Филатов В.А. Технология социальной работы - файл n1.doc

Термин «технология» известен более всего из материально-производственной практики, и, прежде всего, из промышленного применения технологий. Первоначально под технологией подразумевалась не только деятельность по преобразованию природных объектов, но также и общетехническая дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда и сырья, материалов. В тоже время этот термин никогда не означал понятия техники в смысле совокупности искусственных материальных средств человеческой деятельности и уже с древнейших времен означал искусство, мастерство, умение.

Достаточно широкая трактовка понятия «технология» дана болгарским философом Н. Стефановым, который отмечал: «Там, где человек активно и целенаправленно относится к окружающим его процессам, где он стремится сознательно и планомерно изменять природную и социальную среду, там, в принципе, возможна технология».

В общем смысле слова технология представляет собой «совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта». Таким образом, технология - это не просто комплекс знаний о способах и средствах, не просто совокупность инструментов, но совокупность упорядоченная, укорененная в некоторой методологии, в некотором системном принципе, включающим указание на общую и конкретную цели.

Технология алгоритмизирует деятельность, поэтому может быть многократно использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач и создается, в том числе, для дальнейшего «перенесения» в другие области. Создание технологии гарантирует заданные свойства продукта, обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. Такое прочтение термина, пришедшего из сферы материального производства, изначально акцентирует внимание на ее преобразующем характере (в отличие от чисто познавательного). Но при этом из поля зрения ускользает тот факт, что объектом технологизации выступает не столько система инструментальных технических средств, сколько сам человек, осуществляющий деятельность. В таком случае технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени - мерой развития человека. Это можно объяснить тем, что технология выступает в виде стандартов-запретов, правил, норм, а также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов.

Технология воплощает в себе социальную форму практики, способы регулирования, контроля и управления взаимодействием между предметом труда и орудием труда, его технологическим содержанием. Причем, если объективной природной предпосылкой технологии являются природные процессы, которые обусловливают ее «вещественный каркас», то соответствующим социальным аналогом технологии выступает коллективная общественная практика, где материально-вещественные компоненты проявляют свою технологическую силу и раскрывают свое социальное значение. Общественная практика объединяет их в определенное целое, которое образует технологический способ освоения социального пространства.

В ходе развертывания научно-технической и информационной революций значительно усилилось внимание к социальным компонентам технологий и появилась возможность распространить технологический подход на все стороны общественной жизни: экономику, социальное управление, образование, воспитание, политику и др. Причем в каждой из них, разработка технологии основывается не просто на обобщении эмпирического опыта, а на новейших достижениях современной науки и техники.

Социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть, по сути социальная технология - это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации. Также социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата.

Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.

Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.

Но существует множество определений и трактовок самого термина «социальные технологии». Наиболее основополагающими можно назвать следующие характеристики:

1. Социальные технологии являются научной дисциплиной из многообразного цикла управленческих и социологических дисциплин. Это специально организованная область знаний о способах, процедурах и методах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях все нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.

2. С другой стороны, социальные технологии представляют собой способ осуществления деятельности на основе ее рационального и оптимального расчленения на процедуры, операции с их последующей координацией и синхронизацией выбора основных средств, методов и методик их выполнения.

3. Социальные технологии – это метод управления социальными процессами и явлениями, который обеспечивает систему их воспроизводства в определенных параметрах – свойства, качества, объемов, целостности деятельности.

Социальные технологии – элемент человеческой культуры, зависящий от менталитета народа и его языка. Социальные технологии возникают в процессе эволюции человеческого общества или создаются искусственно. Социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология - это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации. Социальные технологии различают в тесной зависимости от сфер общественной деятельности, в которых используются.

Социальные технологии могут быть:

Собственно социальными (достижение социальной справедливости «кто не работает, тот не ест»; защита незащищённых слоёв населения);

Экономическими (оценка способностей человека; интеллектуальная оптимизация труда работника; «рядовой выходит в управленцы», иными словами, персонал получает власть и ответственность);

Управленческими (развитие управленческих систем и порядка коллективной деятельности организаций; выделение личной стратегии);

Политической (гарантии дальновидности и взвешенности политических решений);

Духовной сфере (культурные запросы и интересы людей; реагирование на тенденции, связанные с общественной и культурной жизнью; наличие экономических предпосылок для решения существующих проблем).

Социальные технологии, которым все более уделяется внимание на государственном уровне, могут быть связаны с работой с обществом в целом, с семьёй, подрастающим поколением, женщинами, пенсионерами, с технологиями социального предвидения, адаптации, творческого развития, профилактического значения и экономической поддержке людей, а также социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские.

Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах. Социальные технологии, являясь связующим звеном между социологической теорией и методологией, с одной стороны, и социальной практикой - с другой, обеспечивают научно обоснованный выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Объектом социальной технологии выступают: работники, с их социальными качествами, мотивами поведения, социальными ролями, целями и ценностями, малые и большие социальные группы, различные организации и социальные институты общества, а также социальная реальность (как «моментальный фотоснимок», конструируемый участниками в соответствии с их взаимными ожиданиями).

Предметом являются социальные процессы:

Внутриличностные процессы (например, процесс самовоспитания);

Процессы, происходящие непосредственно между двумя или несколькими индивидами (например, процесс лидерства);

Процессы, происходящие в отношениях между индивидом и группой (например, процессы адаптации или дезадаптации);

Процессы, происходящие внутри группы (например, процессы организации или дезорганизации);

Процессы, происходящие в отношениях между группами (например, процессы национального самоопределения или интернационализации);

Процессы, происходящие внутри отдельного общества (например, процессы социальной мобильности, дифференциации и ассимиляции);

Процессы, происходящие внутри человечества или глобального общества (например, процессы демилитаризации или межгосударственной интеграции).

Как видим, нижнюю границу образуют внутриличностные процессы, которые соприкасаются непосредственно с психическими и психофизиологическими процессами, верхнюю - глобальные социальные процессы.

Таким образом, можно констатировать, что термин «социальная технология» еще не завершил свое становления. Различные подходы к его определению отражают соответствующие значимые аспекты социоинженерной деятельности.

Использование социальных технологий определяет эффективность процесса управления малыми группами, крупными коллективами, обществами, позволяет эффективно влиять на развитие социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Социальные технологии определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных и революционных процессов, национальным менталитетом, представленным лингвистическими концептами, типами коллективов, социально-психологическими группами объектов социальных технологий.

Социальные технологии должны рассматриваться с разных сторон.

С одной стороны, как средство практического достижения поставленных целей, как системное и направленное целеполагание, основанное на социологическом анализе материала, упорядочиваемого императивами технологичности. Здесь выявляется незавершенность феномена многофакторности социологического упорядочивания, оптимизации и организации, процесс и объект не только трансформируется в нужном направлении, но и показывают исследователю новые грани, свойства, качества и отношения. А это означает реальный процесс трансформации социального и социологического знания.

Однако и этим процесс превращения знания не исчерпывается. Он продолжается при приме нении результатов социального моделирования, анализа эффективности, учета разных форм обратной связи, внесения корректив и поправок. Дальнейший процесс, связанный с генерализацией моде лей, выражения их в языке математики, информатики, логики, дает новый уровень превращения знания, характеризуя исходную социальную и социологическую информацию об объекте под новым углом зрения. Достигнутая экспликация характерологических черт объекта «запускает» новый виток. И так виток за витком происходит наслоение новой информации.

С другой стороны, социальные технологии - это деятельность людей, реализация их социальной энергии, интеллекта, выражения способностей, умений и даже желания делать что-либо определенным образом. Эти социальные действия осуществляются в конкретных социальных условиях, реализация - через специфические социальные институты и социальные организации. Здесь социальные технологии выступают как разновидность социального менеджмента, форма выражения социального управления.

С третьей стороны, социальные технологии - вид операционального социального самосознания. Этакая операционально-прагматическая социальная рефлексия. Она выражается в осмыслении тех технологических законов, которые позволяют обществу найти внутреннее социальное измерение оптимальности метаморфоз. Можно сказать, что социальные технологии - это социальный институт инноваций и социального творчества, организации и самоорганизации, диагностики, тактики и стратегии развития.

Социальные технологии выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь с помощью регулирования заработной платы, повышения мотивации труда, а также получать эффективный прогнозируемый социальный результат.

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Социальные технологии в социальной работе......................................6

1.1. Понятие и сущность социальных технологий...............................................6

1.2. Специфика социальных технологий в социальной работе...........................9

Глава 2. Методы в социальной работе и их классификация.............................19

2.1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы.....................................................................................................................19

2.2. Классификация социальных методов...........................................................23

Глава 3. Опыт применения технологий на примере реабилитационного центра “Надежда”..................................................................................................33

3.1. Целевая программа реабилитационного центра “Надежда” города Москвы...................................................................................................................33

3.2. Основные социальные технологии Реабилитационного центра......................................................................................................................34

3.3. Адаптация, получение трудовых навыков и результаты работы с детьми-инвалидами.............................................................................................................37

Заключение.............................................................................................................40

Список литературы................................................................................................43

Введение

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить технологии глобального характера, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

По сферам применения социальные технологии разделяются на специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений. В статистике обычно выделяются отрасли (сферы) народного хозяйства - транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др. Это также дифференцирует социальные технологии, прежде всего, конечно, технологии управления, контроля, регулирования хозяйственно-экономических отношений.

За рубежом, а в последние годы и в России, получил широкое распространение и такой вариант сферного деления социальных технологий на различные виды: характеризуется специфика социальных технологий, используемых преимущественно в таких сферах, как бизнес, государственное управление и третий сектор, т.е. область деятельности некоммерческих неправительственных организаций. Достаточно широко распространяется трактовка разнообразия социальных технологий, дифференцирующихся по предмету и объекту, результату, получаемому с помощью тех или иных социальных технологий. Например, технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др.

Не менее характерно и полезно разделение социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества.

Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по важнейшим задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу, при этом дифференцируется вся практика социальной помощи по особым моделям социальной работы, объединяющим различные способы оказания помощи нуждающимся.

Наконец, можно говорить о дифференциации социальных технологий, формирующихся под влиянием различных теорий социальной работы, прежде всего психолого- и социолого-ориентированных, а также комплексных. Такая группировка концепций социальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа.

По характеру решаемых задач выделяют универсальные и частные социальные технологии. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций. Различают технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Можно заключить, что классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, и общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Объектом данной курсовой работы являются типы социальных технологий.

Предметом являются характерные особенности социальных технологий.

Цель данной работы – изучение особенностей социальных технологий и их роль в социальной работе.

1. Определить понятие социальных технологий

2. Выделить сущность и особенности.

3. Охарактеризовать основные методы и технологии социальной работы с молодежью.

4. Проанализировать использование технологий на примере реабилитационного центра «Надежда».

Работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых содержится по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

В работе были использованы методы системного анализа и обобщения; было проведено изучение научной литературы, анализ действующих нормативно-правовых документов в сфере молодежной политики.

Глава 1. Социальные технологии в социальной работе

1.1. Понятие и сущность социальных технологий

Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.

Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность 1 . Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.

Характер воздействия, его технологичность определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта – это первый уровень технологического воздействия.

Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими социальными объектами, более того - является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.

В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии.

Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит в 2:

1) гармонизации индивидуального, личностного и общественного;

2) выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе;

3) развитии творческих способностей и активности социального субъекта.

Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.

Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации.

Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.

Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направления социальной практики. В число инноваций, согласно данной точке зрения, входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, создание новых методик, технологии выработки критериев оценки эффективности. Инновации включают в себя специальные средства, позволяющие сделать их реальностью. Реализация социальной технологии - это 3:

1) анализ социальной реальности, социального объекта;

2) разработку социальной технологии изменения объекта;

3) распространение (внедрение) социальной технологии;

4) исследование развития объекта технологического воздействия;

5) оценка полученных результатов в ходе воздействия.

Необходимость применения социальных технологий обусловлена тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии – не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также в том, что необходимо проектировать и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия. Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.

Вторая точка зрения (Н.С. Данакин) состоит в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий было бы неправильным. Суть социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, посредством социальных технологий формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов.

При анализе социальных процессов их носители – субъекты, а в связи с этим – субъективные и объективные предпосылки. Установлению подлежат и организационные формы социальных процессов. Решение указанных вопросов напрямую ставит проблему необходимости проектирования, так как любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом смысл технологизации социальных процессов состоит в следующем 4.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Литература:

1. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с

2. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 185 с..

3. Технологии социальной работы в различных сфеpax жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 596 с.

4. Технологии социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. М.: Издательство РГСУ: Издательство «Омена-Л», 2011. – 388 с.

5. Технологии социальной работы: учебник для бакалавров / под общ. ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 503 с.

6. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.

7. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие. Уфа, 1997

8. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.

9. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. -Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 400 с.

10. Технология социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. О.В. Заяц. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004

11. Технология социальной работы: учебное пособие / В. А. Филатов, М.В. Станкова, Т. В. Щитова, Е. М. Кузнецова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 124 с

12. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов (Материалы семинарских и практических занятий) / Под. ред. П.Я, Циткилова.- Новочеркаск – Ростов-на-Дону: Пегас, 1998г.

13. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов. - М.: Академический Проект, 2007. - 432 с.

14. Технология социальной работы: Учебное пособие/ П.Я. Циткилов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 448 с.

15. Энциклопедия СР. Перевод с англ. В 3 тт., М., 1994

16. Российская энциклопедия социальной работы. М. 1997г.

17. Социальные технологии. Толковый словарь. М. – Белгород, 1995г

Сущность и классификация социальных технологий

В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.



Смысл и назначение любой технологии – оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Использование технологии – главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление.

Термин «технология» происходит от греческих слов «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - учение, наука. Первоначально его использовали в системе техничес­кого знания.

Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объект технологии выступали природные материалы. В современном языке содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов.

В русском языке понятие технологии используется в 2-х значениях:

1. Технология – это способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельность по преобразованию социальной реальности.



2. Технология – эта практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использование инструментария с целью достижения качественных конечных результатов.

Неоднозначность термина «технология» стала причиной того, что одни исследователи понимают под технологией на­уку о способах, процессах и методах многоразового получе­ния конечного результата; другие акцентируют внимание на организации и цели деятельности; третьи считают, что техно­логия - это использование научного знания для определения эффективных путей и способов выполнения какой-либо рабо­ты. В современной научной литературе насчитывается свыше 40 определений этого понятия.

Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства актуализировала вопрос об определении сущности социальных тех­нологий как общественного явления. Как отдельное направление теории управления и социальной инженерии социальные технологии стали развиваться в начале XX в.

Понятие «социальная технология» стало использоваться в на­уке только в 40-х гг. XX в. Это и привело к появлению во второй половине XX столетия нового термина - «социальная техно­логия», который ввел в научный оборот английский социолог Карл Поппер.

Основу данного понятия составляет термин «технология», но технология не в традиционном смысле, связанном с машинами, механизмами, а в более широком - за­трагивающем и социальную сферу.

Многозначность трактовки термина «социальная техно­логия» еще больше, поскольку существуют различные оп­ределения категории «социальное». В узком смысле слова это понятие охватывает лишь те технологии, которые отно­сятся исключительно к социальной сфере общества. В ши­роком смысле слова к этому понятию относятся не только собственно социальные технологии, но и экономические, по­литические, социокультурные, информационные, управлен­ческие и др.

Сам термин «социальные технологии» входит в систему социального знания в 70-е годы ХХ века. Первоначально, он обозначал систему специализированных средств и методов, использующихся в социальной инженерии и создающих возможности для рациональной деятельности

К началу 80-х гг. активно обсуждается проблема разработки и внедрения социальных технологий, хотя первые социальные тех­нологии появляются в середине 70-х гг.

Характерной особенностью этого периода является стремление ученых разобраться в сущности самого понятия «социальная тех­нология», его содержании и механизмах реализации. При этом воз­никли разные подходы к определению сущности данного социаль­ного феномена.

Начиная со II пол 70-х гг. продолжается интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Исходным пунктом научного исследования социальных технологий является определение ее сущности.

Первая монография по проблемам тех­нологий в социальной сфере «Общественные науки и социальная технология» вышла в свет в 1976 году. Она написана болгарским ученым Н. Стефановым, положившим начало соци­ально-философскому исследованию соци­альных технологий. Н. Стефанов предлагает широкую трактовку термина. Он утверждает, что везде, где возможно активное и целенап­равленное отношение человека к социальной среде, в принципе возможна технология. Дру­гой болгарский ученый - М. Марков - пони­мает под социальной технологией последова­тельность технологических операций, направ­ленных на совершенствование социального объекта. Сторонники противоположной точки зрения, как например, В.Г.Афанасьев, сводят социальную технологию до социального уп­равления.

А. Зайцев определяет их как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти дей­ствия, позволяющие достичь поставленной цели».

В. Иванов представляет социальные технологии как инновацион­ную систему методов выявления и использования скрытых потен­циалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. «Они могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социаль­ного результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т.п.). Соци­альная технология - важнейший элемент механизма управления».

Именно широкий смысловой контекст социальных техно­логий дает все основания представить понятие «социальная технология» в следующих положениях.

1. Социальная технология - это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Сущность данного способа состоит в рациональном расчленении деятельности на про­цедуры и операции с их последующей координацией и син­хронизацией. Это расчленение выполняется предварительно, сознательно и планомерно на основе и с использованием научных знаний, передового опыта, а также с учетом специфики той области, в которой осуществляется человеческая деятельность.

2. Социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции (спосо­бы и средства деятельности), и как сама деятельность, по­строенная в соответствии с этой программой. Специфика про­граммы состоит в том, что она существенным образом предо­пределяет направленность и содержание технологизируемой деятельности.

3. Социальная технология является элементом культу­ры и возникает двумя путями: вырастает в социокультурной среде эволюционно или строится по ее законам как искусст­венное образование.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – 1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновление общественных процессов;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией, синхронизацией и выборе оптимальных средств, методов их выполнения (определение Данакина)

3) Метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства. Социальные технологии – элемент культуры. Возникает эволюционно либо создается искусственно.

4) Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные про­цессы и социальные системы.

5) Область знания, рассматривающая вопросы создания, исполь­зования, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т.е. являющаяся научной дис­циплиной. Например, общественные науки связаны прежде всего с решением практических задач, обусловленных функционировани­ем и совершенствованием социальных объектов.

6) Сама деятельность по целенаправленному преобразованию социальных субъектов. Оптимизация развития и функционирова­ния объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоя­тельно требует использования технологического подхода к управ­лению социальной деятельностью.

Разработка социальных технологий - это особое научно-прикладное направление управленческой деятельности, вы­ражающееся в трансформации знаний с целью диагностики состояния социальных явлений и процессов, подготовки и реализации решений по их изменению и развитию.

Условия, необходимые для технологизации любого про­цесса, и признаки любой технологии были обстоятельно рассмотрены известным болгарским ученым М. Марковым . По его мнению, технологизация любого процесса возможна, по крайней мере при выполнении двух условий.

Во-первых , сам процесс должен иметь такую степень сложности, чтобы можно (и нужно) было расчленить его на относительно обо­собленные части. Следовательно, потребность в создании технологии диктуется, прежде всего, самим объектом, степе­нью его сложности. Во-вторых , должны быть средства, кото­рые позволили бы так систематизировать действия субъекта, чтобы достичь максимального эффекта при минимуме уси­лий.

Первым признаком любой технологии является разграни­чение, разделение, расчленение данного процесса на внут­ренне связанные между собой этапы, фазы, операции.

Второй признак - координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата.

Третий признак , весьма существенный, состоит в том, что каждая технология предполагает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Это решающее, не­пременное условие достижения результатов, адекватных по­ставленной цели.

Отсюда вытекает определение - социальная технология - способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем расчленения его на систе­му последовательно взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности.

Объектом социальных технологий и технологии социальной работы являются люди, их вза­имодействие, малые и большие социальные группы, а также различные институты и организации.

Основными характеристиками социальных технологий являются:

универсальность, предполагающая возможность применения социальной технологии на различных по численности и спе­цифике объектах для решения частных однородных задач;

конструктивность, т.е. нацеленность на решение конкрет­ных проблем проверенными и обоснованными способами;

результативность, т.е. ориентация на конечный, проверяе­мый результат;

оперативность, т.е. возможность реализовать технологию в оптимальные сроки;

относительную простоту, т.е. социальная технология дол­жна содержать промежуточные этапы, операций и быть доступной для специалиста определенной квалификации;

надежность, т.е. наличие некоторого запаса прочности, дуб­лирующего механизма;

гибкость, или способность к адаптации в изменяющихся ус­ловиях;

экономичность, или экономическая целесообразность, так как технология может быть эффективной, но не экономич­ной; -

удобство в эксплуатации.

Принципы социальных технологий

К теоретическим проблемам, возникающих в связи с проектированием социальных технологий относится обоснование его принципов:

I. Принцип вариантности и адаптивности социальных технологий к меняющимся условиям.

II. принцип саморегуляции выражает способность социальных технологий к самонастраиванию, самокоррекции.

III. Принцип дополнительности означает, что социальные технологии не исключают, а дополняют друг друга.

IV. Принцип умеренности направлен против традиции рассчитывать на наилучшее стечение обстоятельств, т.е. наименее вероятным.

Таким образом, социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация.

Многообразие социальных технологий обусловлено:

Обширностью социальных отношений и видов социального действия;

Системным, сложным характером социальных технологий

Разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

Различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

В реальной жизни используются самые разнообразные технологии. Практика и теория выработки для каждого вида человеческой деятельности, для каждого социального процесса различные технологии.

Можно выделить следующие шесть основных видов социальных технологий:

технологии обеспечения социального функционирования общества (технологии социальной работы);

политические технологии;

технологии информационного обеспечения функционирования общества;

технологии экономического функционирования общества и развития собственности;

технологии правового обеспечения функционирования общества;

технологии духовно-культурного развития.

Анализ показывает, что в современной социологической науке нет системного видения всего многообразия социаль­ных технологий. Поэтому можно предложить такую классифи­кацию социальных технологий (табл. 1).

Классификация социальных технологий (Сурмин Ю.П)

Основание классификации Разновидности социальных технологий и их характеристика
По типу социального процесса - Экономические , моделирующие хозяйственно-экономическую деятельность - экологические , ориентированные на моделирование взаимодействия человека с природой - собственно социальные , регулирующие социальную сферу общества; - политические , оперирующие политическими процессами; - культурологические , представляющие явления и процессы в сфере культуры - духовно-идеологические, моделирующие идеологические и духовные процессы; - информационные, отражающие информационные процессы; - управленческие, ориентированные на оптимизацию управленческих процессов; - комплексные , отражающие явления во всех сферах их проявления
По масштабу объекта технологизации - Глобальны е, направленные на регулирование глобальных проблем современной цивилизации; - континентальные , ориентированные на решение проблемы континента; - национальные, решающие проблемы в пределах страны; - технологии обновления общественной системы , ориентированные на изменение социально-экономической системы общества; - технологии трансформации подсистем общества , моделирующие изменение конкретных подсистем; - технологии трудовой ассоциации , регулирующие различные аспекты жизнедеятельности трудового коллектива; - технологии человеческого капитала , ориентированные на развитие личности, человеческих ресурсов
По степени новизны - Инновационные (новаторские), представляющие собой нововведения; - традиционные , представляющие собой известные апробированные и устоявшиеся формы деятельности; - ретро (рутинные), т. е. заимствованные из прошлого
По типу выполняемой функции - Познавательные , представляющие собой некоторые алгоритмы познания; - диагностические , обеспечивающие диагностику социальных проблем; - информационные , ориентированные на получение, передачу, хранение и переработку информации; - обучающие, осуществляющие процесс обучения в аспекте той или иной педагогической доктрины; - игровы е, являющиеся средством имитации реальной деятельности; - управленческие , осуществляющие процесс управления; - деятельностные , представляющие собой модели тех или иных видов деятельности; - технологии противоборства , обеспечивающие победу в борьбе; - миротворческие , ориентированные на мирное решение социальных проблем.
По характеру воздействия - Формирующие , направленные на формирование оп­ределенных социальных процессов; - стимулирующие , ориентированные на поддержание или развитие социальных процессов; - сдерживающие , или препятствующие, задающие оп­ределенные границы социальных процессов; - деструктивные , или разрушающие, направленные на подрыв и устранение определенных процессов
По степени жесткости и способности к саморазвитию - Жесткие, детерминистские , схемы которых пред­ставляются однозначными; - адаптивные , т. е. приспосабливающиеся к изменя­ющимся условиям; - развивающиеся , т. е. обладающие способностью к саморазвитию, кардинальному обновлению структур и функций
По типу целевой ориентации - Стратегические , ориентированные на достижение дальних целей на относительно длительных этапах развития; - тактические , ориентированные на достижение ближ­них целей в конкретных ситуациях; - оперативные , ориентированные на достижение текущих целей и решение возникающих при этом задач

Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Основным инструментом практической социальной работы выступают так называемые социальные технологии.

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos – учение) - наука о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Технология понимается как совокупность процессов обработки или переработки материалов. Одновременно технология может быть определена как совокупность основных характеристик и элементов (составляющих) процесса производства того или иного продукта.

Технология может быть определена еще и как оптимальная последовательность использования средств воздействия на предмет труда с целью достижения результатов в определенный срок.

Технология выступает заключительным звеном деятельности, практическим воплощением задуманного и осуществляемого. В этом особенность функционирования технологии и значимость для любого вида деятельности, в том числе и для социальной работы. Сегодня понятие «технология» получило широкое применение, благодаря чему оно используется во всех сферах жизнедеятельности человека и прочно утверждается в социальной и духовной сфере.

Мы живем в эпоху технологизации всех сфер жизнедеятельности человека, являющейся с одной стороны результатом проникновения техники во все элементы профессиональной деятельности и быта, а, с другой стороны, результатом усиления влияния науки и научного точного знания на социальную действительность, на систему социальных коммуникаций. Следовательно, вольно или невольно, мы сталкиваемся с необходимостью технологизации социальных процессов, которая сводится к: разграничению, разделению, расчленению процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции; координации и поэтапности действий, направленных на достижение искомого результата; однозначности выполнения включенных в технологию процедур и операции.



Технологизация - это процесс, т.е. устойчивая, повторяющаяся, последовательная по времени смена содержания деятельности с единым замыслом. Понятие «процесс» рассматривается так же, как синоним понятий «изменение», «развитие», «переход объектов из одного состояния в другое». Важно подчеркнуть отличие социальных процессов от экономических, политических и других общественных процессов. Оно состоит в том, что субъектом движения здесь является социальное качество человека и общества. Своеобразие социальных процессов состоит в том, что они пронизывают все процессы общественной жизни, так как изменение личности, семьи, класса, других социальных групп (с точки зрения их социального положения, реализации потребностей и интересов) затрагивает все стороны их жизнедеятельности.

Основу технологического процесса составляют три компонента: 1) алгоритм действий (операций), т.е. точное соответствие последовательности операций, которые преобразуют объект (в том числе объект социальной работы) и переводят его в искомое состояние; 2) операции как простейшие действия, направленные на достижение конкретной цели; совокупность операций, объединенных общей целью, составляют процедуру технологического процесса; 3) инструментарий как арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность, социальную группу, общность.

Для технологического процесса характерны следующие основные процедурные этапы: 1) формулирование цели воздействия на основе сбора информации и определения проблемы; 2) выработка и выбор способов воздействия; 3) организация воздействия; 4) оценка и анализ результатов воздействия

В настоящее время все активнее используется понятие «социальная технология».

Теоретическим основанием социальных технологий считаются эмпирический опыт и закономерности, открытые социальными науками. К. Поппер трактует социальную технологию как способ применения теоретических выводов социологии в практических целях. По К. Манхейму, социальная технология – это система научно обусловленных социально-политических акций, призванных рационально регулировать конкретные социальные процессы. Объектом воздействия социальной технологии должны быть главным образом социальные группы, групповое сознание, групповые отношения, ценности, нормы.

Герасимова Е. Ю. определяет социальную технологию как:

· специально организованную область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях возрастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов;

· способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения;

· метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах качества, свойства; объемы; целостность деятельности.

Зайнышев И. Г. выделяет два аспекта понимания социальной технологии. Во-первых, в широком плане – как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы.

Таким образом, социальную технологию следует трактовать как совокупность методов определения, диагностирования и преобразования социального объекта с целью достижения заданного результата . Особенностью социальной технологии является возможность ее многократного использования для решения сходных задач.

Социальные технологии можно трактовать двояко: во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач; во-вторых, как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем.

Выделяют два компонента социальных технологий: 1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности); 2) сама деятельность, построенная в соответствии с этими программами.

Социальные технологии можно рассматривать как конкретизацию, своеобразное следствие технологизации в социальной сфере. В этом случае их можно интерпретировать как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований . К числу наиболее значимых оснований относятся:

По масштабам решаемых социальных проблем:

Универсальные социальные технологии;

Частные социальные технологии.

2. По уровню социальной деятельности:

Глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества; - региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;

Национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;

Государственные технологии, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;

Муниципальные и пр.

3. По характеру решаемых задач:

Функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

Инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;

Технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия на социальные процессы:

Формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

Стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

Сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

Разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какойлибо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств:

Организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

Социально правовые технологии;

Медико-социальные технологии

Психологические технологии;

Педагогические технологии и т.п.

Именно социальная работа как системная трудовая деятельность выступает сугубо специфической областью реализации и применения социальных технологий.

2. Технологии социальной работы: их содержание, составляющие, виды

В литературе чаще всего рассматриваются «практические» технологии социальной работы, т.е. технологии, применяемые к практике социальной работы. Это касается, в том числе, учебной деятельности и технологий учебного процесса. Однако надо иметь в виду, что эти технологии (практические и учебные) основываются на накопленном опыте, систематизации знаний в этой области.

В соответствии с таким подходом можно классифицировать технологии, применяемые в социальной работе . При этом имеются в виду три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (практическая деятельность). Технологии социальной работы можно разделить на три большие группы:

1) общие и частные технологии (нередко называемые в литературе функциями, направлениями социальной работы). Это социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание в сфере быта, социальное посредничество, социальное попечительство. Каждая из них включает как научный (теория), так и практический и учебный компоненты.

2) технологии социальной работы с разными группами, слоями, общностями, а также с отдельной личностью. Теоретическое их содержание сводится к выявлению особенностей применения технологий первой группы с учетом знания специфики данной группы объектов социальной работы;

3) технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, которые представляют собой систему знаний применения общих и частных технологий с учетом особенностей каждой сферы жизнедеятельности социальной направленности (образования, здравоохранения и др.) и структуры этих сфер.

Существует классификация технологий с учетом уровней социальной работы: индивидуально-личностный, социально-групповой и социетальный (местный, региональный, федеральный, а также континентальный и мировой). Несомненно, что теоретическая компонента в каждой из них различна.

По-разному определяются технологии социальной работы в профессиональной и непрофессиональной деятельности. Интересующий нас компонент - теория - здесь представлен, естественно, прежде всего, в профессиональной социальной работе.

Технологии социальной работы (с учетом всех трех ее компонентов) классифицируются в зависимости от преобладания тех или иных сторон. Так, в социально-экономических, социально-правовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских технологиях имеет место сочетание теоретических знаний социальной работы в целом и знаний в области экономики, права, педагогики, психологии и медицины.

Технология социальной работы и ее теоретический компонент, самым органическим способом связаны с социальными технологиями в целом: глобальными (знание глобальных проблем современности и «выход» технологий за рамки национально-государственных образований); инновационными и рутинными (знание новых и старых методов решения проблем); историческими (знание решения социальных проблем на разных этапах истории своей страны и других стран) и др. Теоретический компонент технологий в социальной работе особенно наглядно представлен и выражен в информационных социальных технологиях. Это объясняется значимостью информации в современном обществе, получившем название информационного.

Конкретная технология социальной терапии с индивидом вырабатывается на уровне индивидуального взаимодействия, а в последующем и групповой работы. Методы социальной терапии предполагают определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником (психосоциальным терапевтом) и клиентом.

В практической деятельности специалист социальной работы постоянно сталкивается с соматическими и психологическими проблемами клиентов. Владение методами социальной терапии помогает выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения.

Существуют различные варианты технологического решения проблем в индивидуальной социальной работе: Так, еще в 1928 г. на Милфордской конференции были определены факторы, обусловливающие правильный выбор технологического решения социальных проблем: знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни; ознакомление с подробностями жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении; применение общепринятых методов изучения и оказания помощи людям, которые нуждаются в социальной поддержке; использование средств и ресурсов местных органов (общественных организаций); применение знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода; понимание теоретических основ, определяющих цели, этику и особенности адресной помощи в социальной работе.

Социальные технологии, применяемые в практике социальной работы, представляют собой зафиксированные знания и навыки, выраженные, хранимые и передаваемые в вербальной или письменной форме, благодаря чему их можно передавать от поколения к поколению, от одного социума к другому.

Однако практика показывает, что во многом социальная работа профессионалов основана, по существу, на методе «проб и ошибок», интуиции, упорстве, выдержке, готовности понять проблемы индивида, пойти на определенное самопожертвование. Это прекрасно, но сегодня этого недостаточно.

Любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

Все это вместе взятое определяет содержание социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. Технологизация любого процесса возможна при наличии следующих условий: во-первых, процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволяет расчленить его на относительно обособленные части; во-вторых, должны иметься средства, позволяющие так оптимизировать действия социального работника, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.

Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий, дифференциации может быть достаточно большим, что определяется как сложностью индивидуального объекта социальной работы, так и ее творческим характером, по сути эти различия не затрагивают общего алгоритма, фиксирующего предельные границы дифференциации, переход за которые чреват игнорированием опыта, последовательности, закономерности и правил, что приводит к снижению эффективности социального действия.

Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.

В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.

Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных повторяющихся и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если стереотипность процедур предпочтительна в производственных технологиях, то в социальных технологиях она применима в основном лишь на организационном уровне, тогда как в частных технологиях, в конкретных условиях, она невозможна и даже вредна.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Иными словами, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий – это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых – решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны. Инновационные социальные технологии – это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий – инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой – активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

1) позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;

2) демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;

3) компромисс, взаимные уступки;

4) односторонние уступки, удовлетворение всех претензий;

компенсация (финансовая, экономическая и др.);

5) ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической Деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологии (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Кроме того, для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.

Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые из них имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуры (микро- и макроуровни и т.д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.

Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

– степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

– масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

– сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

– степень зрелости социальных объектов;

– инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

– область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

– уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);