкротства предприятий. Применяемые методы оценки вероятности банкротства освещаются в специальной литературе, в том числе и отечественной. В соответствии с результатами оценки финансового состояния предприятие может быть признано неплатежеспособным, могут быть сделаны выводы о реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность, о реальной возможности предприятия утратить платежеспособность, если в ближайшее время им не будут выполнены обязательства перед кредиторами.

Финансовое прогнозирование создает основу для годового и перспективного финансового планирования на тот период, который можно считать подходящим для достоверного плана. Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет). В западной практике - это обычно 3-5 лет. Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микро- уровнях).

6. Методы финансового планирования.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, многовариантности расчетов, балансовый и др.

Метод экономического анализа позволяет оценить финансовое состояние предприятия, определить динамику финансовых показателей, тенденции их изменения, внутренние резервы увеличения финансовых ресурсов. Этот метод целесообразно применять в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а выявленная в процессе анализа взаимосвязь показателей стабильна и сохранится в плановом периоде.

Нормативный метод используется для определения потребности в финансовых ресурсах на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов, как законодательно установленных (ставки налогов и других обязательных платежей, нормы амортизационных отчислений и т.п.), так и разработанных непосредственно на предприятии и используемых для регулирования хозяйственно-финансовой деятельности.

Нормативный метод широко применяется в финансовом планировании. Например, при планировании себестоимости продукции используются нормы расходов сырья, материалов, топлива, расходов на оплату труда производственных работников и др.

Метод многовариантности расчетов состоит в том, что рассчитываются альтернативные варианты плановых показателей, чтобы выбрать из них оптимальный. При этом критериями выбора могут быть:

Минимальная величина стоимости вложенного капитала;

Максимальная величина прибыли;

Максимальная рентабельность активов и собственного капитала;

Повышение конкурентоспособности организации и др.

Использование балансового метода позволяет увязать между

собой отдельные плановые показатели, например потребности организации в финансовых ресурсах с источниками их формирования.

В системе финансового планирования могут применяться методы балансовых расчетов (по формуле О0 + П = Р + О1) при разработке баланса доходов и расходов платежного календаря, планового баланса.

При разработке финансовых планов могут также использоваться коэффициентный метод, метод экономико-математического моделирования.

В качестве инструментария широко используются различные финансовые таблицы, графические изображения.

7. Виды финансовых прогнозов, планов и документов.

Финансовый план – это документ, отражающий желаемые параметры доходов, расходов, финансового состояния, денежных поступлений и выплат объекта планирования и способы их достижения.

Долгосрочные и среднесрочные финансовые планы разрабатываются на срок более года и характеризуются укрупненными показателями, определяющими размеры и источники формирования финансовых ресурсов. Финансовые показатели планируются, как правило, с разбивкой по годам. Горизонт планирования зависит от целей предприятия и степени неопределенности внешней среды. Чем более неопределенна внешняя среда, тем короче горизонт планирования. До недавнего времени в России редко разрабатывались долгосрочные планы на срок более трех лет. С повышением устойчивости экономического развития горизонт планирования раздвигается, начинают выделять среднесрочное планирование (срок от 1 до 3 лет) и долгосрочное планирование (срок более 3 лет).

Краткосрочные финансовые планы разрабатывают на основе показателей перспективных планов. В годовом плане детализируются статьи среднесрочных планов, применяются более точные по сравнению с перспективными планами методы расчета. Финансовые показатели планируются с разбивкой по кварталам и месяцам. В последнее время все большую популярность приобретает финансовое планирование на срок 15 месяцев.

Разработка оперативных (квартальных, месячных, декадных, ежедневных) финансовых заданий и доведение их до исполнителей осуществляется в процессе оперативного финансового планирования. Оперативное финансовое планирование нацелено, прежде всего, на балансирование денежных поступлений и выплат для обеспечения постоянной платежеспособности организации.

Необходимо различать категории «финансовый план», «финансовый прогноз» и «бюджет».

В условиях рыночной экономики прогнозирование является научно-аналитической стадией планирования, исследовательской основой для подготовки плановых решений и заданий плана. Прогноз очерчивает области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и цели, выявляет проблемы, которые должны быть объектом разработки в плане. Если план должен быть качественно однозначным, направленным на достижение уже выбранной цели, то прогноз может рассматривать различные варианты развития событий, не ставит каких-либо конкретных заданий плана, но содержит материал, необходимый для их разработки.

При разработке прогноза используются два подхода:

Составление прогноза с учетом инфляции;

Составление прогноза без учета инфляции.

К основным финансовым прогнозам относят:

Прогноз доходов, расходов и финансовых результатов;

Прогноз денежных потоков;

Прогнозный баланс активов и пассивов.

На каждом предприятии необходимо разрабатывать долгосрочные многовариантные скользящие финансовые прогнозы. Например, на Новолипецком металлургическом комбинате ежеквартально разрабатывается скользящий финансовый прогноз денежных потоков от операционной деятельности с горизонтом планирования пятнадцать лет.

На общегосударственном и территориальном уровнях финансовые прогнозы составляются в форме перспективного финансового плана и баланса финансовых ресурсов (страны, региона, муниципального образования) (ст. 172, 174, 175 БК РФ).

Перспективный финансовый план - документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Бюджет – более узкое понятие по сравнению с планом.

Бюджет представляет собой разновидность планового документа со следующим характерными чертами:

Всегда имеет абсолютное количественное выражение;

Предусматривает конкретное лицо, ответственное за исполнение;

Обеспечивает стоимостное выражение целей предприятия, стратегий и намеченных мероприятий;

Содержит количественные, привязанные ко времени, обоснованные расчетами и согласованные с вышестоящим уровнем управления данные о потребности в ресурсах и (или) источниках их формирования;

Составляется в табличной форме;

Является инструментом контроля за использованием ресурсов.

Цель составления бюджета – планирование и учет результатов деятельности предприятия, прежде всего финансовых.

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.08.1996 №115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации”.

Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.

Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п..

Натурально-стоимостные бюджеты могут вестись как в денежных, так и в натуральных единицах – килограммах, тоннах, метрах, штуках, кубометрах, штуках и т. д.

К натурально-стоимостным бюджетам относятся:

Бюджеты продаж продукции, товаров, работ, услуг;

Бюджеты закупок материалов;

Бюджеты остатков товарных запасов на начало и конец планируемого периода;

Бюджеты закупок основных средств и нематериальных активов;

Бюджеты продаж основных средств и нематериальных активов.

Стоимостные бюджеты рассчитываются в стоимостном выражении. Для системы управления финансами предприятия стоимостные бюджеты играют ключевую роль. С их помощью финансовые потоки поддаются контролю и упорядочиванию, что позволит оптимизировать и управлять ими. Иногда, помимо собственно стоимостных бюджетов выделяют денежные бюджеты, которые отражают реальные денежные потоки.

В финансовом (итоговом) бюджете предприятия представлены финансовые данные по набору обобщенных статей.

К финансовым бюджетам относятся:

Бюджет доходов и расходов (БДР);

Бюджет движения денежных средств (БДДС);

Бюджет по балансу (ББ).

Все три финансовых бюджета относятся к стоимостным бюджетам. Однако, только бюджет движения денежных средств является денежным.

Цель формирования финансовых бюджетов бюджетов:

Мониторинг достижения стратегических и тактических целей предприятия;

Своевременная корректировка стратегических целей предприятия;

Планирование финансового результата, денежного потока, потребления ресурсов и финансово-экономического состояния предприятия.

Операционный бюджет содержит комбинацию статей, ответственность за которые лежит на данном ЦФО.

Цель составления операционного бюджета – планирование и учет результатов хозяйственных операций, которые ведет соответствующий ЦФО. По сути, операционный бюджет – это инструмент делегирования полномочий и ответственности каждому ЦФО за относящиеся к нему финансовые показатели. Для каждого ЦФО составляется только один операционный бюджет. Следовательно, общее число операционных бюджетов на предприятии равно количеству сформированных в нем ЦФО.

8. Проблемы и основные направления совершенствования государственного финансового планирования и прогнозирования в РФ.

Минфином России были определены следующие способы прогнозирования расходов на долгосрочный период:

Инерционный способ планирования. Способ предполагает, что состав расходов рассматриваемого вида остается в будущем в целом неизменным. При применении данного способа для каждого из видов расходов необходимо задать динамику соответствующих индексов (уменьшение, сохранение или рост в реальном выражении);

Нормативный способ планирования. Способ предполагает, что расходы определяются на основе нормативов, утвержденных в соответствующих нормативно-правовых актах, с учетом изменения количественных факторов, оказывающих влияние на расходы;

Целевой способ планирования. Способ подразумевает целевой подход к планированию расходов, то есть должны быть установлены целевые показатели и их значения, которые необходимо достичь, а также мероприятия и затраты на их достижение;

Иные способы планирования. Под данными способами подразумевается в том числе проведение реформ в отрасли, касающихся как принципов предоставления услуг, так и механизмов финансирования. При этом прогноз расходов бюджета в плановых периодах рекомендуется определять раздельно по бюджету действующих и бюджету принимаемых обязательств.

Представленные подходы позволяют говорить о слабой методологической проработанности на сегодняшний день способов долгосрочного прогнозирования расходов бюджета. К проблемам внедрения долгосрочного бюджетного планирования в РФ следует отнести существующую систему прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ. Данный вывод основан на опыте внедрения бюджетного планирования на среднесрочную перспективу. Взаимосвязь прогнозов и среднесрочного финансового плана пока еще имеет преимущественно декларативный характер. Объяснением сложившейся ситуации является тот факт, что практика прогнозирования в современных условиях еще слабо отработана не только на уровне субъектов РФ, но и на уровне федерального правительства.

Обоснованность и достоверность прогноза являются важнейшими условиями при составлении перспективных целей и задач развития общества, разработке программ их реализации, определении путей и средств достижения конечного результата. Механизмы определения прогнозных показателей являются неотъемлемой частью долгосрочного бюджетного планирования, так как обосновывают предпосылки принятия управленческих решений на долгосрочную перспективу. В связи с эти становится актуальным анализ существующего зарубежного опыта в сфере бюджетного прогнозирования и адаптация данного опыта для внедрения в бюджетный процесс Российской Федерации.

Управление финансами - составная часть общей системы управления социально-экономическим развитием страны.

Управление финансами - это сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территорий, хозяйствующих субъектов, а также финансовые процессы, финансовую деятельность в целях достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.

Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.

В соответствии со структурой финансовой системы Российской Федерации управление финансами по видам объектов управления подразделяют на:

Управление финансами федеральных органов власти страны;

Управление финансами субъектов Федерации;

Управление финансами муниципальных образований;

Управление финансами хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

Управление финансами осуществляется с использованием административно-распорядительных и экономических методов.

В управлении финансами выделяются объекты, субъекты и инструменты управления.

Объектами управления финансов выступают разнообразные сферы финансовых отношений: государственные финансы (бюджеты федеральный и субфедеральные, государственные внебюджетные социальные фонды, бюджетный кредит, фондовый рынок), страхование, местные финансы (бюджеты муниципальных образований, местные внебюджетные фонды), финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей.

Субъекты управления финансами - совокупность организационных структур власти, которые регулируют и контролируют финансовые процессы в экономике (законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях).

Инструментом управления финансами выступает финансовый механизм, являющийся составной частью хозяйственного механизма. Финансовый механизм представляет собой совокупность видов и методов организации финансовых отношений и используется для оказания воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства.

Финансовый механизм нацелен на решение конкретных задач и достижение реального эффекта, удовлетворение потребностей общества. Структура финансового механизма сложна в связи с разнообразием финансовых отношений. В структуре финансового механизма выделяют такие функциональные звенья, как мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др. Финансовый механизм приводит в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование.

Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве.

Функции управления финансами включают:

Финансовый анализ;

Финансовое прогнозирование;

Планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности;

Оперативное регулирование финансов;

Контроль за состоянием финансов.

Финансовый анализ призван формировать информацию для принятия управленческих решений в области финансов исходя из сложившейся ситуации.

Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов, является предпосылкой финансового планирования.

Планирование финансовых ресурсов связано с установлением параметров финансовой системы, величины и источников финансовых ресурсов, каналов их расходования, уровня их дефицитности.

Оперативное регулирование финансов осуществляется в целях реагирования на складывающуюся ситуацию для перераспределения и изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач. Оперативное управление финансами возложено на финансовые органы - Министерство финансов, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, финансовые службы предприятий.

Контроль за состоянием финансов призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления необходимую информацию о соблюдении законов, норм и правил формирования и использования финансов (фондов денежных средств).

Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием банковской системы, так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов.

Еще по теме Управление финансами: понятие, объекты и субъекты управления, функции.:

  1. § 1. Понятие и виды преступлении против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
  2. 1.1 ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
  3. 1.3. Методология и факторы превентивного управления в системе обеспечения экономической безопасности предпринимательскихструктур

Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы-это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями.

Финансы включают в себя:

Формирование денежных фондов;

Их распределение;

  • -анализ и контроль за их использованием;
  • -коммуникативные финансовые отношения;

В состав финансов входят:

  • -государственные финансы;
  • -рынок ценных бумаг(фондовый рынок);
  • -страхование;
  • -финансы хозяйствующих субъектов;

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования, структуризации, использования их денежных фондов; являясь ведущим звеном всей финансовой системы общества, они формирую основной массив его финансовых ресурсов; Финансы хозяйствующих финансов включают в себя отношения, связанные с формированием и движением:

  • а) фондов собственных средств (уставного, резервного, добавочного капитала и нераспределенной прибыли и пр.)
  • б) фондов заемных средств (банковских кредитов, ссуд, бюджетных кредитов, облигационных займов и др;)
  • в) фондов привлеченных средств (фондов потребления, расчетов по дивидендам);

К основным функциям финансов хозяйствующего субъекта относятся:

  • -аккумулирующая (мобилизация доходов, финансовых ресурсов, формирования капитала);
  • -распределительная (оптимизация финансовых пропорций, надлежащее осуществление расходов);
  • -аналитико-контролирующая;
  • -коммуникационная (финансовые отношения с контрагентами, государством и прочее);

Объектами финансового управления на предприятиях являются:

  • -имущество, включая недвижимое и движимое;
  • -имущественные права;
  • -работы и услуги;
  • -информация;
  • -результаты интеллектуальной деятельности;
  • -нематериальные блага;

Финансовый менеджмент-это управление финансами хозяйствующих субъектов, финансовый анализ, планирование, а также нахождение и распределение капитала.

Финансовый менеджмент-это также и вид управленческой деятельности. Многие принципы общего менеджмента характерны для финансового менеджмента, кроме того, финансовый менеджмент является формой предпринимательства.

К увеличению роли и значения финансового менеджмента привел резкий рост значения финансов в жизни общества.

Предметом финансового менеджмента является система управления финансами на предприятии, совокупность методов, приемов и рычагов управления финансами на предприятия.

Финансовый механизм- это способы использования финансовых ресурсов, а также форма организации финансов предприятия. Использование финансовых ресурсов осуществляются посредством применения финансовых методов, приемов, рычагов, инструментов, принципов и предполагает соответствующее правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовая деятельность предприятия связана с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, финансовыми и денежными отношениями, возникающими во внутренней и внешней среде предприятия.

Финансовая деятельность включает следующие виды:

  • 1. отношения, связанные с формированием уставного капитала и его распределением между собственниками;
  • 2. отношения, связанные с авансированием уставного капитала во внеоборотные и оборотные активы;
  • 3. деятельность, связанная с формированием валовых доходов предприятия и их распределением в целях покрытия воспроизводственных затрат, то есть обеспечением финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса;
  • 4. деятельность, связанная с выполнением обязательств перед бюджетной системой;
  • 5. деятельность, связанная с выполнением обязательств перед собственниками предприятия по выплате им доходов;
  • 6. деятельность, связанная с реинвестированием прибыли в целях приращения активов;
  • 7. деятельность, связанная с формированием различных резервов предприятия;
  • 8. отношения, связанные с формированием фондов стимулирования и социальной защиты работников;
  • 9. деятельность, связанная с размещением свободных финансовых ресурсов предприятия и привлечением дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке;
  • 10. деятельность, связанная с перераспределением финансовых ресурсов внутриотраслевого или межотраслевого характера в случае вхождения предприятия в различные ассоциации, концерны, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы;
  • 11. деятельность, связанная с получением субсидий и субвенций из бюджетов разных уровней.

Финансовый механизм предприятия представляет собой совокупность финансовых методов, рычагов, инструментов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Финансовая деятельность предприятия реализуется посредством финансового механизма.

Финансовые инструменты представляют собой рыночные финансовые обязательства, финансовые ресурсы, формы авансирования и инвестирования капитала. Основными группами финансовых инструментов являются:

  • -денежные средства, их заменители (чеки, векселя, золото и др.)
  • -инструменты рынка капитала, его заменители и производные (кредитные инструменты, долговые ценные бумаги и т.д.)

Главное отличие финансовых инструментов от различных платежных, расчетных и других финансовых документов состоит в их торгуемости на финансовом рынке.

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта. финансовый капитал менеджмент

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:

  • 1) управляемая подсистема (объект управления)
  • 2) управляющая подсистема (субъект управления).

Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.

Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:

  • 1) Денежный оборот;
  • 2) Финансовые ресурсы;
  • 3) Кругооборот капитала;
  • 4) Финансовые отношения.

Субъект управления - совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

Элементами субъекта управления являются:

  • 1) Кадры (подготовленный персонал);
  • 2) Финансовые инструменты и методы;
  • 3) Технические средства управления;
  • 4) Информационное обеспечение.

Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.

Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.

Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца.

Основные задачи финансового менеджмента:

  • 1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.
  • 2). Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.
  • 3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.
  • 4). Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения.
  • 5). Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности. Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:
  • 1). Функции объекта управления

Воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;

Производственная - обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала;

Контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).

2). Функции субъекта управления

Прогнозирование финансовых ситуаций и состояний; - планирование финансовой деятельности;

Регулирование;

Координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;

Анализ и оценка состояния предприятия;

Функция стимулирования;

Функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов.